Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Поведенческие проблемы школьников связаны с типом семьи

Вопреки знаменитому наблюдению Льва Толстого, что «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по-своему» новое психологическое исследование подтверждает, что на практике могут существовать две отличные друг от друга модели нездоровых семейных отношений, которые и приводят к огромному числу разнообразных трудностей в жизни детей в раннем школьном возрасте.

«Семья может быть источником поддержки и ресурсом для детей, вступающих в школьный возраст, а может создавать стресс, отвлекаемость, дезадаптацию,» говорит Мелисса Стердж-Эппл, руководитель исследования и доцент психологии в университете Рочестера.

«Это исследование показывает, что холодная и основанная на контроле семейная среда вызывает лавину трудностей для детей в их первые три года школы, от агрессивности, внезапных бурных реакций до депрессии и отчуждения» - объясняет Стердж-Эппл. «Исследование также показало, что дети из семей с высоким уровнем конфликтности и навязчивых моделей родительского поведения в раннем школьном возрасте страдают от все усиливающегося беспокойства и социального отчуждения».

Объектом трехлетнего исследования, результаты которого опубликованы в журнале Child Development, были модели отношений в 234 семьях с шестилетними детьми. Исследовательская группа выявила три различных профиля семьи: один счастливый, именуемый «связным», и два неудовлетворительных, получившие названия «разъединенный» и «запутанный».

Связные семьи характеризуются гармоничными взаимодействиями, эмоциональной теплотой и устойчивыми, но гибкими ролями родителей и детей. «Возьмите, к примеру, семью Козби» - говорит Стердж-Эппл, предлагая пример популярного телевизионного сериала о приветливой семье Хакстэбл.

Запутанные семьи, в отличие от этого, могут характеризоваться эмоциональной вовлеченностью и даже определенной теплотой отношений, но они при этом страдать от высокого уровня враждебности, разрушительного вмешательства одного члена семьи в пространство другого и недостаточно осознаваемого смысла семьи как целого. Стердж-Эппл приводит сложные эмоциональные взаимоотношения в семье Бэроун из семейного ситкома «Все любят Рэймонда» как хороший пример запутанной семьи.

Наконец, разъединенные семьи, как следует из самого названия, характеризуются холодом, контролем, уходом в себя. Симпатичная, на первый взгляд, пригородная семья в фильме «Обыкновенные люди» - классический пример разъединенной семьи, согласно авторам исследования. Реагируя на смерть старшего сына, родители уходят в себя и отчуждаются друг от друга эмоционально, создавая бесплодную домашнюю среду, в которой не место обсуждению чувств.

Хотя исследование демонстрирует убедительные доказательства тесной связи семьи и школы, авторы предостерегают, что дисфункциональные семейные отношения не следует считать причиной всех или большинства трудностей с поведением в школе. Другие факторы риска, например, высокая преступность, школы с учениками из преимущественно бедных семей, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, а также генетические черты тоже влияют на то, возникает ли у одного ребенка больше проблем, чем у другого ребенка, объясняет соавтор исследования Патрик Дэвис, профессор психологии в университете Рочестера.

Новое исследование основывается на укоренившейся теории семейных систем, которая последовательно выделяла на основании клинических наблюдений три типа семей. Проведенное исследование, по словам Дэвиса, впервые опытным путем подтвердило их существование в различных отношениях в рамках семьи: в браке, во взаимодейтсвиях родителей с ребенком, а также между всеми тремя членами семьи в целом. «Мы действительно оказались в состоянии увидеть большой «портрет» семьи, - добавляет он. – Поразительно, что эти семейные модели отношений не только устойчивы в различных отношениях, но и во времени, причем лишь очень немногие семьи переключаются с одних моделей на другие».

Исследование выявило, что дети из разъединенных семей начали свое школьное образование с более высоким уровнем агрессии и подрывного поведения, и им было труднее сосредоточиться на обучении и соблюдать школьные правила. Эти разрушительные модели поведения усиливались по мере того, как ребенок переходил из класса в класс.

В отличие от этого, дети из запутанной домашней среды вошли в школу с показателями дисциплинарных проблем, депрессии и ухода в себя, которые были не хуже, чем у их сверстников из связных семей. Однако по мере того, как дети из запутанных и разъединенных семей продолжали обучение в школе, они начинали испытывать все более высокие уровни беспокойства и усиливающееся чувство одиночества и отчуждения от сверстников и учителей. Авторы приходят к выводу, что «дети раннего школьного возраста могут быть особенно уязвимыми для разрушительных моделей отношений, характерных для запутанных семей».

В исследовании семьи оценивались на основании сообщений родителей и учителей и путем непосредственного наблюдения в лаборатории. Семьи приезжали в лабораторию каждый год для двух посещений, отстоящих друг от друга на одну неделю. Оба родителя и ребенок играли в Jenga, интерактивную игру, в течение 15 минут, и затем поочередно в течение недели каждый родитель один взаимодействовал с ребенком в течение пяти минут игры, и пять минут во время уборки игрушек. Родителей также попросили обсудить две темы, выбранные таким образом, чтобы вызвать разногласия. Сессии были сняты и подвергнуты анализу для выявления моделей поведеня.

В ходе исследования изучались отношения родителей друг с другом, отмечались любые проявления агрессии, ухода в себя или избегания, и исследовалась способность родителей действовать как единое целое в присутствии ребенка. Исследователи анализировали эмоциональную открытость родителя для ребенка, отмечая родительскую похвалу и одобрение или проигнорирование ребенка во время общих действий. Наблюдатели также иследовали, какову были отношения ребенка с матерью и отцом, отмечая, были ли попытки вовлечь родителей в общение краткими и нерешительными или длительными и исполненными энтузиазма.

Исследование было проведено при финансовой поддержке Национального Института психического здоровья. В число его авторов, кроме перечисленных выше, входит также Э. Марк Каммингс, профессор и заведующий кафедрой психологии Нотр-Дам в Университете Нотр-Дам.

Пер.:

Приматы могут помнить друзей, которых они не видели более 25 лет

Человекообразные обезьяны смотрят на фотографии знакомых обезьян дольше, чем на фотографии случайных обезьян. Это может означать, что обезьяны помнят о других обезьянах уже 25 лет.


Зоологический метод как диагностика ОКР и шизо-ОКР

Исследование делает шаг к разрешению старого вопроса о природе шизо-ОКР — является ли оно сочетанием обсессивно-компульсивного расстройства и шизофрении или просто разновидностью одного из этих расстройств? Исследователи сделали вывод, что шизо-ОКР — это сочетание этих двух расстройств.


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация