Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Адаптация ребенка в детском саду

Если вы заблаговременно готовились к детскому саду (адаптация к детскому саду), то ваш малыш готов к его посещению. А значит он умеет: одеваться, раздеваться, умываться, кушать, может самостоятельно засыпать, ходить на горшок (унитаз), слушать, спрашивать, просить помощи, играть с детьми или самостоятельно придумывать игру, убирать игрушки за собой, выполнять задания на занятиях (попрыгаем, покружимся, слепим, нарисуем, споем и т.д.). Умея все это, ребенку будет проще привыкнуть находиться без родителей. Тем не менее, посещение детского сада какое - то время может сопровождаться напряжением, тревогой, а значит, детки могут отказываться идти в детский сад, плакать, уговаривать не ходить – «Не оставляй меня здесь!». У каждого ребенка адаптация происходит по-разному. Один идет с радостью, спокойно расстается с мамой, а другой может плакать, цепляться и не отпускать при малейшем упоминании о прощании, расставании.

Адаптация у ребенка может длиться до 3 месяцев. Самые тяжелые, это первые 2 недели. Ребенок привыкает, что теперь с утра и до вечера он будет проводить время в детском саду – играть, заниматься, кушать, днем спать. Малыш будет привыкать к тому, что он большой и самостоятельный! Вместе с тем, от родителей важна огромная поддержка, понимание, забота и внимание.

Уважаемый родитель, постарайтесь в этот сложный для малыша период, когда он вне детского сада, постараться проводить с ним больше времени – посвятите это время общению со своим малышом. А все дела (уборка, приготовление еды, работа) постарайтесь перенести на время пока ребенок в саду. Конечно, в первый месяц я не рекомендую маме полностью выходить на работу. Так как ребенок может очень устать заболеть, быть очень напряженным, нервным от новой среды и лучше, его вообще не водить в садик, а провести время дома вместе, играя и общаясь. Очень часто в первую неделю напряжение увеличивается к концу недели (четверг например), тогда следующий день и включая выходные ребенок может расслабиться в привычной домашней обстановке с родителями. Но важно в эти дни также продолжать разговаривать и играть в детский сад.

Постарайтесь первый день детского сада превратить в праздник. Оденьте малыша красиво, больше улыбайтесь с ним, малыш может взять с собой игрушку. По дороге в сад можно спеть его любимую веселую песенку, вместе пробежаться. Садик можно «очеловечить», придав ему позитивный, доброжелательный образ, можно поздороваться и другим голосом ответить на приветствие, детям это очень нравится (это можно ввести в ритуал – здороваться и прощаться с садиком).

Позвольте ребенку самому выбрать шкафчик для одежды (с изображением рыбки, фонарика, конфеты). Не торопитесь сами раздевать (радостно поддерживайте самостоятельность), лишь, когда ребенок попросит помощь. Оденьте сандалики, расскажите, что они теперь (сандалики) будут жить в садике, а каждое утро, в шкафчике будут ждать своего хозяина (утром сандалики также могут здороваться с ребенком).

Когда ребенок одет, пришло время расставания. Не торопите его отослать в группу. Обнимитесь, поцелуйте вашего кроху, скажите еще раз, как вы им гордитесь, ведь он уже пошёл в сад! Можно после сада устроить чаепитие и что – нибудь подарить (позитивное закрепление первого дня). Тогда скажите ребенку, что после сада его дома будет ждать сюрприз. Если ребенок не идет, а стоит плачет, объясните, что для празднования нужны продукты и поэтому пока он знакомится с детками и игрушками вы сходите в магазин, все подготовите. Обычно в первый день у детей большой интерес, ведь все новое и они охотно сами идут в группу.

В первый день дети обычно остаются на 2-3 часа, этого времени хватает для знакомства. Постарайтесь сами порадоваться, ваш малыш достиг возраста для нового развития, социального. Встречайте малыша с радостью и интересом. Спросите, как ему здесь, понравилось? Когда малыш будет одет, можно попрощаться с сандаликами до завтра, попрощайтесь (вы и малыш) с детками и воспитателем. Учите малыша расставаться, с людьми, вещами, садиком. После сада можно еще раз спросить малыша о его впечатлениях о группе, воспитателе и детках. А далее идти праздновать событие!

В течение оставшегося дня ребенок может говорить о своем нежелании идти завтра в сад. Старайтесь в начале выяснить, с чем это связано, обнимите малыша, расскажите, зачем он теперь будет посещать детский садик. Это может звучать например так. "Когда все детки, как и ты, достигают возраста 3х лет и умеют уже одеваться, кушать, разговаривать, играть, ходить в туалет, умываться, значит, такие детки стали большими и готовы дальше расти. А для этого всех больших деток приглашают в детский сад. Нам позвонила тетя, твоя воспитательница Марья Ивановна, и сказала, что для тебя у нее есть много интересных игр, стишков, тебя и других деток будут учить делать зарядку, учить плавать, выступать, лепить из пластилина зверушек, рисовать. Кроме того, крошка, у тебя появятся новые друзья, которых мы можем и в гости приглашать. Я и папа тоже ходили в детский сад и в школу и в институт, и теперь мы знаем много интересных вещей. Ты тоже мой хороший можешь все это узнать". В первые, недели ребенку совсем не понятно, зачем его водят в детский сад, почему сейчас происходит именно так? Он испытывает сильный стресс, напряжение, тревожится, что родители могут не придти. Поэтому родителям важно часто разговаривать со своим малышом, чтобы снижать тревогу и напряжение, при этом обязательно сообщайте, что когда ты пообедаешь, я за тобой приду.

На второй день напряжение ребенка может усиливаться, проговаривайте ему все тоже самое. Добавьте, что теперь я (мама) могу пойти на работу заработать деньги, например, на посещение всей семьей аквапарка. Чем больше вы будете посвящать ребенка в распорядок своего дня и малыша, тем меньше будет тревога и непонимание, зачем он здесь (в садике). Ваше общение с малышом, забота о нем должны быть не меньше, чем в первый день. Если в первый день ребенок перенес без плача и крика, то на второй день можно оставить на 4 часа (до сна), при этом сообщите, когда вы придете.

Последующие дни ребенок может плакать и возможно так, как никогда. Не пугайтесь, это реакция на новую среду, к которой он привыкает, испытывая разные чувства (тревогу, гнев, раздражение, радость и т.д.), это первый опыт, с которым вы мамочка помогаете справиться. Если ребенок продолжает плакать и не отпускает вас, цепляется, не спешите убегать и оставлять его плачущим, это только травмирует малыша, адаптация будет только длительнее. Будьте с малышом, пока он не согласится, чтобы вы ушли, даже если уже начался завтрак, вас никто не выгонит, вы можете разговаривать со своим ребенком в раздевалке, даже если все дети уже в группе. Важно, чтобы ребенок смог расстаться с вами (при научении расставаться и мама и ребенок испытывают грусть, но не страх, боль), он этому только учится, а ваша задача научить его. Слушайте, что происходит в группе, и подогревайте любопытство ребенка на том, что происходит там без него. А там может происходить что-нибудь интересное, например, после завтрака воспитатель начала с детками учить стишки, которые потом детки будут рассказывать родителям и вместе радоваться новому научению малыша. Дети очень любопытные и, как правило, бегут в группу, сообщая радостно на ходу маме – «Ну все, иди на работу, пока!»

Когда детки сильно плачут, они очень часто не могут успокоиться, бывает что они так и говорят «Я не могу успокоиться!», научите вашего малыша как это можно сделать. Например, обнимите его, погладьте по спине, вспомните вместе момент, когда малыш очень радовался, смеялся, был счастлив. Предложите ему, что когда он не может успокоиться от плача, то может вспоминать как вместе с мамой и папой чему – то радовался. Или обнять свою любимую игрушку кису, с которой он проводит много времени, разговаривает. В последствии ребенок выбирает сам, как ему успокоиться, например, - «Я хочу полежать на своей кроватке, тогда я успокоюсь». Воспитатель может проводить ребенка к кроватке.

Спрашивайте у воспитателя, как ребенок провел день. Имея информацию, вы можете про это разговаривать с ним, играть в садик и что- то проигрывать (воспитательница кричала, кто-то плакал, ребенок отказывался от еды и т.д.). Дети не всегда расскажут, каким был их день, могут еще что-нибудь сочинить, дезинформировать, забыть. Поэтому расспрашивайте воспитателя, вместе с тем, если у ребенка есть особенности в обращении, то воспитателю лучше сообщить. Например, ребенок не любит, когда тетя, которую он еще плохо знает, подходит и треплет его за щечки (нарушение границ). В результате ребенок раздражается и отказывается ходить в садик.

Первая неделя особенно тяжела как для ребенка, так и для мамы (родителей). Старайтесь понимать вашего ребенка, тогда терпения будет больше. Проявляйте заботу, нежность, собственное любопытство у ребенка о том, как там в садике все устроено? После сада проводите время вместе, играйте, гуляйте, можно вместе побродить по территории сада и все внимательно вместе разглядеть, обсудить. Дайте ребенку возможность постепенно из одной среды (сад) переплыть в домашнюю обстановку. Желательно во время адаптации не добавлять ребенку новых событий (английский клуб, танцы, гимнастика), не ходить в шумные места (цирк, аттракционы), так как ребенок в садике перевозбужден, а вы еще больше можете добавить стресса, рекомендую больше тихих, спокойных вечеров. Очень важно, когда ребенок истерит, никогда не успокаивать его такими словами как «Если ты не успокоишься, отведу тебя в дет.сад и не приду за тобой». Иначе вы сформируете у него сад = наказание.

Во время адаптационного периода у ребенка может пропадать аппетит или наоборот усиливаться, может нарушиться сон, во сне ребенок может писаться, иногда у детей бессимптомно может подниматься температура, течь сопли или быть простудные заболевания. Не поддавайтесь панике! Во время стресса иммунитет падает, в этот момент все иначе. Дайте малышу и его организму время, и все будет замечательно. Ваш ребенок будет радоваться садику, радовать вас своими новыми достижениями!


Все темы блога

, 15.10.2013

Низкая самооценка

Что такое заниженная самооценка, каковы причины и чувства, скрывающиеся под этим синдромом? Как улучшить свою самооценку?


Обида - тормоз личностного развития

Вся трагедия и ощущение замкнутого круга возникает в результате того, что человек, которого обидели, хочет, чтобы к нему по-другому относились: с большим вниманием, заботой, любили и ценили. Он ждет, что обидчик изменится.


Комментарии (0)

[!] Для возможности комментирования зарегистрируйтесь на форуме и/или войдите в свою учетную запись.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация