Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Рождение психоанализа

Психоанализ как одно из направлений в психологии и психотерапии возник в конце XIX — начале XX столетия в Австрии. Его основателем был венский врач Зигмунд Фрейд (1856-1939), который в 1896г. ввел в научный оборот термин «психоанализ». После публикации работы «Толкование сновидений» (1900) у ее автора появилась потребность в более широком обсуждении выдвинутых им идей, чем это имело место раньше, когда 3. Фрейд был в одиночестве и мог излагать свои представления о психическом аппарате, бессознательных процессах, этиологии неврозов только в переписке с берлинским врачом Вильгельмом Флиссом (1858-1928).

Осенью 1902 г. 3. Фрейд пригласил к себе домой четырех врачей с целью обсуждения тех идей и концепций, которые лежали в основе психоанализа. Этими врачами были Альфред Адлер, Макс Кахане, Рудольф Рейтлер и Вильгельм Штекель. Адлер одним из первых дал положительный отзыв на работу Фрейда «Толкование сновидений», которая после выхода в свет не была должным образом оценена венскими врачами, игнорировалась или критически воспринималась многими учеными.

В работе «К истории психоаналитического движения» (1914) Фрейд отметил, что инициатива собраться группе врачей, вознамерившихся изучать, практиковать и распространять психоанализ, исходила от одного коллеги, «испытавшего на себе благотворное влияние аналитической терапии» . Этим коллегой был Штекель, который позднее говорил о том, что его анализ у Фрейда продолжался восемь сеансов, хотя, как считал официальный биограф основателя психоанализа Э. Джонс, период анализа был более продолжительным.

Адлер, Кахане, Рейтлер и Штекель собирались каждую среду вечером в доме Фрейда. Сидя за длинным столом, Фрейд излагал свои идеи, а его слушатели имели возможность обмениваться мнениями по поводу услышанного. Штекель взял на себя роль корреспондента и каждую неделю посылал отчет о дискуссиях в доме Фрейда в воскресный выпуск «Нового венского еженедельника». Так возник первый психоаналитический кружок, получивший название «Психологическое общество по средам».

В последующие годы заседания этого общества посетили многие известные люди: врач Дж. Фридьюнг, музыкальный критик и организатор первых концертов для рабочих в Вене Д. Бах, музыканты М. Граф, X. Стравинский и Р. Рейтлер, книгопродавец и издатель работ Фрейда Г. Геллер.

К обществу по средам присоединились также те, кто впоследствии стал практиковать психоанализ: в 1903 г. в доме Фрейда появился П. Федерн (1872-1950); в 1905г. — школьный друг Федерна Э. Хичман; в 1906г. — И. Задгер и окончивший обучение подмастерье О. Ранк (1884-1939), который по рекомендации Адлера представил Фрейду рукопись «Искусство и художник»; в 1907г. — племянник Задгера Ф.Виттельс (1880-1951); в 1909 г. — В. Тауск; в 1910г. — Г. Закс (1881-1947), в дальнейшем ставший одним из членов тайного комитета.

Состав членов Психологического общества по средам не был постоянным. Вместе с тем, если в 1902 г. в него входило пять человек, включая Фрейда, то в 1906 г. количество членов общества достигло семнадцати, а в 1908 г. — двадцати двух человек. Заседания общества проходили на квартире Фрейда.

Если в момент образования психоаналитического кружка Фрейд уделял значительное время изложению своих идей и концепций, то со временем он председательствовал и давал возможность его ученикам высказывать свои соображения, связанные с пониманием тех или иных психоаналитических положений. Обычно кто-то из присутствующих делал доклад, причем не обязательно напрямую связанный с психоанализом. После его завершения начинались прения и дискуссии, организационный принцип проведения которых осуществлялся по заранее установленному правилу. Секретарь общества О. Ранк вынимал из небольшой вазы записки, служащие жребием для установления порядка выступлений участников дискуссии.

Вспоминая о заседаниях общества по средам, Ф. Виттельс отмечал, что особенно плодотворными были вечера, когда Фрейд рассказывал о своих собственных работах, включая «Бред и сны в "Градиве" В. Иенсена» (1907), «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909), «Воспоминание детства Леонардо да Винчи» (1910). Архитектоника излагаемого Фрейдом материала была такова, что его утверждения сперва казались странными, но затем, подкрепленные аргументами, становились понятными и приемлемыми.

После четырех лет существования Психологического общества по средам, членами которого были венские врачи, музыканты и люди других профессий, на его заседаниях стали появляться зарубежные посетители. Первым из них был М. Эйтингон (1881-1943), родившийся в России студент-медик, завершавший свое обучение в Цюрихе, затем — швейцарцы К.Г.Юнг (1875-1961) и Л. Бинсвангер (1881-1966), а также К. Абрахам (1877-1925), получивший образование в Германии, но работавший в то время в Швейцарии, которые стали гостями данного кружка соответственно в январе, марте и декабре 1907 г. В дальнейшем подобными гостями стали в 1908 г. американский врач А. Брилл (1874-1948) и английский врач Э. Джонс (1879-1958), в 1909г. — А. Муссман, М. Карпас из Нью-Йорка, Л. Йекельс и Л. Карпинска.

В сентябре 1907 г. в письме, посланном членам Психологического общества по средам из Рима, Фрейд предложил распустить это общество с тем, чтобы создать новое объединение единомышленников, которое в апреле 1908 г. получило название «Венское психоаналитическое общество». Речь шла о реорганизации общества, имеющей целью, по выражению основателя психоанализа, «восстановить личную свободу каждого индивида и сделать для него возможным выйти из общества без какого-либо ухудшения его отношений с оставшимися членами общества».

Тем самым предоставлялась реальная возможность безболезненного выхода из общества тех его членов, чьи интересы стали не совпадать с психоанализом, чей образ жизни оказался более несовместимым с психоаналитической деятельностью, а личные отношения выступали в качестве препятствия дальнейшего членства в данном обществе. Причем Фрейд выступил с предложением о повторении подобных акций через каждые три года. Такой способ выхода из психоаналитического общества был осуществлен в 1910 г., однако в дальнейшем он не практиковался в Венском психоаналитическом обществе, хотя на протяжении нескольких лет к нему прибегали в некоторых сообществах подобного типа, включая швейцарское и английское.

До образования Психологического общества по средам в 1902 г. психоаналитические идеи Фрейда не вызывали радушного приема среди венских врачей. Скорее, напротив, опубликованные им совместно с венским ученым и врачом Й. Брейером (1842-1925) статья «Предварительные сообщения» (1893) и работа «Исследования истерии» (1895), а также труд Фрейда «Толкование сновидений» (1900) или оставались незамеченными научной общественностью Австрии, или, за небольшим исключением, сопровождались негативной реакцией со стороны ряда специалистов.

Вместе с тем, те же самые работы были не только замечены зарубежными учеными и врачами, но и ссылки на них нашли свое отражение в некоторых публикациях и диссертациях. В частности, на «Исследования истерии» ссылались в своих публикациях в 1896г. невролог из Бристоля М. Кларк, в 1897 и 1903г. английский ученый Ф. Майерс, в 1898 и 1904г. врач и сексолог Х. Эллис, чей портрет впоследствии основатель психоанализа повесил в приемной своей квартиры на Бергассе 19. Ссылки на работу Фрейда «Толкование сновидений» содержались в докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902), подготовленной швейцарским врачом К. Г. Юнгом, который в то время был ассистентом профессора психиатрии в Цюрихе Э. Блейлера (1857-1939).

К тому времени в Цюрихе образовалась группа людей, интересующихся психоанализом Фрейда. Ее членами были Э. Блейлер, А. Мёдер, Ф. Риклин, К. Г. Юнг и др. цюрихские врачи, а также Л. Бинсвангер из Кройцлингена и Э. Клаперед из Женевы. Заседания этой группы проходили, как правило, в психиатрической клинике Бургхёльцли.

В 1906 г. завязалась переписка между Фрейдом и Юнгом. В 1907 г. состоялись первые визиты зарубежных врачей к основателю психоанализа, включая, в порядке их появления в доме Фрейда, Эйтингона, Юнга, Бинсвангера, Абрахама. Все четверо были в то время представителями академической медицинской школы из Швейцарии. В начале 1908 г. к Фрейду приехал венгерский врач Ш. Ференци (1873-1933), который произвел на основателя психоанализа такое благоприятное впечатление, что был приглашен им на двухнедельный летний отдых с его семьей. В том же году Фрейда посетил российский врач Н. Осипов (1877-1934).

В 1907г. находящийся в Цюрихе английский врач Э. Джонс предложил Юнгу организовать международную встречу специалистов, интересующихся психоаналитическими идеями. Это предложение было поддержано и в апреле 1908 г. в Зальцбурге (Австрия) состоялась «Встреча по фрейдовской психологии», на которой присутствовало 42 человека. В течение одного дня было заслушано девять работ, принадлежащих ученым Австрии, Англии, Венгрии, Германии, Швейцарии. По просьбе членов встречи Фрейд на протяжении почти пяти часов излагал «Историю одного заболевания», представляющую собой случай анализа навязчивых состояний, известный ныне в психоанализе под названием «человека с крысами». После Фрейда были заслушаны также работы Э.Джонса «Рационализация в обыденной жизни», Ф. Риклина «Некоторые проблемы толкования мифа», К.Абрахама «Психосексуальные отличия между историей и dementia praecox », И. Задгера «Этиология гомосексуализма», В. Штекеля «Об истерии страха», К. Г. Юнга «О dementia praecox », А. Адлера «Садизм в неврозе», Ш. Ференци «Психоанализ и педагогика». На данной встрече было принято решение об издании первого журнала, посвященного проблемам психоанализа, который стал выходить в свет под названием «Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований», но в начале Первой мировой войны прекратил свою деятельность.

«Встреча по фрейдовской психологии» являлась, по сути дела, организационным началом становления международного психоаналитического движения, ограниченного в 1908 г. рамками Европы. Присутствующий на этой встрече американский психиатр А. Брилл, совершивший в 1907 г. поездки в Париж (психиатрическая больница Сальпетриер) и Цюрих (психиатрическая клиника Бургхёльцли) и вернувшийся в 1908 г. в Нью-Йорк, не выступал в качестве официального представителя американских врачей. Но он имел возможность ближе познакомиться с первыми европейскими психоаналитиками и после завершения встречи в Зальцбурге вместе с Э. Джонсом посетил дом Фрейда в Вене.

В конце 1908г. президент Университета Кларка в Вустере (США), С. Холл пригласил Фрейда прочитать лекции по психоанализу в связи с празднованием 20-летней годовщины со дня основания этого учреждения. Подобное приглашение получил и К. Г. Юнг. В последних числах августа 1909 г. Фрейд, Юнг и Ференци, сопровождавший основателя психоанализа, прибыли в Нью-Йорк, где их встретил А. Брилл. В начале сентября они, и присоединившийся к ним Э. Джонс, который во время пребывания в США годом ранее имел возможность изложить специфику психоаналитических идей перед некоторыми американскими учеными, включая М. Принсона и Дж. Патнема, приехали в Вустер, где в стенах Кларкского университета Фрейд прочитал пять лекций о психоанализе.

В США Фрейд познакомился с американским философом У. Джемсом, профессором неврологии в Гарварде Дж. Патнемом, основателем экспериментальной психологии в Америке С. Холлом. На заключительной церемонии в Кларкском университете ему была присуждена почетная степень доктора, воспринятая основателем психоанализа как «первое официальное признание его трудов».

Таким образом, за семь лет, начиная с образования Психологического общества по средам и кончая выступлениями Фрейда перед американской аудиторией в 1909г., психоанализ не только стал набирать силу в Вене, но и вышел на международный уровень.

После поездки Фрейда в США в 1909 г. психоанализ действительно приобрел международное значение. В организационном отношении оно стало очевидным на втором Международном психоаналитическом конгрессе, состоявшемся в марте 1910г. в Нюрнберге (Германия). По поручению Фрейда Ференци внес предложение о формировании международного объединения, имеющего свои отделения в разных странах мира. Юнг был избран президентом Международного психоаналитического объединения. Появился международный психоаналитический журнал, редактором которого стал Риклин. Целью Международного психоаналитического объединения было объявлено «сохранение и развитие основанной Фрейдом психоаналитической науки как в чисто психологическом аспекте, так и в ее медицинском и гуманитарно-прикладном виде; обоюдная поддержка в усилиях по приобретению и распространению психоаналитических знаний».

После данного конгресса существовавшие ранее психоаналитические группы, включая Венское психоаналитическое общество, Общество Фрейда в Цюрихе, созданное в 1907г., и аналогичное общество в Берлине, основанное в 1908 г. и возглавляемое Абрахамом, зарегистрировались в качестве отделений Международного психоаналитического объединения. В ряде стран возникли новые психоаналитические общества: в 1910 г. — Швейцарская группа психоаналитиков под председательством Л. Бинсвангера; в 1911г. — Мюнхенская группа психоаналитиков во главе с Л. Зейфом, Нью-Йоркское психоаналитическое общество под руководством А. Брилля и Американская психоаналитическая ассоциация, президентом которой стал Дж. Патнем.

Продолжался также рост психоаналитических групп и обществ в разных странах мира. В 1913 г. возникла Будапештская группа психоанализа, возглавляемая Ш. Ференци, и Лондонское психоаналитическое общество во главе с Э. Джонсом. В 1914г. — Психоаналитическое общество Вашингтона и Балтимора во главе с У.Уайтом. В 1917г. — Голландское психоаналитическое общество, в 1922г. — Русское психоаналитическое общество, в 1925 г. — Итальянское психоаналитическое общество, в 1926 г. — Парижское психоаналитическое общество, в 1927г. — Бразильское общество психоанализа, в 1933 г. — Психоаналитическое общество Палестины.

***

Более 40 лет Фрейд развивал свою теорию личности. Он написал огромное количество трудов, а разнообразные и меняющиеся аспекты его теории неохватны.

Томпсон (Thompson , 1957) разделяет годы с 1895-го по 1939-й на четыре периода. Первый период, примерно с 1895-го по 1900-й — это годы сотрудничества с Брейером. В это время зародились его теории бессознательной мотивации, подавления, сопротивления, переноса, тревожности и этиологии неврозов, которые основывались на его работе с пациентами с использованием гипноза и свободных ассоциаций или катарсиса. Эти методы стали основой психоанализа. Томпсон (Thompson , 1975, р. 5) замечает: «Я думаю, что это был период наибольшей творческой активности Фрейда. Ни одна теория, разработанная им позже, не может сравниться по совершенству с его ранними открытиями».

Второй период, с 1900 примерно до 1910 г., был периодом развития фрейдовской теории сексуальности — от идеи, что причиной невроза является сексуальная травма, до предположения, что наиболее важным для этиологии является сексуальное развитие, — теории первичного инстинкта или теории либидо. Он считает самыми главными сексуальность (продолжение и сохранение рода) и инстинкт самосохранения. Брейер поссорился с Фрейдом в начале этого периода, после длительных и сложных отношений, в процессе которых Фрейд отказался от гипноза.

Третий период, продолжавшийся с 1910 г. и до ранних 1920-х гг., начался с атаки Адлера на теорию сексуальности Фрейда и «дезертирства» Юнга в 1913 г. Признание важности агрессии как внутреннего импульса заложило основу второй теории инстинктов, окончательный вариант которой был представлен в начале 1920-х гг. Агрессия и стремление к повторению связаны с Танатосом — инстинктом смерти, в то время как либидо и самосохранение — это части Эроса, инстинкта жизни. В этот период также зародилась теория общей характеристики личности (Ид, Эго и Суперэго). В методах терапии больших изменений не произошло.

Во время четвертого периода, с середины 1920-х до 1939 г., Фрейд концентрировался на методах терапии и на расширении терапевтической практики. Тем не менее новых методов не появилось. Интересы Фрейда перешли от терапии на общество, и в своих работах он скорее объяснял свои уже существующие теории, чем создавал новые. Изменения в методах терапии были внесены последователями Фрейда: Ранком, Ференци, Райхом, Салливаном, Хорни и Фроммом; последние трое включили социальный и культурный элементы в теорию и практику психоанализа.

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книги: «Постклассический психоанализ» В. Лейбин; «Теории психотерапии» С. Паттерсон, Э. Уоткинс

Эпифеноменализм Томаса Гоббса

Томас Гоббс выступил против учения Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означают одно и то же, поэтому «бестелесная субстанция» суть слова, которые при соединении взаимно уничтожают одно другое, как если бы человек сказал: «бестелесное тело». Под телесным бытием подразумевается существование, без остатка определимое в отношении пространства, времени, числа и движения.


Психологические знания в древности

Для древних народов, например для индийцев, не существовало души, служащей телу, а существовало тело, служащее душе. Более того, само разделение на тело и душу и, далее, на дух, душу и тело, которое проводим мы, было им абсолютно неизвестно.


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация