Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Сверхтребовательность к себе

Сегодня я хотела бы поговорить о такой теме, как сверхтребовательность по отношению к себе. Вообще само понятие — требование — это процесс действия, выражающийся в настойчивой, категоричной просьбе сделать что-либо. Это обязанность (функция), которая должна быть выполнена обязательно. Если есть цель, то она должна быть реализована. Требование может быть направлено как к людям, в отношениях руководитель-подчиненный, в супружеских отношениях, в детско-родительских, но также, требования могут быть направлены и по отношению к себе. О последнем и будет статья.

Требования к себе позволяют нам развиваться, самосовершенствоваться благодаря четко прописанному плану в голове (который в норме для реализации личных целей формируется у человека). Мы все больше и больше постигаем новое, двигаемся вперед. У требовательных людей проявляются такие качества, как — инициативность, ответственность, культура, четкость и последовательность, профессионализм, а также уместность проявлений своих чувств и желаний.

Также, человек личностно может никак не развиваться, не умеет требовать (нести ответственность, строить планы и реализовывать их), он привычно работает под покровительством начальника (выполняет только то, что в его обязанностях, в лучшем случае, и не предлагает что — то свое для продвижения бизнеса и своего профессионального будущего), а еще чаще проводит рабочее время в соц. сетях, также роста не происходит и в отношениях с людьми. В любой сфере жизни присутствует скука, лень, однообразие. Т. е. в какой-то момент человек остановился в собственном развитии.

 Это связано со многими моментами в жизни личности — но чаще, все пути ведут к отношениям с родителями — «что посеяли, то и получили», а вернее личность получила от родителей. А далее уже человек решает сам, что ему со всем этим «богатством» делать — учиться, чему не научили, получать навык, а значит самосовершенствоваться или довольствоваться что есть.

Мне встречаются люди, как в работе, так и вне ее, которые жалуются на чувства разочарования в какой- то момент, вялость в своей деятельности, теряется интерес и энтузиазм.

Почему так происходит?

Разочарование может возникать, когда человек сталкивается с несбыточными ожиданиями. Например, ожидал, что после месяца работы с психологом, каждую неделю будут происходить изменения, и каждую неделю жизнь будет меняться. Либо, ожидал, что после того, как начнет разговаривать с девушками, жизнь его изменится в течении месяца — будут романы и вообще он женится (учитывая то, что человек в течении всей своей жизни не имел опыта общения с противоположным полом по ряду причин). Или вот — человек хочет написать книгу, и написав пару листов, перестает писать вообще, так как перечитывая он себя ругает и опускает руки, вместо того, чтобы корректировать и двигаться дальше. Примеров таких много, я думаю, любой человек может привести схожий пример из своей жизни. Знакомый вопрос в голове: «А почему четверочка, ведь мог/могла на пятерку?» или «Ну как же ты так?» или обзывание себя разными обидными словами. Самое важное во все этом, что движение дальше не происходит, чувства разочарования, грусти, а также странное присутствие тяжести забирает всю творческую энергию. Возникает вопрос, когда у этого привычного механизма зародилась жизнь. Корни могут быть в детстве. Развиваясь и что-то пробуя, ребенок всегда смотрит на реакцию родителя, ведь родители для него самые важные и имеют огромный авторитет. Для ребенка родители это люди, которые подтверждают или опровергают реальность. Ребенок задает родителям кучу вопросов о том, как устроен он сам и почему это именно так, как устроены люди и мир вокруг. Он нуждается в ответах, все эту информацию ребенок впитывает, чтобы потом, в будущем можно было ею пользоваться. Но что происходит, если например, ребенок чему — то учится, зубрит, пытается понять как это устроено, как работает и в школе получает «4». Он приходит домой, а ему говорят: «А почему четверочка, ведь можно и на пятерочку?» И больше ничего не спрашивается, никаких дополнительных вопросов не возникает. Мать например, продолжает заниматься своими насущными «проблемами» (стирка, готовка, недовольство мужем и своей жизнью в целом). А что происходит с ребенком? Что он чувствует? Как ему его оценка? Доволен ли он ею? — не интересно. А ребенок остается со своими чувствами наедине, как обычно, как и принято в его семье. И никого не интересует, что это оценка для него очень важна. Ребенок прикладывал большие усилия, это было большим достижением для ребенка, потому что если он оглянется назад и вспомнит, чего ему эта оценка стоила, в памяти всплывет время недель потраченных на изучение материала, составление плана, ответственность, с которой ребенок подошел к его выполнению, реализация, испытывание радости и желание разделить ее с близкими. Разделил? Нет. Получил лишь, недовольство родителя, обесценивание, обиду, унижение и оскорбления может встретить и разочарование. И это не единичный случай в отношениях с такими родителями. Как ребенку с этими чувствами жить? Все эти слова или «напутствия» раз за разом прокручиваются в голове ребенка, а так как ребенок стремится к любви родителя, то он будет из кожи вон лезть, чтобы его приняли, любили, оценили по достоинству и начинается вечная гонка. Здесь есть один важный момент, по какому пути пойдет ребенок. Он либо «сдуется», т.е. потеряет всю инициативу, стремление к познанию, пробам и ошибкам, его нормальная и здоровая агрессия подвергнется критикой авторитетного родителя, а значит творческий потенциал "заглохнет", как двигатель. Либо есть другой вариант, ребенок будет сверхтребователен к себе, он уже будет «клевать» себя по любым ошибкам. Он запомнит все их слова, они прочно осядут внутри, присвоятся и станут уже личными. Требования к себе будут усиливается и расти, вместе с ростом этого ребенка. И вот он уже взрослый, работает, создал семью, но когда нужно что- то достичь и добиться выкладывается настолько сильно, что перестает чувствовать радость, удовлетворение, так как он выкладывается сверх сильно и не чувствуя удовлетворения лишь действует по привычному сценарию внутреннего голоса: «Ты обязан! Иначе ты ничтожество!» Обесценивание своих действий всегда с ним, разочарование на подходе. Эти чувства только мешают, так как связаны с взаимоотношениями с людьми. Вначале с родителями, а далее со всеми людьми, которые будут появляться в жизни подросшего ребенка.

Хотя все те же требования можно было выполнить, не испытывая всего этого ужаса, а получить какой-то результат и порадоваться, разделить с кем-то или суметь поддержать самого себя и снова, учитывая опыт ошибок, приняться за план действий. Ведь впереди много времени и столько всего интересного.

А что дальше?

Теперь, когда человек связал все элементы настоящего и прошлого, понял кому он пытался доказать, что он умница, что он, например хотел услышать такие слова: «Милый/Милая, ты хорошо потрудился, поздравляю. Хм... как ты это осуществил, расскажи как это получилось (а может не получилось, в какой момент произошел сбой, давай вместе сообразим, если хочешь), с чем ты столкнулся?» Ребенок получит признание родителей, а еще он может узнать как родители справлялись со своими заданиями в жизни. Дети нуждаются в поддержке, разъяснениях, в контакте, во внимании и взаимных чувствах, наконец.

Дальше, важно потратить еще время, чтобы замечать прежний сценарий. Вовремя себя останавливать, больше объяснять, почему сейчас, например, я опять начинаю «гнать», пробовать вслух, желательно, с кем-то разговаривать об этих событиях и учиться разделять взлеты и падения, учиться позволять ошибаться, опять же объясняя себе, что такое ошибка, почему она возникла, сделать новый план, обсудить с доверенным человеком. Конечно, уйдет еще не важно сколько времени, но в какой-то момент требования к себе придут к норме. А значит, станет свободнее дышать!


Все темы блога

, 09.07.2015

Как понять...

Удивительно, но согласно поисковой системе, количество запросов «как понять мужчину» превосходит запрос «как понять женщину» в 7 раз! Неужели современные мужчины хорошо понимают женщин?


Сладкий наркотик. Причина - стресс.

Хотим мы того или нет, но стресс сопровождает каждого из нас на протяжении всей жизни, он является путеводителем нашего физиологического существования. Если мы не справляемся со стрессом, то возникают различные заболевания, возникают процессы старения.


Комментарии (0)

[!] Для возможности комментирования зарегистрируйтесь на форуме и/или войдите в свою учетную запись.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация