Начало см. в тексте «Кто Я? Часть 2»
Мы знаем, что существуют психологические стадии развития «Я», в ходе которого человек устанавливает ориентиры по отношению к себе и социальной среде. Каждой стадии свойственны свои собственные параметры развития, которые могут принимать положительные и отрицательные значения. Становление личности растягивается на весь жизненный цикл и не заканчивается в подростковом возрасте. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым телесным и эмоциональным ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревании, у него развиваются и новые взгляды на многие вещи, ситуации, новый подход к жизни. Особенно значимыми для подростка становятся многие обстоятельства жизни, с которыми он встречается, и непонятны для него. Этот непонятный период жизни и представлен нам в рассказе «Кто Я?». Казалось, что этот вопрос многократно и шумно задает себе А.А., но в действительности его опередил Ваня, который не смог озвучить этот вопрос, но выразил его раньше отца – эмоционально дома – замкнутостью и угрюмостью и ярким проявлением в школе через агрессию и неуспеваемостью. В этот период для подростка, который уже способен обобщать, и встает задача объединить все и разложить при этом по полочкам, чтобы понять себя, т.е. , что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, друге. В этот период идет понимание и осознание этих ролей. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если подросток успешно справляется с этой задачей – психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. По сути дела, подготовка к всесторонней психосоциальной идентификации в подростковом возрасте должна начинаться с момента рождения. Если из-за неудачного детства, как у Вани, ему не помочь решить идентификацию и определить свое «Я», то может проявиться симптом путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Как видим, из рассказа его отца этот процесс уже начался у Вани. Это кризис подросткового возраста, который наложился на психотравмирующую семейную драму, конфликт между поколениями. Интересно, что в нашем случае, подросток поднял вопрос идентификации и не только своей, но и всех членов семьи.