Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Даже легкий стресс может затруднить контроль эмоций

Команда неврологов университета Нью-Йорка считает, что даже легкий стресс может затруднить терапевтические меры по контролю эмоций. Их результаты, появившиеся в журнале «Труды Национальной Академии Наук» указывают на пределы клинических методов, но в то же время проливают новый свет на препятствия, которые необходимо преодолеть в решении таких недугов, как фобии или беспокойство.

«Мы давно подозревали, что стресс может повлиять на нашу способность контролирования эмоций, но это первое задокументированное исследование, которое показывает, как даже легкий стресс может подорвать терапию, направленную на то, чтоб держать эмоции под контролем», — говорит Элизабет Фелпс, профессор Нью-Йоркского отдела университета психологии, а так же главный автор исследования. «Другими словами, то, что вы узнаете в клинике может быть не столь актуальным в реальном мире, когда вы находитесь в напряженном состоянии».

При решении эмоциональных болезней пациентов, врачи иногда используют методы когнитивной реструктуризации — оказание помощи пациентам посредством изменения их мыслей или перемены отношения к ситуации, с целью изменения их эмоциональной реакции. Это может включать в себя упор на положительные и не угрожающие аспекты событий, которые обычно побуждают страх.

Но смогут ли эти методы работать в реальной жизни, когда стресс сопровождает нас ежедневно? Как раз на этот вопрос исследователи и искали ответ. Для этого они разработали двухдневный эксперимент, в котором использовались методы, применяемые в клиниках в качестве борьбы со страхами.

В первый день исследователи создали страх среди участников эксперимента при помощи техники «Условно-рефлекторного замирания».

В частности, участники смотрели фотографии змей или пауков. Некоторые фотографии сопровождались легким разрядом тока в запястье, в то время как при просмотре иных фото такого не происходило. Участники сформировали реакцию страха на фотографии, сопровождавшиеся разрядом электричества.

После процедуры условного рефлекса страха, участники обучались когнитивным стратегиям — сродни тем, которыми используются психотерапевты в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) — дабы уменьшить страхи вызванные экспериментом.

На следующий день участники были поделены на две группы: «Стресс группа» и «Контрольная группа». В стресс группе руки участников были погружены в ледяную воду на три минуты — стандартный метод для создания мягкой реакции стресса в психологических исследованиях. В контрольной группе руки испытуемых были погружены в слегка теплую воду.

Чтобы определить, что участники стресс группы были на самом деле в напряжении, исследователи смотрели на уровень слюнного кортизола каждого участника, который, как известно, вырабатывается организмом в ответ на стресс.

Находящиеся в стресс группе показали значительное увеличение кортизола после стрессовых манипуляций, в то время как в контрольной группе не было никаких изменений.

После небольшой паузы исследователи протестировали реакцию страха на те же фотографии со змеями и пауками, чтобы определить, подорвал ли стресс эффект когнитивных методов, изучаемых в предыдущий день.

Как и ожидалось, контрольная группа показала снижение реакции страха на изображения, а это значит, что испытуемые смогли использовать навыки обучения из предыдущего дня. Однако, несмотря на то, что стресс группа получила идентичную подготовку, она не показала снижение страха, указывая на то, что они не смогли использовать эти когнитивные методы снижения страха на второй день.

«Ранее было показано, что использование когнитивных методик для управления страхом зависит от участков префронтальной коры головного мозга, работа которых ухудшается под воздействием умеренного стресса», — замечает Фэлпс. «Эти результаты схожи с предположением, что эффект легкого напряжения на префронтальной коре может привести к уменьшению способности использовать ранние изученные методы контроля над страхом».

«Наши результаты показывают, что даже легкий стресс, например, возникающий в повседневной жизни, может ухудшить способность использовать когнитивные методики для контроля страха и тревоги», — добавил Кандаки Рэио, аспирант департамента Нью-Йоркского университета психологии и ведущий автор исследования. «Однако с практикой или же с большим временем когнитивной подготовки, эти методы могут стать более действенными и менее подвержены воздействию стресса».

Пер.:

Травма, полученная в детстве, втрое увеличивает риск серьезного психического расстройства во взрослой жизни

Перенесенная психологическая травма в детстве значительно увеличивает риск развития психического расстройства во взрослом возрасте. В частности, в целых три раза, согласно недавнему исследованию.


Младенцы подражают, потому что им подражают

Исследование показало, что чем более чуткой была мать в общении со своим шестимесячным ребенком и чем чаще она подражала младенцу, тем выше была способность ребенка к подражанию другим в возрасте 18 месяцев.


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация