Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную или семейную консультацию к психологу в Москве.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Андрей Фетисов

Блог: «С точки зрения психолога»

Об авторе: Психолог, гештальт-терапевт

Перейти на личную страницу психолога


Интерпретаторы реальности

Каждый здравомыслящий взрослый человек имеет свои убеждения, представления о себе и мире, общее представление о других людях, семье, целях, смыслах, отношениях и пр. Основы всего этого, как известно, формируются с самого раннего детства. Родители играют основную и важную роль в этом процессе. С самого начала они выступают своего рода «интерпретаторами реальности», — т.е. теми, кто знакомит ребенка с миром, истолковывая его устройство, связи, отношения, собственные реакции и проявления, поведение. И помимо этого обучая обращаться с миром, взаимодействовать с другими людьми.

Маленький ребенок испытывает огромную необходимость в своих родителях, он нуждается в них и целиком доверяет им. Он перенимает опыт родителей, поведение, способы взаимоотношений и получает информацию об этом. Ребенок, например, узнает, что волки охотятся за зайцами, а не наоборот, что волки опасны и могут укусить (и даже съесть). И это часть реальности. И эту реальность ему не обязательно видеть (как волк догоняет и съедает зайца), но он узнает об этом из сказок, из игр (при моделировании реальности) и рассказов родителей. Родители поясняют, что бег зайца и бег волка — это не просто совпадение, при котором два животных случайно оказались вместе и бегут, что здесь есть связь — охота, при которой волк хочет съесть зайца. Такую интерпретацию ребенок, разумеется, принимает — ведь об этом говорят и эмоционально переживают безусловно авторитетные и важные люди — родители. Своими эмоциональными реакциями родители показывают, чего стоит бояться и опасаться, а что является безопасным. Мама пугается, если малыш лезет к розеткам и радуется, когда у него получаются первые шаги.

Конечно родители не гаранты объективности. А даже совсем наоборот — имеют свое субъективное представление и видение, иногда даже ошибочное, искаженное. Эмоциональные реакции могут быть неадекватными реально происходящим вещам, а основываться на неприятном прошлом опыте и фантазиях, собственных страхах и предубеждениях, расходиться со словами и действиями. «Если ты сейчас не замолчишь, сейчас подойдет дядя и заберет тебя» — пытается утихомирить малыша раздраженная мать, пугая его. «Зай, я тоже по тебе скучаю, но мне сейчас срочно нужно ехать на работу» — «металлическим» голосом говорит мать своей маленькой плачущей дочери, собираясь к косметологу.

Искажения в интерпретации реальности со стороны родителей могут касаться многих важных аспектов жизни: дружбы, семьи, любви, секса, смерти, чувственности, одиночества, умственных и физических способностей, внешности и многого другого. Эти искажения могут существенно усложнить жизнь ребенка, а затем и взрослого человека, живущего с ложными представлениями, сформированными реакциями и эмоциональным откликом на те или иные события и выстраивающего свое поведение как ответ на искаженную реальность. Поведение такого человека может казаться абсурдным. Человек не может дать адекватный ответ реальности, но дает ответ как если бы она была другой. Например, молодая симпатичная женщина, убежденная в том, что она «уродина» будет испытывать негативные переживания в тот момент, когда ей будут делать комплименты мужчины. А какой-нибудь одинокий мужчина искренне верит, что «хорошую девушку» сейчас найти сложно, а единственный человек, который его любит — это его мама, и никто другой никогда не будет любить его так как она.

Интерпретация реальности в искаженном виде, запреты на восприятие реальности, определенных областей жизни, отношений, чувств, проявлений, замена реальности мифами — способны серьезно затормозить полноценное развитие личности.

Представьте себе, как будут выстраиваться отношения с мужчинами у женщины, если она воспитывалась в семье, где ее родители жили друг с другом как соседи, спали в разных кроватях и в разных комнатах, никак не проявляли друг к другу нежность, любовь, и всякая сексуальность была табуирована? Первые опыты взаимоотношений дочери с мальчиками игнорировались родителями, — как будто ничего нет. То есть этой части реальности как будто не существует. Но отсутствие информации — тоже информация, а именно эмоциональная отстраненность родителей в вопросах мужско-женских отношений, сексуальности, тела, напряженность и тревога в моменты возникновения этих тем (например, в моменты случайных сцен эротической любви и интимной близости при совместном просмотре кинофильмов). Нетрудно предположить, что такая женщина будет испытывать неуверенность в себе, своей женственности, страх мужчин, и всячески избегать контактов с ними. Ее женственность и сексуальность не будут полноценно развиты.

Поразмышляйте про своих родителей в качестве «интерпретаторов реальности». Вспомните, в каком информационном поле жили Вы. Как родители интерпретировали Вам те или иные аспекты жизни и человеческих отношений, как эмоционально реагировали при этом? Какие темы вообще не обсуждались и были табуированы?

Конечно, в широком смысле интерпретаторами реальности можно назвать ни только родителей, но и всех людей, СМИ, государства, — обрабатывающих информацию и привносящих результат в общее информационное поле, в котором мы все и живем.

, 30.09.2013

Комментарии (0)

[!] Для возможности комментирования зарегистрируйтесь на форуме и/или войдите в свою учетную запись.



© Психологическая помощь, Москва 2006 - 2019 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Реклама на сайте и сотрудничество | Аренда кабинета психолога | Администрация