Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Плакать – стыдно?

Многие родители весьма охотно используют такую воспитательную меру (или лучше сказать способ подавления эмоциональной реакции ребенка), - как пристыжение. Эта мера применяется к детям с самого раннего возраста, когда ребенок еще даже не способен переживать стыд и что-то понимать. Но постепенно по мере взросления он начинает безусловно усваивать некоторую реальность «... на тебя же смотрят!», которую ему транслируют взрослые.

Недавно на улице я стал случайным свидетелем одной сцены, которая меня поразила и стала поводом к написанию данной темы.

Две женщины с детьми, у одной из которых ребенок возраста нескольких месяцев, у второй двух лет. Так вот грудной ребенок в коляске заплакал, видимо, в чем-то нуждаясь. Мать поспешила узнать, в чем нуждается ее ребенок и наклонилась к нему. Вторая женщина также не стала медлить и, видимо, решила внести свою лепту в успокоение ребенка своей спутницы, сказав ребенку в коляске следующее: «Ой! Ванечка (так зовут ее двухлетнего ребенка) сейчас смотрит на тебя и думает, вот же мужики пошли – плачут как!"

Вот такой нехитрой фразой милая дама пытается «вразумить» ребенка нескольких месяцев с тем, чтобы тот осознал неуместность своего плача и повел себя как «настоящий мужчина».

Конечно, результат ее сообщения нулевой – лишь сотрясение воздуха, ведь ребенок в таком возрасте не понимает речи, не говоря уже о сложных ассоциативных связях. Однако именно эта сцена меня поразила тем, что с самого раннего возраста многие родители или социальное окружение применяют (даже сами того не осознавая) весьма токсичные методы воспитания – формирование стыда и попытки «блокировать» естественные проявления – плач, слезы.

Кстати, мама этого малыша никак не отреагировала на замечание своей спутницы. Возможно, она даже и не заметила этого (и ее можно понять, она была озабочена плачем своего ребенка), а если заметила, то, видимо, не придала особого значения. Вообще такая манипуляция – весьма и весьма распространена и даже, можно сказать, «нормальна» для нашего общества. Но, повторюсь, что при частом или систематическом использовании, или в эмоционально значимый период для ребенка, такая мера может быть «токсична» и влиять на восприятие самого себя, на эмоциональные проявления ребенка.

Как это происходит?

Представьте себе ребенка пяти лет, который плачет на улице или в транспорте по причине того, что он устал и хочет спать. Причина проста и понятна. Но мама этого ребенка пытается сделать так, чтобы ребенок не плакал. Она говорит примерно такие слова: «ну что ты плачешь? Вот на тебя уже дядя смотрит и думает: ай-ай, какой большой мальчик и плачет. Дядя-то сидит и не плачет. Дядя сейчас будет ругаться». Т.о. мать отвлекает ребенка, переключая его внимание на некого дядю, который действительно может смотреть на мальчика. Однако подтекст в данном сообщении таков, что дядя смотрит на плачущего мальчика и осуждает его, и мало того, может вести себя агрессивно - ругаться.

Постепенно из раза в раз ребенок начинает запоминать некую реальность, интерпретируемую матерью как «кто-то на тебя осуждающе смотрит, когда ты плачешь». Но реальность, транслируемая матерью, может таковой и не быть, т.е. эти «кто-то» могут смотреть и вовсе не осуждать ребенка за то, что тот плачет, а думать вообще о чем угодно. Осуждает плач только сама мать. Но кому ребенок безусловно доверяет, кто является для него связующим звеном с социумом? – конечно же мать. Именно ее интерпретацию он будет воспринимать как реальность, которая таковой и не является.

Далее по мере взросления ребенок начинает строить связь, что «я – плачущий – осуждаем, плохой». Вот это провоцирует стыд, т.е. ребенок научается стыдиться себя таким, когда он – плачущий ребенок, переживающий. Затем реакция стыда может распространиться в более старшем возрасте на «все на меня смотрят и осуждают, мне стыдно» и также быть в отрыве от реальности, что в итоге может существенно осложнить взаимодействие с другими людьми, «заблокировать» естественные эмоциональные проявления.

Таким образом, необходимо весьма бережно относиться к своим детям (и к чужим), дабы не заставлять их страдать по жизни, а наоборот, чтобы они умели испытывать и проявлять разные свои чувства, росли здоровыми и жизнь ощущали полно.


Все темы блога

, 13.07.2012

Пара слов о решении проблем близости

Человек, имеющий проблемы в установлении эмоционально близких, доверительных отношений (дружеских, любовных, партнерских) с другими людьми, очень часто их пытается решить способами, явно недостаточными.


Если не сейчас, то когда?

Конечность жизни не ощущается, пока об этом специально не задумаешься или не столкнешься со смертельной опасностью, болезнью, смертью близких. Но пока присутствует ощущение вечности, то свои желания и интересы можно отложить в вечность.


Комментарии (0)

[!] Для возможности комментирования зарегистрируйтесь на форуме и/или войдите в свою учетную запись.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация