Человек, имеющий проблемы в установлении эмоционально близких, доверительных отношений (дружеских, любовных, партнерских) с другими людьми, очень часто их пытается решить способами, явно недостаточными, а порой и просто не из того «репертуара». Постоянно стремясь улучшить свой внешний вид, ораторское мастерство, уверенность, экспрессивность, получая знания и навыки, он обнаруживает, что эмоциональная дистанцированность, тревожность и напряженность от взаимодействия с людьми и невозможность близости остается. Увлекаясь техниками, книгами, из поля внимания может уйти одна важная часть — причина выбора тех или иных способов, которыми человек пытается решить проблемы. Например, пытаясь решить проблемы избегания близости, человек выбирает способы решения, обеспечивающие ему избегание этой самой близости (например, попытка решения проблемы эмоциональной сферы, межличностных отношений путем чтения книг). То есть он хочет решить свои проблемы, чтобы вступать с людьми в отношения, но выбирает способы, чтобы в такие отношения не вступать. Критический взгляд на способы и причины их выбора позволяет осознать эту важную «ловушку» самообмана.
Еще один важный момент, который может уходить из поля внимания и препятствовать реальному решению проблемы — восприятие проблемы вне контекста всей жизни, эмоциональной составляющей детско-родительских отношений, привязанности. Словно трудности возникли только что или в старших классах школы. Более внимательный детальный анализ жизни, ранних детских лет, дает полную картину, которая отражает истинные причины проблем. Сформировав целостную «ткань» своей проблематики, причинно-следственных связей, у человека появляется ясное понимание того, с чем ему действительно необходимо поработать для преодоления своих трудностей. А, «если знаешь почему плохо — это уже хорошо».