Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Маргарита Тюрина

Автор: Психолог, Психоаналитически-ориентированный психотерапевт

Персональная страница автора

Все темы блога

Агрессия и аутоагрессия

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Агрессия и аутоагрессия

Несмотря на непрекращающуюся дискуссию вокруг дуалистической концепции влечений З.Фрейда,  неоспоримым является тот факт, что агрессия присутствует в психической жизни каждого человека в той или иной степени и является важнейшим феноменом наряду с любовью и сексуальностью.

На данный момент существует множество точек зрения относительно топического происхождения агрессии. Вспомним наиболее значительные из них :

  1. Теория З.Фрейда о дуальных влечениях – влечение к жизни и влечение к смерти. Он рассматривает две противоположно направленные силы  Либидо и Мортидо , как проявления влечения к жизни или Эросу и влечения к смерти – Танатосу.  З.Фрейд предположил, что конфликт в психическом разыгрывается между двумя этими силами и определяет особенности психического.
  2. А. Фрейд была сторонницей взглядов отца и считала, что развитие Оно разделяется на сексуальное развитие энергии либидо и на развитие агрессивности. Развитие сексуального влечения определяется последовательностью либидинозных фаз, а агрессивность взаимосвязана с сексуальностью и подчинена либидному развитию, что проявляется, например, в кусании, каннибализме на оральной стадии развития либидо; мучении, разрушении, жестокости на анальной стадии и т.д.
  3. Еще одной сторонницей идеи З. Фрейда была противница А.Фрейд Мелани Кляйн. Отличие теории М.Кляйн состояло в том, что М.Кляйн видела проявления влечения к смерти в виде тревоги. Она утверждала, что инстинкт смерти – это первая безусловная опасность, с которой вынуждена справляться психика ребенка и именно эта опасность запускает мощные защитные механизмы параноидно-шизоидной позиции. Для М.Кляйн наиболее показательным аффективным воплощением влечения к смерти является зависть.
  4. Д. Винникотт, изучая проявления агрессии у детей, пришел к выводу, что агрессия – это прежде всего доказательство жизни, именно  агрессия предшествует интеграции Я. Она является частью примитивного выражения и в то же время первичной двигательной активностью, спонтанностью и импульсивностью ребенка и эти агрессивные элементы психики позволяют осознать ребенку себя как индивида и начать индивидуальное существование.
  5. О. Фенихель  видит в теории З. Фрейда значительные ошибки в попытках разделения влечения к жизни и влечения к смерти в ходе психосексуального развития. Для О. Фенихеля то, что Фрейд считал слиянием – это как раз «прогрессия в дифференциации», а то что «разделением» для З.Фрейда – «регрессия к единству, и вместе с тем возобновление того деструктивного качества, которое было специфично для ранних стадий». Таким образом, О. Фенихель считал, что именно дифференциация, а не слияние  либидинального и деструктивного импульсов приводит к снижению проявления агрессии и деструкции. При этом О.Фенихель считал, что попытки исследовать чистое проявление того или иного влечения или импульса – тщетно, так как не существует ни одного психологического импульса, в котором не было бы соединения ранее разделенного или разделения ранее соединенного.
  6. Х.Гартман, Э. Крис, Р.М. Левенштайн в своей статье «Заметки по теории агрессии» так же разделяют взгляды З.Фрейда на существования врожденного влечения к смерти и его проявления в агрессивности. Однако, агрессивность в их понимании – это активность в общем смысле и для всех психических событий. И они считают, что разрядка агрессивных импульсов в действиях – это проявления удовольствия, отсутствие разрядки приводит к неудовольствию ( по аналогии с либидо). При этом вводится разделение на «активную» агрессию – стремление причинять вред объекту, разрушить его и пассивность – желание быть объектом владения, причинения вреда или разрушения. Таким образом, агрессивный импульс требует разрядки, и эта разрядка приносит удовольствие, как и в случае с сексуальным импульсом, а органами агрессивной разрядки служит скелетная мускулатура. Агрессивный импульс может пластично меняться в соответствии с внешними условиями и может выражаться, например, в контроле над своим телом, реальностью или в образовании психической структуры.
  7. Для О. Кернберга в исследовании особенностей агрессивного и либидинального влечений особое значение приобретают аффекты, определяемые им как биологически обусловленные психофизиологические паттерны, активизирующиеся в процессе развития под влиянием условий развития. О. Кернберг считает аффекты неделимыми составляющими влечений и ранних мотивационных систем, вместе с тем он указывает и на значение аффекта как сигнала влечения. Он считает, что именно аффекты являются первичной системой мотивации, в том смысле, что они находятся в центре бесконечного количества приятных или фрустрирующих событий, переживаемых младенцем в окружающей его среде. Аффекты связывают серии недифференцированных Я-объект-репрезентаций, так что постепенно создается сложный мир интернализованных объектных отношений, окрашенных удовольствием или неприятных.
  8. И наконец, теория А.Адлера о комплексе неполноценности, которая была изложена им в докладе 1908 года «Влечение к агрессии в жизни и в неврозе».

А. Адлер считал, что как любой орган в человеческом теле старается компенсировать свою ущербность, так и человек, внутренне ощущающий себя ущербным, компенсируется за счет ориентации своей личности на «высокую собственную ценность». Если же этого не подтверждается извне, то усиливается агрессивное влечение. В некотором роде А.Адлер описывает агрессивность как свойство честолюбивых или тщеславных личностей или, если говорить на психоаналитическом языке – нарциссических личностей. Именно о феномене проявления агрессии и аутоагрессии у разных лиц, я бы и хотела поговорить далее.

Итак, выдвигая за основу концепцию З.Фрейда о влечении к смерти и агрессии, можно предположить, что агрессия, наряду с либидо, принимает участие в формировании особенностей психических структур и защитных механизмов человека.


Все темы блога

, 16.07.2013

Агрессия и аутоагрессия

Несмотря на непрекращающуюся дискуссию вокруг дуалистической концепции влечений З.Фрейда, неоспоримым является тот факт, что агрессия присутствует в психической жизни каждого человека в той или иной степени и является важнейшим феноменом.


Комментарии (1)

[!] Для возможности комментирования зарегистрируйтесь на форуме и/или войдите в свою учетную запись.

 vladimir

  1, от: 15.9.14

Здравствуйте, Маргарита. К моему стыду, я только сегодня увидел Ваш блог об агрессии, хотя блогу уже больше года. Вы очень глубоко знаете теорию влечений, в том числе и влечение к смерти. Я в свой практике не опускаюсь на такую глубину, так как она себя не оправдывает. Я интересуюсь агрессией только в части ее практического применения и посева ее семян в личности моих клиентов, для устойчивой их адаптации во внешнем мире. Никаких влечений к агрессии не будет, если мама успешно истребляет способность к агрессии с первых месяцев жизни младенца. Я не испытываю интереса к теории агрессии, а только интерес к агрессии, как инструменту, который должны получить клиенты, чтобы быть защищенными в своей личной и социальной жизни, защищая посредством агрессии свои интересы и желания. Вообще, выражение своих интересов, желаний, влечений-есть добрая агрессия, которая стоит на страже своих границ. Если она распространяется за пределы своих границ-это враждебность. Я помогаю обрести агрессию, перенаправив аутоагрессию клиента во внешний мир. Без агрессии личность вянет и начинает болеть. Агрессия, вплетенная в личность-один из основных инструментов успешной адаптации и физического здоровья. Вы оперируете глубинными понятиями агрессии. Как видите, нет единого понятия ее глубинного смысла. Но, в терапии его никто и не требует. Глубинный смысл не помогает терапии. Наши патриархи пера молодцы, что так глубоко копают. Но, на мой взгляд, эти знания не практичны в формате будничной работы с клиентами. Вам спасибо за интересную статью.



1 

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация