Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Низкая самооценка. Причины и последствия

Не для кого уже не секрет, что самооценка формируется с раннего детства, там же происходят и нарушения. Другими словами, причинами возникновения заниженной самооценки являются оценки и влияние родителей, которые придают значимость какому-либо делу, где было поражение, сомнения или неудача, слишком сконцентрированное неодобряемое внимание. А также на развитие низкой самооценки может влиять наследственность и окружение.

Пока малыш не умеет самостоятельно оценивать свои действия и поступки, у него еще нет никакого отношения к себе, он опирается на реакции окружающих. Конечно, чтобы не происходило с ребенком, первым делом он обращается к родителю и от того, как отреагирует тот, зависит видение ребенком себя и мира.

В течение первых 7-12 лет жизни, ребенку необходима любовь, забота, поддержка и внимание родителей, семьи. Ему необходимы полезные навыки, соразмерная с возрастом свобода выбора, чувство единения со своей семьей (мы команда), эмоциональная близость, ценность и значимость для членов семьи.

В безопасной и поддерживающей среде формируется положительное отношение к себе и своим качествам.

Жесткая дисциплина, чрезмерная критика, обесценивание, высмеивание, а также игнорирование потребностей ребенка приводит к тому, что постепенно он закрывается и считает себя проблемой. Сравнения с другими детьми, зарождает первые опасения и неуверенность в собственных силах. А вербальное, эмоциональное, физическое, сексуальное насилие, глубокие эмоциональные переживания надолго оставляют в душе ребенка не заживаемые травмы (кровоточащие раны).

В результате наследственности, например, врожденных заболеваний, типа темперамента, умственных способностей, «добрые» родители своей неадекватностью формируют у ребенка неполноценность. В последнее время у детей возникает развитие лишнего веса, родители, к сожалению, не обращают должного внимания на изменение тела ребенка, зато ему могут что-то говорить, как будто в укор о его полноте. Да и окружение начинает реагировать. Все это может достаточно сильно сковывать и ограничивать ребенка, негативно окрашивать его самоощущение.

Социальные контакты в саду, школе, на детской площадке часто подтверждают все то, что могут сообщать родители с малых лет, и могут на всю жизнь закрепить понимание о себе, как о не полноценной, глупом, не красивом, медленном, грязном, толстом, стыдливом, и т.д. Дети чувствуют себя не совершенными и беспомощными на фоне отсутствия поддержки родителей.

Низкая самооценка и ее последствия

На фоне неблагоприятной среды – критикующей, не поддерживающей и отвергаемой развивается целый комплекс проблем.

Это не что иное, как расстройство мышления, при котором человек воспринимает себя не красивым, неадекватным, неспособным, неуверенным в принятии решений.

Формируются эмоции и чувства, заставляющие испытывать страх, беспокойство и тревогу перед новыми событиями, знакомствами.

Например, необходимо сменить работу, познакомиться с кем-то, расстаться, отказать, а он не в состоянии сделать эти шаги, так как невозможно проконтролировать ход развивающихся событий и это вызывает сильное волнение – тревогу, сигнал – Стопа.

Соответственно человек встречается с тем, что не может сформировать новый опыт, новые достижения в своей жизни, всего этого он избегает или убегает перед стартом - здоровое и нормальное развитие личности останавливается.

Преследует частая тревога, апатия, развивается паника – мысли о неправильности сделанного и сказанного не покидают, неуместность ощущается везде и с каждым.

В таком состоянии, очень часто, человек отказывается от новых возможностей, не претендует на предлагаемую высокооплачиваемую должность, не продолжает общение с понравившимся противоположным полом, не спорит, если нужна твердость. Он берет то, что остается, отказывается от своих мечтаний, лишившись работы – не ищет другую, остается в отношениях, приносящих травмы, гуляет там, где ему сказал врач. Да, смысла в этом настоящем нет, собственно как и в будущем. Постепенно может наступить депрессия. Собственно депрессия это не утрата самооценки, а полное ее отсутствие.

Кажется, что все люди замечают их ошибки, неудачи, падения, суету, «отступление в тень».

Встает вопрос – Как повысить самооценку? Возможно ли во взрослой жизни исправить ситуацию? Об этом в следующем посте.


Все темы блога

, 08.08.2018

Лекция Жан-Мари Робина "Стыд"

Со стыдом все не так просто, потому что он касается не того, что я сделал, но и того, кто я есть. И одно из решений, которым я могу воспользоваться, чтобы стать другим – это быть «как бы», а это и есть тема нарциссических нарушений.


Суть не в том, что ты ешь, а в том, что ест тебя

Проблема будущего еще и в том, что наши дети начали верить, что много кушать, неосознанно кушать это норма.


Комментарии (0)

[!] Для возможности комментирования зарегистрируйтесь на форуме и/или войдите в свою учетную запись.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация