Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Кто в семье голова? Или кто в семье главный?

У Расула Гамзатова есть такие строчки: «Мужчина в доме, - ты глава семьи!!! Певец её, …»

Вспомним, что Александр Александрович (в дальнейшем А.А.) много лет материально содержит семью из 5 человек (родители, жена, сын) (см. текст "КТО Я…??!"). Он был единственным ребенком в своей семье, рос в атмосфере тепла и любви своих родителей. Его мама выросла в многодетной семье, а когда появился сын - А.А., она стала обращаться к мужу-«папуля», муж к ней - «мамуля». Эмоционально она стала дочерью своему мужу, а её муж для нее стал сыном. А.А. на бессознательном уровне воспринимал свою мать как свою сестру, дочь отца. «Чехарда», которая проявилась в голове у А.А. только сейчас через 30 лет, на самом деле возникла у него в раннем детстве. Когда А.А. женился, границы «чехарды» расширились и углубились, т.к. жена, воспитанница детского дома, приняла сложившиеся правила его семьи и к свекрам обращалась как и А.А.- «папуля и мамуля.» У свекрови при этом появилась дочь, о которой она мечтала. В предложенной истории случилась так, что Светка (жена А.А., мать мальчика) не кормила своего ребенка грудью. Заботу о внуке взяла на себя полностью бабушка, и, чтобы сын высыпался, забирала внука на ночь к себе. Родители уехали в долгосрочную командировку, когда ребенок еще не говорил, и до 10 лет он виделся с ними редко, только во время их отпусков. Мальчик рос в атмосфере любви бабушки и дедушки, а где-то далеко и довольно долго (почти 10 лет) были папа и мама, присылая ему дорогие игрушки. Его родители, вернувшись из длительной командировки, стали жить в родительской квартире. В большой квартире теперь живут 3 поколения, во главе которой стоит бабушка. Она «мамуля» для своего мужа, своего сына - А.А., невестки и для внука, который тоже называл её как все. Фактически у «мамули» - 3 сына (муж, сын, внук) и 1дочь! Наконец, сбылась мечта, заложенная еще в детстве её родительской семьей - должно быть много детей! Вот теперь она - многодетная мать!

А кто же тогда в семейной иерархии её сын - А.А? С этим вопросом, «чехардой» в голове и обратился А.А за помощью. Он искренне не мог понять, как оказалось, что в школе о его существовании даже не подозревали, так как отцом мальчика считали деда. Этот факт, что его не «существует», и поверг его в шок. Для него было непостижимо, как могли собственные родители обезличить, обесценить его прежде всего перед собственном сыном, школой, общественностью. Ужас и горькая досада не покидала его несколько сессий. Пока в голове не сложились все «пазлы» ситуации: что он - А.А. одновременно сын своим родителям и в тоже время брат своему отцу, своей жене и сыну. Ему надо было услышать этот расклад своего домашнего статуса, понять, осознать, а осознав, принять сложившуюся ситуацию и себя в ней. Ведь в своем профессиональном статусе он состоявшийся взрослый человек, а в иерархии родительской семьи, он старший брат своему сыну и жене, младший своему отцу! Необходимо было осознать ещё и свою личностную незрелость, понять и принять и этот факт. Для этого нужно было пройти несколько этапов терапии, чтобы самому понять, какую роль он играл во всей этой «чехарде». Понять, кем он был в семье и кем должен стать в ней.

Проанализируем сложившуюся ситуацию в семье по возвращении родителей мальчика из длительной командировки. Как помним из рассказа А.А, он много лет содержит материально большую семью. Считает себя главой семьи. Родители давно на пенсии. У них огромная квартира, в которой всем есть место, дача, куда каждое лето выезжали деды с внуком. Всем бытом, и не только, как выяснилось теперь, управляла его мать - «мамуля». Она глава семьи!

При их окончательном возвращении домой изменилась обстановка в семье. Вернулись родители внука, но мальчик оставался спать в комнате с «мамулей», внимание которой было приковано теперь к А..А. и Свете - его родителям. Мальчик был предоставлен себе, т.к . родители были долгое время заняты своим трудоустройством и редко наезжали на дачу. Начался учебный год. Не получая должного признания и внимания собственных родителей к себе, мальчик интуитивно, как мог на своем детском уровне стал выражать протест против сложившейся и непонятной для него ситуации. Это проявилось его замкнутостью и угрюмостью дома и неадекватным поведением, неуспеваемостью в школе. Теперь все внимание было приковано в школе и в семье к мальчику. Даже инфантильный отец задумался о том, что, если у него самого в голове «чехарда», то как же живется сыну. Ситуация для ребенка оказалась непонятной и непереносимой. Всеми возможными для себя средствами он стал защищаться. А единственными средствами защиты на бессознательном уровне, у него было его эмоциональное состояние - угрюмость и замкнутость дома и агрессия, которая выражалась в неадекватном поведении в школе и неуспеваемостью. Все внимание теперь приковано к ребенку! В школе и в семье! Он главная фигура в сложившейся ситуации. Он - «певец» семьи! Выходит, что на данном этапе жизни всей семьи, он главный! Он «певец» семьи! Он глава семьи! Эмоционально и поведенчески. Как сложится жизнь этого мальчика в отягощенной, психотравмирующей для него и всей семьи ситуации? Для дальнейшего нормального функционирования семьи из 3х поколений, проживающих вместе, нужна помощь психотерапевта, психолога прежде всего ребенку.


Все темы блога

, 17.02.2017

Идентификация личности и путаница ролей.

Что такое "психосоциальная идентификация"?


Кто такая свекровь

В «Этимологическом словаре Крылова» можно прочитать: «Любопытно, как слово свекровь прочитывается народной этимологией: «всех кровь», т.е. глава рода, чья кровь течет во всех потомках».


Комментарии (0)


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация