Стыд
Стыд (shame) Стыд - это Золушка неприятных эмоций: ему уделялось намного меньше внимания, чем тревоге, вине и депрессии. Freud (1896) трактовал стыд как страх быть осмеянным, тогда как Piers (1953) интерпретирует его как реакцию на неспособность жить согласно Эго-Идеалу (т.е. вина возникает, если мы действуем вразрез с указанием, поступившим извне, но представленном в Супер-Эго, а стыд - если нам не удается достичь идеала поведения, который мы сами установили). Согласно Lynd (1958), который не является психоаналитиком, стыд тесно связан с чувством идентичности и с инсайтом. Он провоцируется тем опытом, который ставит под сомнение наши прежние представления о себе и заставляет нас видеть себя глазами других и признавать расхождение между тем, как они воспринимают нас, и нашим собственным чрезмерно упрощенным и эгоистичным представлением о себе. Открытость опыту стыда увеличивает инсайт и самоосознание; отрицание стыда провоцирует развитие защитной брони. Относительно предположения, что стыд как постоянный невротический симптом имеет место у шизоидных индивидов, которые одновременно и переоценивают себя («воображают»), и осознают, что их переоценка не разделяется другими, см. Rycroft (1968).
Социологи различают культуры вины и культуры стыда; иудейско-христианская западная цивилизация - пример первой, традиционная японская культура, как и культура европейской военной аристократии, - примеры второй.
Стыд отличается от вины тем, что более тесно связан с телесными ощущениями (напр., покраснением) и тем, что его, как показывает Линд, легко вызвать нарушением негласных общественных правил. Если нарушение моральных кодексов и законов приводит к вине, то бестактность и ошибки вкуса вызывают стыд.
Райкрофт Ч. «Критический словарь психоанализа». Пер. с англ. Л. В. Топоровой, С. В. Воронина и И. Н. Гвоздева под редакцией канд. философ. наук С. М. Черкасова.— СПб.; Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.
Синонимы: стыд