Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла

Содержание:

Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла

Источник: он-лайн версия теста составлена по материалам книги «Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: Учеб.-метод.пособие», Капустина А. Н., СПб.: Речь, 2004 г. — 104 с.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Результаты тестирования

Имя: Трушина Мария Сергеевна
Пол: женский
Возраст: 20
Образование: Среднее проф.
Профессия: Туроператор
Дата прохождения теста: 29.08.2013


График переведенных первичных значений в стены*

* На основе группы студентов, возраст 22.3 года (300 чел), — см. источник, стр. 81.


Психограмма

Низкие оценки по фактору
Баллы
Высокие оценки по фактору
Низкие оценки по фактору
Высокие оценки по фактору
Баллы


Интерпретации факторов

[A+] Общительность. Общительность, открытость, естественность, непринужденность, готовность к сотрудничеству, приспособляемость, внимание к людям, готовность к совместной работе, активность в устранении конфликтов в группе, готовность идти на поводу. Легкость в установлении непосредственных, межличностных контактов.

Таким людям свойственно интенсивное выражение аффектов (чувств), они общительны, могут быть лидерами в малых группах и часто выбирают работу с людьми. Наиболее яркой особенностью является добродушие, веселость, интерес к людям, эмоциональная восприимчивость.

Фактор «А» ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов.


[B-] Конкретное мышление. Конкретность и некоторая ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, сниженная оперативность мышления, недостаточный уровень общей вербальной культуры.

Фактор «В» не определяет уровень интеллекта, он ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции. Следует отметить, что низкие оценки по этому фактору могут зависеть от других характеристик личности: тревожности, фрустрированности, низкого образовательного ценза. И главное, фактор В, пожалуй, единственный фактор методики, который не является строго валидизированным. Поэтому результаты по этому фактору являются ориентировочными.


[C-] Эмоциональная нестабильность. Эмоциональная неустойчивость, импульсивность; человек находится под влиянием чувств, переменчив в настроениях, легко расстраивается, неустойчив в интересах. Низкая толерантность по отношению к фрустрации, раздражительность, утомляемость.

Согласно методике Кеттелла, личность с полюсом «эмоциональная нестабильность» легко раздражается из-за тех или иных событий или людей, не удовлетворена жизненными ситуациями, собственным здоровьем, кроме того, это личность безвольная. Однако такая интерпретация достаточно ортодоксальна, поскольку здесь не учитывается пластичность эмоциональной сферы. Таким людям более подходят профессии, где не требуется быстрого принятия решений, эмоциональной стабильности и где можно решать вопрос самому (художники, почтальоны и т. д.).

Фактор «С» характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности. Психоаналитики пытались описать этот фактор как силу Эго и слабость Эго. В целом фактор имеет генетическое происхождение и направлен на измерение эмоциональной стабильности; он в большой степени соотносится с понятиями слабой и сильной нервной системы (по И. П. Павлову).


[E+] Доминантность. Самостоятельность, независимость, настойчивость, упрямство, напористость, своенравие, иногда конфликтность, агрессивность, отказ от признания внешней власти, склонность к авторитарному поведению, жажда восхищения, бунтарь.

В своем поведении люди с высокими оценками по этому фактору (т.е. ближе к полюсу «Доминантность») испытывают потребность в автономии.

Фактор «Е» не очень существенно коррелирует с достижениями лидерства, однако связан с социальным статусом и выше у лидеров, чем у последователей. Существует предположение, что оценки по этому фактору с возрастом меняются и зависят от пола испытуемого.


[F+] Экспрессивность. Жизнерадостность, импульсивность, восторженность, беспечность, безрассудность в выборе партнеров по общению, эмоциональная значимость социальных контактов, экспрессивность, экспансивность, эмоциональная яркость в отношениях между людьми, динамичность общения, которая предполагает эмоциональное лидерство в группах.

Фактор «F» представляет собой компонент факторов второго порядка различных свойств личности. Интересен тот факт, что с годами проявление импульсивности и беспечности постепенно снижается, что можно рассматривать как свидетельство определенной эмоциональной зрелости. В целом фактор «F» ориентирован на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения.


[G-] Низкая нормативность поведения. Склонность к непостоянству, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Потворствует своим желаниям, не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам, свобода от их влияния, иногда беспринципность и склонность к асоциальному поведению.

Фактор «G» напоминает фактор «С», особенно в том, что касается роли саморегуляции поведения и отношения к другим людям. Данный фактор характеризует особенности эмоционально-волевой сферы (настойчивость, организованность – безответственность, неорганизованность) и особенности регуляции социального поведения (принятие или игнорирование общепринятых моральных правил и норм). Психоаналитики интерпретируют этот фактор как высокое супер-Эго и как низкое супер-Эго. Исследователю следует быть особо внимательным в анализе низких оценок по данному фактору (G-) так как нет прямолинейной зависимости низких оценок от выраженного асоциального поведения (например, с преступниками). Напротив, известно, что многие люди, не воспринимающие «мораль среднего класса», «интеллектуалы», «эмансипированные личности», лица, выражающие гуманистические идеалы и гибко относящиеся к социальным и культурным традициям, могут иметь низкие оценки по этому фактору. Высокие оценки часто могут характеризовать не только выраженные волевые черты личности, но и склонность к сотрудничеству и конформизму.


[H+] Смелость. Смелость, предприимчивость, активность; человек имеет эмоциональные интересы, готовность к риску и сотрудничеству с незнакомыми людьми в незнакомых обстоятельствах, способность принимать самостоятельные, неординарные решения, склонность к авантюризму и проявлению лидерских качеств.

Такие люди имеют склонность к профессиям риска (летчики-испытатели), упорны, социабельны, умеют выдерживать эмоциональные нагрузки, что часто делает их лидерами.

Фактор «H» – четко определенный фактор, который характеризует степень активности в социальных контактах. При этом надо учитывать, что этот фактор имеет генетическое происхождение и отражает активность организма и особенности темперамента.


[I-] Жесткость. Несентиментальность, самоуверенность, суровость, рассудочность, гибкость в суждениях, практичность, иногда некоторая жесткость и черствость по отношению к окружающим, рациональность, логичность.

Люди с низкими показателями по фактору «I» меньше болеют, более агрессивны, чаще занимаются спортом, атлетичны по сравнению с людьми, чьи показатели высокие.

Фактор «I» отражает различия в культурном уровне и эстетической восприимчивости личности. Характеристики этого фактора ближе к фактору второго порядка «низкая эмоциональность – высокая эмоциональность»; данный фактор является там главенствующим. Отметим, что оценки по данному фактору у женщин выше, чем у мужчин, при этом они зависят от окружающих условий и культурного уровня. Кеттелл определяет данную черту личности как «запрограммированную эмоциональную чувствительность», подчеркивая тем самым прерогативу генетического происхождения этого свойства личности. В целом этот фактор определяет степень эмоциональной утонченности личности.


[L-] Доверчивость. Открытость, уживчивость, терпимость, покладистость; свобода от зависти, уступчивость. Может быть чувство собственной незначительности.

Низкий показатель по фактору «L» характеризует личность добродушную, открытую и, возможно, без амбиций и стремления к победе, склонную к конформизму.

Кеттелл назвал этот фактор alaxia (L-) – protensia (L+). Термин protensia означает «защита» и «внутренняя напряженность». В целом фактор «L» отражает эмоциональное отношение к людям.


[M+] Мечтательность. Богатое воображение, поглощенность своими идеями, внутренними иллюзиями («витает в облаках»), легкость отказа от практических суждений, умение оперировать абстрактными понятиями, ориентированность на свой внутренний мир; мечтательность.

Личности с высокими показателями по фактору «M» имеют яркую внутреннюю интеллектуальную жизнь, с интенсивным проживанием идей и чувств. В поведении могут быть «богемны», нонконформны. Высокие оценки по этому фактору имеют художники, поэты, исследователи, экспериментаторы, руководители высокого ранга, редакторы и т. д.

Фактор «М» ориентирован на измерение особенностей воображения, отражающихся в реальном поведении личности, таких, как практичность, приземленность или, наоборот, некоторое «витание в облаках», романтическое отношение к жизни.


[N-] Прямолинейность. Откровенность, простота, наивность, прямолинейность, бестактность, естественность, непосредственность, эмоциональность, недисциплинированность, неумение анализировать мотивы партнера, отсутствие проницательности, простота вкусов, довольствие имеющимся.

Существуют данные о том, что люди с низкими оценками по фактору «N» вызывают больше доверия и симпатии, особенно у детей. Люди с низкой оценкой по фактору N медлительны, консервативны, препятствуют принятию решения группой.

Фактор «N» ориентирован на измерение отношений личности к людям и окружающей действительности. Пока этот фактор недостаточно исследован. Однако можно говорить о том, что фактор характеризует некоторую форму тактического мастерства личности (фактор положительно коррелирует с умственными способностями и доминантностью и с определенной неуверенностью личности в себе).


[O+] Тревожность. Беспокойство, озабоченность, ранимость, ипохондричность, подверженность настроению, страх, неуверенность в себе, склонность к предчувствиям, самобичеванию, к депрессиям, чувствительность к одобрению окружающих, чувство вины и недовольство собой.

Личность с высокими оценками по фактору «О» чувствует свою неустойчивость, напряженность в трудных жизненных ситуациях, легко теряет присутствие духа, полна сожалений и сострадания; для нее характерна комбинация симптомов ипохондрии и неврастении с преобладанием страхов. Такие люди часто застенчивы, им трудно вступить в контакт с другими людьми. По роду занятий высокую оценку по этому фактору имеют религиозные лица, художники, артисты, литераторы. Высокие оценки во многом определяют успешное лидерство в сложных ситуациях и стремление личности к самоактуализации. В то же время эти оценки свойственны невротикам, алкоголикам и людям с некоторыми видами психопатии. Следует учитывать, что высокие оценки по этому фактору могут иметь ситуативное происхождение.

Ранее при интерпретации фактора «О» употреблялись такие термины как «депрессивная тенденция», «плохое настроение», «самоуничижение» и даже «невротическое состояние». Этот фактор шире, чем чувство вины в общепринятом смысле. В этом факторе важен и компонент устойчивости. Кеттелл считает, что этот фактор можно в определенных пределах назвать фактором Гамлета и он может иметь социально-моральное значение, которое интуитивно чувствуют почитатели Достоевского.


[Q1+] Радикализм. Свободомыслие, экспериментаторство, наличие интеллектуальных интересов, развитое аналитическое мышление, восприимчивость к переменам, к новым идеям, недоверие к авторитетам, отказ принимать что-либо на веру, направленность на аналитическую, теоретическую деятельность.

В исследованиях было получено доказательство того, что личности с высокими показателями по фактору «Q1» лучше информированы, меньше склонны к морализаторству, выражают больший интерес к науке, нежели к догмам. Более того, они готовы к нарушению привычек и устоявшихся традиций, им свойственна независимость суждений, взглядов и поведения. Высокие оценки по этому фактору наблюдаются у руководителей, администраторов, ученых, преподавателей университетов и особенно – у исследователей и теоретиков. В поведенческом рисунке человек с высокими оценками характеризуется как «радикал».

Фактор «Q1» определяет радикальное, интеллектуальное, политическое и религиозное отношения. Есть предположение, что данный фактор имеет генетическое происхождение и в бытовом сознании соотносится с такими характеристиками человека как «умный» (Q1+) и «глупый» (Q1-).


[Q2-] Конформизм. Зависимость от мнения и требований группы, социабельность, следование за общественным мнением, стремление работать и принимать решения вместе с другими людьми, низкая самостоятельность, ориентация на социальное одобрение.

Низкие оценки по фактору «Q2» имеют личности общительные, для которых много значит одобрение общества, это светские люди.

Фактор «Q2» является центральным в факторе второго порядка «зависимость – независимость». Следует особо учитывать, что показатели по этому фактору могут характеризовать определенную социабельность личности и имеют постоянную связь с критериями реальной жизни. По существу, Кеттелл считает, что этот фактор является «мыслящей интроверсией» и в формировании такой модели поведения существенную роль играют как семейные, так и общественные традиции. Таких людей характеризует довольно высокая степень осознанности в выборе линии поведения.


[Q3-] Низкий самоконтроль. Низкая дисциплинированность, потворство своим желаниям, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение.

Низкие оценки по фактору «Q3» указывают на слабую волю и плохой самоконтроль. Деятельность таких людей неупорядочена и импульсивна.

Фактор «Q3» измеряет уровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности. Фактор характеризует осознанность человека в регулировании силы «Я» (фактор С) и силы «Сверх-Я» (фактор G) и определяет выраженность волевых характеристик личности. Этот фактор является одним из наиболее важных для прогноза успешности деятельности. Он положительно связан с частотой выбора в лидеры и степенью активности при решении групповых проблем.


[Q4+] Напряженность. Собранность, энергичность, напряженность, фрустрированность, повышенная мотивация, беспокойство, взвинченность, раздражительность.

Высокая оценка (9-12 баллов) интерпретируется как энергетическая возбужденность, которая требует определенной разрядки; иногда это состояние может превратиться в психосоматическое нарушение: снижается эмоциональная устойчивость, нарушается равновесие, может проявляться агрессивность. Такие люди редко становятся лидерами.


[MD] Неадекватная самооценка. Переоценка своих возможностей, самоуверенность и довольство собой.

Фактор «MD» является дополнительным к основным 16-ти и выделен в личностной методике Кеттелла для форм С и D. Средние значения данного фактора (от 5 до 9 баллов) характеризуют адекватность самооценки личности, ее определенную зрелость. Для исследователя данные по этому фактору имеют большое значение, поскольку помогают оценить зрелость личности, а также могут использоваться при индивидуальной работе с испытуемым.



Интерпретация сочетаний факторов*

Социально-психологические особенности: экстраверсия - интроверсия [A+F+H+]. Открытость, общительность, активность в установлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведении проявляются экспрессивность, импульсивность, социальная смелость, склонность к риску, готовность к вступлению в новые группы, быть лидером. Направленность вовне, на людей. Экстраверсия.


Эмоциональные характеристики личности: [C-O+Q3-Q4+]. Эмоциональная неустойчивость, повышенная тревожность: неуверенность в себе, мнительность, низкая стрессоустойчивость, излишняя эмоциональная напряженность, фрустрированность, низкий контроль эмоций и поведения, импульсивность, аффективность, зависимость от настроений.


Эмоциональные характеристики личности: [I-M+O+]. Низкая чувствительность, некоторая эмоциональная уплощенность. Развитое воображение, склонность к мечтательности, рефлексии, недовольство собой, подверженность сомнениям, стремление к самосовершенствованию, поискам стимулов для воображения. Направленность на свой внутренний мир, низкая прагматичность в поведении, затруднения при решении практических задач.


Интеллектуальные характеристики личности: [B-M+Q1+]. Невысокая оперативность мышления, недостаточно развитая общая культура. Такой человек обладает развитой аналитичностью мышления, интеллектуальными интересами, умением оперировать абстрактными понятиями, развитым воображением. Также может присутствовать недостаточный уровень образования; низкая стрессоустойчивость, фрустрированность, ситуативная тревожность (сниженная оперативность в реализации знаний); плохое физическое самочувствие на момент выполнения теста. Склонность принимать самостоятельные оригинальные интеллектуальные решения.


Самооценка: [MD]. Адекватная самооценка, знание себя и своих качеств, принятие себя (индикатор личностной зрелости).


* В источнике не представлены все варианты сочетаний факторов, в связи с этим может встречаться отсутствие интерпретаций. Подробнее см. FAQ по тесту >>>


Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла


Опросник Кеттелла в настоящее время наиболее часто используется в экспериментальных исследованиях личности и получил достаточно высокую оценку у психологов-практиков. В книге обобщен многолетний опыт использования методики, проанализированы условия и особенности ее применения. Книга представляет собой чрезвычайно полезное пособие, в котором найдут для себя нужную информацию как специалисты высокого уровня, так и студенты, изучающие психологию и психодиагностику.

Интроверт и экстраверт. Какой у вас тип личности?

Многие задают вопрос: «Кто я, интроверт или экстраверт?». Я приведу примеры, каким способом те и другие восполняют свою энергию. Прислушайтесь к себе, что вам больше отзывается.


Пара слов о решении проблем близости

Человек, имеющий проблемы в установлении эмоционально близких, доверительных отношений (дружеских, любовных, партнерских) с другими людьми, очень часто их пытается решить способами, явно недостаточными.


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация