Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Как похудеть? Часть 3: «Стереотипы в питании»

Не секрет, что ни все задумываются над тем как, что и почему едят то или иное, над своими привычками в еде. Питание для таких людей лежит вне сферы осознанности, а посему не может быть критически осмысленно и скорректировано с учетом реальной потребности, пользы, привлекательности, вкуса. В этом смысле не задумывающийся человек ест все подряд. Неудивительно, что со временем приобретает лишний вес и связанные с ним заболевания. Хорошо, если помимо таких приобретений к нему приходит понимание о необходимости что-то менять в питании, что то, как он ел ранее больше продолжаться не может.

Не задумывающийся человек также бездумно, а порой и просто безалаберно относится к питанию своих детей, формируя у них такие же стереотипы и привычки, обладателем которых является сам.

Стереотипы в питании, отношение к еде формируются с раннего детства. Различные продукты и блюда, способы их подачи родителями, способы кормления, отношение родителей к еде, отношение родителей к обучению процессу питания ребенка, - его ошибкам, неудачам и успехам и пр. - все это оставляет свой след в жизни ребенка, его питании и обращении с едой.

Родители могут сформировать у ребенка осознанное отношение к еде, сформировать стереотипы в питании, способствующие здоровью ребенка или наоборот - сформировать бездумное отношение к еде, ведущее к лишнему весу, болезням, снижению качества жизни и ранней смерти. Родители также могут передать негативную смысловую нагрузку, связанную с едой: еда как способ справляться со стрессом, еда как заполнитель внутренней душевной пустоты, алкоголь как средство в коммуникации и т.д.

С детства процесс питания может быть связан как с положительными эмоциями радости, удовольствия, так и с отрицательными переживаниями страха, вины, стыда, отвращения. Родители могут с пониманием относиться к вкусовым предпочтениям ребенка, через игру кормить ребенка, но могут и наоборот - ломать предпочтения, заставлять и угрожать, говоря, что могут вылить суп за шиворот, надеть тарелку с кашей на голову, оставить голодным и пр. или заставлять различными способами доедать до конца, пока тарелка не станет пустой, приучая тем самым ребенка ориентироваться ни на собственные сигналы сытости/голода, а на заполненность тарелки и убеждения типа «выбрасывать еду плохо» и тем самым чувствовать вину; «последние силы надо доедать» и тем самым испытывать страх быть слабым и пр.

Дети также приучаются к еде через пример родителей, - через то, как связана жизнь и досуг родителей с едой, как внутрисемейная коммуникация связана с едой. Например единственным семейным сбором - может быть вечерний ужин, когда мама, папа, дети - все за одним столом и вот оно ощущение целостной семьи, ощущение единства, которого может искать человек во взрослой жизни, наедаясь на ночь в процессе позднего ужина в кругу своей семьи.

Досуг родителей также может быть впитан детьми как естественный и нормальный. Если отец смотрит футбол, то он может вливать в себя литры пива. И если такое поведение норма в семье, то и ребенком это может быть воспринято как таковое. И сколько таких ассоциативных связей будет выработано: футбол - пиво, прогулка на природе - шашлыки, кинотеатр - попкорн, свидание - кафе и т.д. может прямо отразиться на избыточном весе ребенка в будущем, а порой и в настоящем.

Таким образом, задавшись целью сбросить лишний вес, необходимо внимательно исследовать свои стереотипы питания, свои привычки и предпочтения, - то, что, когда и как питаетесь. Очень важно обращать внимание на те чувства и ощущения, которые испытываете и получаете во время покупки продуктов, во время приготовления пищи, во время еды.

Часто бывает так, что человек, желающий похудеть ругает, стыдит, а порой и унижает себя в собственных глазах, если ест что-то «запретное» типа сладкого и калорийного. Или относиться к своему питанию с пренебрежением и гневом, отзываясь о приеме пищи как «пожрать»: «опять я нажралась сладкого».

Еще одним важным моментом, на который необходимо обратить внимание – это наполненность жизни интересной деятельностью. Переедание может быть причиной «пустоты» и безделья в жизни, отсутствия интересной и увлекательной жизни. При том, что человек может быть загружен работой, но которая ему не интересна и скучна. Еда тогда становится «заменителем» и «заполнителем» неинтересной, скучной жизни, где нет удовольствия, приятных переживаний и эмоций, мало радости.

Помимо этого, еда может служить средством «заглушения» тех или иных эмоций и чувств: гнева, раздражения, страха, вины, стыда, тревоги.


Все темы блога

, 15.05.2012

Общение с ребенком: от простого к сложному

Начиная с самых простых вещей, родители ежедневно помогают своему ребенку познавать себя и окружающих: почему светит солнце, почему падать больно, почему нужно мыть руки и прочее.


Чего боится привидение?

Все то новое, с которым ребенок невольно сталкивается, может вызывать у него разные чувства и переживания: любопытство, интерес, восторг, раздражение, гнев и др. При этом он неминуемо сталкивается с тем, что его может испугать, вызвать страх.


Комментарии (1)

[!] Для возможности комментирования зарегистрируйтесь на форуме и/или войдите в свою учетную запись.

 vladimir

  1, от: 21.5.12

Здравствуйте, Андрей. Наверное, у каждого психологического направления-своя религия. У гештальта-своя. С религией психоанализа перекликаются, к сожалению, только два последних абзаца третьей части. Со всем остальным согласен, но не как с проблемой лишнего веса. У Вас-человек пренебрегает телом. Психоанализ видит тело-как абсолютное продолжение психики. Поэтому, все, что делает тело-только во благо нарушенной психики. Полнота и похудение-защита от более опасных последствий, если нет альтернативы похудению и полноте. Это более опасные соскальзывания, по сравнению с которыми полнота и худоба-легкие издержки личности. Моя работа с клиентом начинается там, где Вы закончили третью часть. К сожалению, мне трудно оценить, как психологу другой школы. Но, приятно иметь иметь единомышленника по ремеслу. Спасибо.



1 

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация