Несмотря на непрекращающуюся дискуссию вокруг дуалистической концепции влечений З.Фрейда, неоспоримым является тот факт, что агрессия присутствует в психической жизни каждого человека в той или иной степени и является важнейшим феноменом наряду с любовью и сексуальностью.
На данный момент существует множество точек зрения относительно топического происхождения агрессии. Вспомним наиболее значительные из них :
- Теория З.Фрейда о дуальных влечениях – влечение к жизни и влечение к смерти. Он рассматривает две противоположно направленные силы Либидо и Мортидо , как проявления влечения к жизни или Эросу и влечения к смерти – Танатосу. З.Фрейд предположил, что конфликт в психическом разыгрывается между двумя этими силами и определяет особенности психического.
- А. Фрейд была сторонницей взглядов отца и считала, что развитие Оно разделяется на сексуальное развитие энергии либидо и на развитие агрессивности. Развитие сексуального влечения определяется последовательностью либидинозных фаз, а агрессивность взаимосвязана с сексуальностью и подчинена либидному развитию, что проявляется, например, в кусании, каннибализме на оральной стадии развития либидо; мучении, разрушении, жестокости на анальной стадии и т.д.
- Еще одной сторонницей идеи З. Фрейда была противница А.Фрейд Мелани Кляйн. Отличие теории М.Кляйн состояло в том, что М.Кляйн видела проявления влечения к смерти в виде тревоги. Она утверждала, что инстинкт смерти – это первая безусловная опасность, с которой вынуждена справляться психика ребенка и именно эта опасность запускает мощные защитные механизмы параноидно-шизоидной позиции. Для М.Кляйн наиболее показательным аффективным воплощением влечения к смерти является зависть.
- Д. Винникотт, изучая проявления агрессии у детей, пришел к выводу, что агрессия – это прежде всего доказательство жизни, именно агрессия предшествует интеграции Я. Она является частью примитивного выражения и в то же время первичной двигательной активностью, спонтанностью и импульсивностью ребенка и эти агрессивные элементы психики позволяют осознать ребенку себя как индивида и начать индивидуальное существование.
- О. Фенихель видит в теории З. Фрейда значительные ошибки в попытках разделения влечения к жизни и влечения к смерти в ходе психосексуального развития. Для О. Фенихеля то, что Фрейд считал слиянием – это как раз «прогрессия в дифференциации», а то что «разделением» для З.Фрейда – «регрессия к единству, и вместе с тем возобновление того деструктивного качества, которое было специфично для ранних стадий». Таким образом, О. Фенихель считал, что именно дифференциация, а не слияние либидинального и деструктивного импульсов приводит к снижению проявления агрессии и деструкции. При этом О.Фенихель считал, что попытки исследовать чистое проявление того или иного влечения или импульса – тщетно, так как не существует ни одного психологического импульса, в котором не было бы соединения ранее разделенного или разделения ранее соединенного.
- Х.Гартман, Э. Крис, Р.М. Левенштайн в своей статье «Заметки по теории агрессии» так же разделяют взгляды З.Фрейда на существования врожденного влечения к смерти и его проявления в агрессивности. Однако, агрессивность в их понимании – это активность в общем смысле и для всех психических событий. И они считают, что разрядка агрессивных импульсов в действиях – это проявления удовольствия, отсутствие разрядки приводит к неудовольствию ( по аналогии с либидо). При этом вводится разделение на «активную» агрессию – стремление причинять вред объекту, разрушить его и пассивность – желание быть объектом владения, причинения вреда или разрушения. Таким образом, агрессивный импульс требует разрядки, и эта разрядка приносит удовольствие, как и в случае с сексуальным импульсом, а органами агрессивной разрядки служит скелетная мускулатура. Агрессивный импульс может пластично меняться в соответствии с внешними условиями и может выражаться, например, в контроле над своим телом, реальностью или в образовании психической структуры.
- Для О. Кернберга в исследовании особенностей агрессивного и либидинального влечений особое значение приобретают аффекты, определяемые им как биологически обусловленные психофизиологические паттерны, активизирующиеся в процессе развития под влиянием условий развития. О. Кернберг считает аффекты неделимыми составляющими влечений и ранних мотивационных систем, вместе с тем он указывает и на значение аффекта как сигнала влечения. Он считает, что именно аффекты являются первичной системой мотивации, в том смысле, что они находятся в центре бесконечного количества приятных или фрустрирующих событий, переживаемых младенцем в окружающей его среде. Аффекты связывают серии недифференцированных Я-объект-репрезентаций, так что постепенно создается сложный мир интернализованных объектных отношений, окрашенных удовольствием или неприятных.
- И наконец, теория А.Адлера о комплексе неполноценности, которая была изложена им в докладе 1908 года «Влечение к агрессии в жизни и в неврозе».
А. Адлер считал, что как любой орган в человеческом теле старается компенсировать свою ущербность, так и человек, внутренне ощущающий себя ущербным, компенсируется за счет ориентации своей личности на «высокую собственную ценность». Если же этого не подтверждается извне, то усиливается агрессивное влечение. В некотором роде А.Адлер описывает агрессивность как свойство честолюбивых или тщеславных личностей или, если говорить на психоаналитическом языке – нарциссических личностей. Именно о феномене проявления агрессии и аутоагрессии у разных лиц, я бы и хотела поговорить далее.
Итак, выдвигая за основу концепцию З.Фрейда о влечении к смерти и агрессии, можно предположить, что агрессия, наряду с либидо, принимает участие в формировании особенностей психических структур и защитных механизмов человека.