Причина глаукомы может зарождаться в кишечнике

У некоторых пациентов с глаукомой потеря зрения таинственным образом прогрессирует, несмотря на лечение, и новое исследование, проведенное в Китае, указывает на иммунные клетки, которые мигрируют из пищеварительного тракта в глаза.

Эти клетки "оси кишечник-сетчатка" связывают специфический белок и получают доступ к светочувствительной ткани глаза, где повреждают ганглиозные клетки сетчатки (ГКС).

Глаукома, относящаяся к группе нейродегенеративных заболеваний, является общим термином для заболеваний глаз, вызванных потерей ГКС, аксоны которых образуют зрительный нерв, передающий визуальную информацию в мозг.

Глаукома, являющаяся одной из основных причин слепоты, в настоящее время неизлечима; лечение направлено на остановку прогрессирования заболевания.

"Полученные нами результаты подчеркивают важность оси кишечник-сетчатка в патогенезе глаукомы и для разработки терапевтических стратегий", - пишут исследователи в своей статье, результаты которой были опубликованы в журнале Science Translational Medicine.

Давление внутри глазного яблока, называемое повышенным внутриглазным давлением (ВГД), является основным фактором риска развития глаукомы. Снижение ВГД является основной целью лечения, но не всегда удается остановить прогрессирование заболевания.

Предыдущие исследования намекали на то, что Т-клетки иммунной системы могут играть определенную роль в поражении глаукомой, однако основной механизм был неясен.

"Т-клетки и другие циркулирующие иммунные клетки обычно не имеют права проникать в сетчатку", - отмечает группа исследователей под руководством клинических иммунологов Чонг Хэ, Вэньбо Сю, Циньюань Чен и Кун Пэн из Университета электронных наук и технологий.

Эти четверо ученых участвовали в исследовании 2021 г., в котором было обнаружено, что подмножество CD4+ Т-клеток экспрессирует рецептор кишечника, интегрин β7, который каким-то образом проникает в сетчатку глаза с небольшой помощью белка, называемого молекулой адгезии клеток слизистой оболочки 1 (MAdCAM-1).

В своем новом исследовании Хэ, Сю и их коллеги подтвердили связь между CD4+ Т-клетками, экспрессирующими интегрин β7, MAdCAM-1, и тяжестью заболевания глаукомой у пациентов.

Сначала были исследованы образцы крови 519 больных глаукомой и 189 здоровых людей. У больных глаукомой был обнаружен значительно более высокий процент β7-экспрессирующих CD4+ Т-клеток по сравнению со здоровыми людьми, а у больных глаукомой, в крови которых было больше таких клеток, наблюдалось более тяжелое поражение глаз.

Используя модель глаукомы у мышей, вызванную ВГД, исследователи показали, что для получения доступа к сетчатке глаза β7+ CD4+ Т-клетки у этих мышей с ранней стадией глаукомы должны пройти через кишечник.

Команда обнаружила, что β7+ CD4+ Т-клетки мышей, индуцированных ВГД, были перепрограммированы в кишечнике, так что они могли использовать интегрины β7 в качестве своеобразной лицензии, возвращаясь в кровообращение функционально подготовленными к путешествию к сетчатке.

В то время как нормальные Т-клетки не способны связываться с MAdCAM-1 в сетчатке, клетки, лицензированные в кишечнике, смогли это сделать, обеспечив себе доступ к тканям глаза, что "в конечном итоге привело к нейровоспалению".

"Способность индуцировать экспрессию MAdCAM-1 на сосудах сетчатки может быть одним из механизмов, с помощью которых лизированные из кишечника β7+ CD4+ Т-клетки преодолевают гемато-ретинальный барьер и вторгаются в сетчатку", - поясняет команда.

Для изучения связи между этими подозрительными клетками и белками и поражением глаукомой группа исследователей вводила мышам антитела, которые блокировали взаимодействие β7+ CD4+ Т-клеток с MAdCAM-1. Ингибирование взаимодействия с MAdCAM-1 значительно уменьшило повреждения, вызванные глаукомой.

"Наше исследование выявляет роль лизированных в кишечнике β7+ CD4+ Т-клеток и MAdCAM-1 в дегенерации ганглиозных клеток сетчатки", - пишут авторы.

Пока неясно, как ВГД повышает уровень этих β7+ CD4+ Т-клеток в крови и как они перепрограммируются в кишечнике, поэтому необходимы дополнительные исследования.

Авторы делают вывод, что в клинических исследованиях можно проверить, могут ли антитела, использованные в их работе, лечить глаукому, и говорят, что их работа также демонстрирует потенциальную роль иммунной системы в таких заболеваниях, как глаукома.

ScienceAlert, Пер.:

8 способов добавить годы к своей жизни

Исследования в области поведенческой медицины продолжают поддерживать различные изменения в образе жизни, которые могут помочь в увеличении продолжительности жизни. Вот 8 вариантов образа жизни, способствующих здоровью и долголетию.

Колебания артериального давления - предупреждающий знак для деменции

Исследователи обнаружили, что колебания кровяного давления могут являться потенциальным предвестником деменции и сосудистых заболеваний.