Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Ленивый, неряшливый, умный: как ярлыки влияют на развитие личности ребенка

Слова оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка. Навешивая на детей ярлыки, например, классифицируя их как “ленивых” или “умных”, мы, возможно, оказываем им плохую услугу. Мы можем считать себя благожелательными архитекторами их будущего, но, возможно, мы невольно сдерживаем их.

Существует тонкий баланс между тем, чтобы подбодрить или помочь ребенку развиваться, и тем, чтобы осудить его. Очень важно, чтобы мы задумались о том, строят ли наши слова мосты или барьеры для детей, которые их слышат.

Ярлыки. Влияние наклеивания ярлыков на развитие ребенка

В психологии термин «навешивание ярлыков» означает процесс, посредством которого люди классифицируют или описывают личность тех, кто значительно отклоняется от того, что считается нормальным или подходящим.

Некоторые эксперты определяют их как приписывание определенному субъекту качеств, которые используются для его описания или идентификации. В этом смысле, когда мы используем ярлыки, мы неявно оцениваем, насколько человек отклоняется от социальных ожиданий или придерживается их.

Большинство экспертов считают, что существует два типа ярлыков: позитивные и негативные. Что касается последних, то некоторые исследования утверждают, что постоянные негативные оценки деятельности ребенка со стороны окружающих его авторитетов могут повлиять на его восприятие самого себя.

Если у нас есть привычка говорить ребенку “ты такой медленный!” или “ты всегда все делаешь неправильно!”, то на более поздних этапах развития изменить такое восприятие себя ребенку будет очень сложно.

Эти ожидания могут повлиять на поведение и личность ребенка, негативно сказаться на его самооценке и самовосприятии, что может привести к чувству неполноценности.

Положительные ярлыки могут быть не менее вредными. Психолог Джонатан Секанелла утверждает, что, когда на детей навешивают ярлыки их достижений - например, говорят: “Ты хорошо справился с этим тестом, потому что ты умный”, - мы связываем внутреннюю ценность ребенка с его успехами. Это может заставить их поверить, что снижение успеваемости означает соответствующее снижение их ценности как личности.

Поэтому ошибочно думать, что частое присвоение детям или ученикам положительных ярлыков способствует повышению их самооценки. Исследования показали, что убеждения родителей, которые влияют на то, какие ярлыки они дают своим детям, влияют на развитие навыков эмоционального распознавания в детстве.

Например, ребенок, привыкший думать, что он получает хорошие оценки в школе, потому что он умный, может в итоге испытывать страх перед неудачей, быть более склонным к разочарованию и перенапряжению.

Так как же передать сообщение о том, что что-то было сделано хорошо, или что мы считаем поступок или поведение достойным похвалы? Ключевой момент заключается в том, чтобы привязать ярлыки к процессу, а не к результату, особенно в академической среде. Например, мы можем показать свое удовлетворение степенью вовлеченности или старания в работе ребенка, а не полученной оценкой.

Хотя различные исследования показывают, что разделение учеников по способностям может дать им более индивидуальное и, следовательно, более эффективное образование, некоторые эксперты считают, что это приводит к стигматизации, отвержению и высмеиванию со стороны сверстников, а в свою очередь - к изоляции и замкнутости.

Ярлыки способны определить, кем станет человек. Они напрямую влияют на наши убеждения относительно наших способностей, а это значит, что человек, получивший ярлык, будет ожидать от себя такого же результата в аналогичных ситуациях.

Подобные самореализующиеся пророчества распространены как среди детей, так и среди взрослых: слова “все говорят, что у меня плохо с математикой, поэтому я уже знаю, что не пойму этого” могут быть произнесены ребенком на уроке математики или взрослым, пытающимся разобраться с налоговой декларацией.

Роль авторитетных фигур

В психологии эффект Пигмалиона означает потенциальное влияние убеждений одного человека - часто учителя, родителя или руководителя - на успеваемость другого. Это явление можно наблюдать, когда повторяющиеся ярлыки усваиваются, превращаясь в реальность, которая затем воспринимается как должное.

Эксперты обнаружили связь между навешиванием ярлыков на детей и эффектом Пигмалиона, показав, что существует высокая вероятность того, что ожидания взрослых становятся самоисполняющимися пророчествами.

Это может породить своеобразную петлю обратной связи: если поведение или решения ребенка основаны на внешних суждениях о том, кем он является, то в конечном итоге они подтверждают и усиливают их. Затем эти суждения начинают управлять самовосприятием ребенка и, в свою очередь, его ожиданиями относительно собственного поведения в будущем.

Поощрение личностного роста: что говорить и чего не говорить

Можно и даже полезно не разделять детей на категории по их характеристикам или способностям. Мы можем сделать это, помня о том, какое влияние могут оказать наши слова, и научившись решать проблемы детей с помощью общения и своевременного положительного подкрепления.

Например, подростку может быть трудно поддерживать порядок в своих личных вещах и пространстве. Вместо того чтобы говорить “ты такой грязнуля”, мы можем предложить ему помощь в организации или наведении порядка или сказать что-то вроде “попробуй навести порядок в своей комнате, я уверена, что ты справишься, но дай мне знать, если тебе понадобится помощь”.

Такие высказывания, как “ты для меня особенный”, также могут подчеркнуть уникальную ценность человека, не ограничиваясь какими-либо конкретными достижениями. Если мы хотим сказать ребенку, что он хорошо справляется с каким-то заданием, не поощряя простое послушание, мы можем сказать что-то вроде: “Мне нравится, как ты старался, чтобы закончить работу” или “Я видел, как ты поделился игрушками со своим другом, это было мило с твоей стороны”. Вместо того чтобы говорить “ты талантлив”, мы можем сказать: “Я вижу, что тебе нравится рисовать. Не хочешь ли ты попробовать новые техники или цвета?”.

Важно, что похвала и положительное подкрепление должны звучать именно в тот момент, когда происходит действие: давая немедленное признание, мы укрепляем связь между поведением и его положительной реакцией. Таким образом, похвала или поощрение связаны с самим действием, а не с личностью ребенка, его индивидуальностью или внутренними достоинствами.

Монтсеррат Магро Гутьеррес, директор факультета дошкольного и начального образования, Университет Небриха.
Паула Контессе Карвачо, директор магистратуры по уходу за детьми младшего возраста, Университет Небриха.
The Conversation., Пер.:

Почему пары расстаются? Как сохранить отношения?

В некоторых странах до 50% браков не доживают до 25 лет, что породило популярную фразу “половина всех браков заканчивается разводом”. Может ли наука объяснить, почему романтические и супружеские пары распадаются? И есть ли способы сохранить отношения?


Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет

Человек стремится к оптимальному согласованию внешних и внутренних условий своей деятельности, разных уровней свой активности – начиная психической и кончая социально-психологической. Показателем оптимальности является продуктивность деятельности: при оптимальном согласовании происходит возрастание, умножение психической и личностной активности.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация