Чересчур эмоциональный ребенок |
• Вход | Поиск | Правила форума •
|
![]() |
Чересчур эмоциональный ребенок |
![]() |
|
Добрый день! Долгое время я не решалась обратиться к психологу из-за непрофессионального поступка психолога, который работал со мной в детстве, но уже не знаю, куда дальше заведут нас наши отношения с дочкой. Ей 4 года и 4 мес. Мы живем в Финляндии, в садик она сейчас не ходит, посещает только детский развивающий клуб для русских детей. С самого рождения она была очень любимым ребенком, и сила привязанности ко мне была очень высокой. Мы долго были на грудном вскармливании, до 1 г.10 мес. Понимали друг друг с полуслова, тяжело переживали расставания даже на несколько часов. Я думала, что кроме меня ей никто не сможет обеспечить должный уход и развлечения. В 2 г 8 мес. Она пошла в детский сад, сказать что она кричала - это ничего не сказать. Слышал весь город, а я уходила домой и все время, пока она была в саду, рыдала. К тому же я была беременна вторым ребенком, градус эмоциональности у меня самой зашкаливал. С детьми в садике дочка так и не подружилась, ровно как и со взрослыми. Но можно объяснить языковым барьером... Она очень рано стала говорить, читать научилась в 3, 5 года, сейчас может написать целый рассказ печатными буквами и почти без ошибок. Решает примеры, может посчитать до тысячи и дальше. В интеллектуальном плане очень развитый ребенок, хотя я ее никогда не заставляла учиться, толком и развивающие занятия никакие не проводила.
И вот уже наверное почти 3 года, мы живем как на вулкане. Ребенок не может контролировать своих чувств. Несет стакан воды и капелька капает на пол - истерика, карандаш в раскраске выезжает за линию - истерика, помогаешь расстегнуть молнию - истерика, говоришь что пора спать - истерика, человек в лифте нажимает кнопку нужного этажа - истерика, в развивающем клубе преподаватель помог что-то сделать - истерика. Никогда не знаешь, где и когда может накрыть эта лавина крика, слез, агрессии. Пробовали не вмешиваться ни в какие ее дела, пускай сама кашу накладывает, ест ее, переодевается - тоже истерика, что не получается должным образом. Мы все очень устали от постоянного чувства вины и страха перед очередной вспышкой. У нас подрастает еще маленький сын, он все это видит и тоже начинает повторять за сестрой. Истерика же представляет из себя крик до срыва горла, какие то выкрики в сторону обидчика (будь то свитер, который не отпускает или преподаватель рисования), может доходить до рвоты. Пробовали оставлять одну в ванне например, не помогает, может орать час и больше. Пробовали обнимать и держать, пока не успокоится, вырывается, кричит еще сильнее. Пробовали объясняться по хорошему "тебе сейчас обидно, ты злишься, но давай вместе решим эту проблему" - отговаривается и не слушает. Когда истерика началась, любое слово начинает работать против нас. Причем кажется, что кричит она не столько из-за того, что ей плохо, а как будто пытаясь довести нас. Сегодня в развивающем клубе после очередного такого концерта, преподаватели даже дали понять, что лучше не водить туда дочку. В садике были в прошлом году, там тоже после такого испытания дочку не взяли на экскурсию, объяснив что в саду ей будет спокойнее и надежнее. Я переживаю, что эта эмоциональность у нее не пройдет, и она так и останется без друзей и круга общения, который в чужой стране и так сложно найти. Как я должна вести себя, чтобы снизить уровень стресса в нашей семье, уменьшить количество истерик и их яркость? Заранее благодарю за ответ. |
|
|
![]() |
|
Добрый день, JuMona. Спасибо за Ваш вопрос.
Я правильно Вас поняла, Ваша проблема имеет довольно раннее начало, истерики у дочери начались в возрасте 1 год 4 месяца и на протяжении последних трех лет Вы «ведете борьбу» с ними, пытаетесь совладать с реакциями дочери на некоторые жизненные обстоятельства? Для того, что бы написать рекомендации Вам, о том, как Вам следует вести себя, чтобы снизить уровень стресса в семье, уменьшить количество истерик и их яркость необходимо вернуться на этап возникновения данных поведенческих реакций дочери и попробовать отыскать причины, которые способствовали их появлению. Пожалуйста, опишите подробнее тот период в жизни малышки, когда впервые проявились истерики (был ли на тот момент какой-либо стресс в жизни девочки: трудности в семье, переезд, заболевания, конфликты). Уточните, обращались ли в указанный период (1 год 4 месяца - 4 года 4 месяца) к детскому неврологу? С уважением, Ксения Алексеева С уважением, Ксения Алексеева
|
|
![]() |
|
Некоторые общие рекомендации родителям, чей ребенок подвержен истерике
Из возрастной психологии: Довольно часто родители в период от 1 года до 4 лет сталкиваются с таким явлением как детская истерика, когда ребенок кричит, плачет, бросается на пол, не реагирует на просьбы и замечания взрослого прекратить данное действие. Первые истерики начинаются примерно в возрасте полутора лет, пиком проявления считается возраст 2, 5 – 3 лет. К 4 годам подобные проявления в поведении считаются редкостью, в связи с тем, что у ребенка появляется возможность выразить свои чувства и эмоции словами. Дети по-разному проходят этот период в своем развитии, у одних он протекает быстро, другие застревают на нем годами. Длительность в большинстве случаев зависит от реакции и поведения родителей в ответ на истерики ребенка. Эмоциональная сфера начинает свое активное развитие в возрасте 4 лет, когда завершается формирование мозговых отделов, отвечающих за эмоции. Истерики в детском возрасте, как правило, носят непроизвольный характер. Ребенок еще не может справиться с эмоциями. Детская истерика – это сильная эмоциональная реакция, подкрепленная раздражением, агрессией, отчаянием. Ребенок в это время слабо контролирует свою моторику, поэтому может биться головой об твердую поверхность, практически не чувствуя боли. Особенностью детских истерик является то, что они возникают в ответ на обиду, отказ в удовлетворении актуальной потребности родителем, невозможность самостоятельного осуществления желаний (а их с каждым месяцем становится все больше); усиливаются при внимании окружающих и могут достаточно быстро прекратиться после того, как это внимание исчезнет. Рекомендации взрослому (родителю, другому близкому взрослому, участвующему в воспитании ребенка) по решению проблемы истерик: – Избежание появления истерики (как сделать так, чтобы истерик было меньше?) Ребенок развивается, учится управлять своим поведением и совладать со своими эмоциями. Иногда, в силу незрелости мозговых процессов, тяжелой нагрузки, воздействия стресса, он теряет самообладание, что может привести к истерике. Находясь рядом, наблюдая за чадом, прислушиваясь к нему, постарайтесь понять, какое состояние, какие поведенческие проявления, сигналы тела говорят о приближении истерики. Это могут любые телесные проявления: поджатые губы, испуганный взгляд, сопение, хныканье и прочие. Как только Вы регистрируете подобные проявления, Ваша задача переключить внимание ребенка на что-то интересное для него: игру (это, к слову сказать, наиболее предпочитаемая и необходимая, на данном возрастном этапе, деятельность ребенка), книгу, действие, разговор. Для детей, которые испытывают трудности в регуляции своего состояния, показан режим дня. Старайтесь укладывать ребенка на дневной и ночной сон в одно и то же время, питаться и гулять также по расписанию. Не допускайте переутомления (истерика может являться следствием недостаточного развития нервной системы, при котором торможение, как более сложный процесс, отстает в формировании от возбуждения, получается перевозбуждение и как следствие истерика, которую сложно остановить). Ребенок не умеет контролировать состояние усталости, вовремя остановить и не допустить переутомления - это задача взрослых. Сейчас существует большое количество программ и отдельных занятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта, а именно таких его компонентов как понимание, анализ, управление эмоциями, а также использование эмоций в деятельности. Учите ребенка вербализовать свое состояние, свои чувства и эмоции. Я уже вскользь упоминала о том, что деятельность, в которой происходит развитие ребенка на данном возрастном этапе – сюжетно-ролевая игра. В игре же и происходит совершенствование эмоциональной сферы. Предлагайте ребенку игры, которые позволят проиграть возможные эмоциональные состояния. Попробуйте в игровой форме проанализировать ситуации из жизни чада через участие третьего лица (например, придумайте рассказ о девочке (мальчике) Маше (Мише), которая (ый) громко плачет, когда мама предлагает ей (ему) пойти спать). Обратите внимание, перечисленные приемы будут эффективны только в том случае, когда ребенок пребывает в спокойном состоянии. В период бурного эмоционального реагирования и истерики, эта и все перечисленные техники не принесут результата! – Прекращение истерики (что делать, если истерика все-таки началась?) Если предотвратить истерику не удалось, и она случилась, любые попытки успокоить ребенка, уговорить, отругать или накричать являются неэффективными, все перечисленное скорее станет стимулом к продолжению истерики. Первое что необходимо сделать, это понять характер истерики. Если истерика носит демонстративный характер, то наиболее эффективным будет оставить ребенка одного. Демонстративные истерики, как правило, свойственны детям 4-5 лет и старше. Часто ребенок устраивает истерику, чтобы получить желаемое, то есть это способ манипуляции и воздействия на родителя. Выполняя желания ребенка в момент истерики, родитель подкрепляет форму поведения чада и с вероятностью 99% в другой раз ребенок решит использовать истерику, чтобы добиться желаемого. Оставшись без зрителя, ребенок достаточно быстро успокаивается и увлекается интересной деятельностью. Другой вариант – истерика как способ выражения искренней обиды. В данном случае, стратегия ухода и покидания ребенка неэффективна. Бросать малыша одного в таком состоянии – сурово, это может сильно напугать его. Родитель должен находиться в поле зрения ребенка, что бы тот чувствовал и ощущал его присутствие. В этой ситуации эффективным будет тактильный контакт с малышом. Необходимо крепко обнять ребенка и удерживать некоторое время в объятиях. Если получилось так, что истерика уже стала привычным способом добиться своего, то, возможно получится избавиться от нее методом «от противного». Родителю необходимо в момент разгара истерики сделать что-то неожиданное, то, что для ребенка покажется непривычным (например, начать рисовать, петь песню, фотографировать, разговаривать). Задача взрослого разрушить цепочку: требование-истерика-получение требуемого. Родитель и все близкие взрослые в данном случае должны следовать единой стратегии воспитания - один взрослый не реагирует на истерику, все остальные также игнорируют требования кричащего и разъяренного ребенка. Истерика не должна подкрепляться и достигать цели. Любое требование ребенка, достигаемое через истерику, не должно реализоваться. Физические наказания ребенка находящегося в истерике неэффективны. Подобного рода воспитательные меры лишь усугубят состояние ребенка. Часто истерика – это единственный способ ребенка справиться с актуальным состоянием, а тут получается, что его наказывают за то, с чем он не может справиться иными способами. С уважением, Ксения Алексеева Сообщение отредактировал Ksenia Alekseeva - 2.11.2016, 13:14 С уважением, Ксения Алексеева
|
|
|
© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2025 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация