Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Карл Абрахам
(Karl Abraham)

Психоаналитические исследования становления характера

Содержание:

1. Карл Абрахам и его исследования характера

Фрагмент книги «Характер и развитие», Абрахам Карл. Научно-издательский психологический центр "ERGO", г. Ижевск, 2007 г.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

4. К вопросу о становлении характера на "генитальной" ступени развития

В обеих рассматриваемых ранее ступенях развития мы могли увидеть архаичные формы образования характера. Они представляют собой в жизни индивида повторение примитивных отношений, которые проходил вид как ступени своего развития. Как во всей органической жизни, так же и здесь подтверждается тот вывод, что развитие индивида повторяет путь развития своих предков в сокращенной форме. Так, эти ранние ступени образования характера протекают при нормальных обстоятельствах в относительно коротком промежутке времени. То, как строится на этой основе определенный характер человека, и должно быть здесь представлено в общих чертах.

Согласно традиционному определению характера, он представляет собой привычное человеку направление его волевых импульсов. В замысел данного исследования не входит подробное рассмотрение определения этого понятия. Но в целях нашего исследования мы предлагаем не подчеркивать понятие "привычка" в смысле определенного направления волевых стремлений. Потому что описанные выше наблюдения уже показали нам изменчивость характера. Итак, нам было бы лучше не возносить устойчивость свойств характера до существенного признака. Нам достаточно сказать о характере, что он охватывает совокупность потребностных [ triebhaften ] реакций человека в жизни общества.

Мы узнали, что ребенок в раннем возрасте реагирует на внешний мир чисто инстинктивным образом. Лишь постепенно он преодолевает часть своих эгоистических побуждений и часть своего нарциссизма и продвигается вперед к объектной любви. Как известно, достижение этой цели развития совпадает со вторым важным процессом, а именно с достижением наивысшей ступени организации либидо, которую мы обозначаем генитальной ступенью. Если мы все снова и снова будем выводить происхождение черт характера человека из определенных источников жизни влечений, то мы с самого начала будем ожидать, что завершение формирования характера может произойти лишь тогда, когда либидо уже продвинулось к своей наивысшей ступени организации и к становлению объектной любви. И мы действительно находим в учении Фрейда, что сексуальное поведение индивида является образцом для всего его психического поведения, что подтверждается всеми фактами.

Уже в первой из трех данных статей было обстоятельно доказано, что полное включение индивида в общий круг людей с общими интересами возможно лишь тогда, когда достигнута генитальная ступень развития либидо. Однако процесс, который включает в себя переход от второй ступени к дефинитивной ступени формирования характера, не подвергался еще отдельному изложению.

Вклад третьей ступени в становление характера состоит, сообразно природе, в преодолении остаточных явлений примитивных стадий развития, в той мере насколько они неблагоприятны социальным отношениям. К примеру, снисходительное, справедливое к интересам других людей социальное отношение может иметь место лишь в том случае, если разрушительные, враждебные объекту побуждения из садистического первоисточника или проявления таких чувств, как жадность и зависть, из анального первоисточника преодолены. Процесс преобразования, с помощью которого это удается, вызывает у нас интерес.

Почти нескончаемое изобилие наблюдений обращает наше внимание на те некоторые процессы, которые мы привыкли объединять под общим названием -комплекс Эдипа. Если мы ограничимся поведением мальчика, то самые мощные аффективные источники его детства образуют его эротическую страсть к матери, а также пробивающееся желание убрать с дороги отца. С такими симптомами тесно связаны представления мальчика о кастрации. Удачное преодоление относящихся сюда побуждений имеет решающее значение для образования характера. Здесь я могу ограничиться сжатым изложением, ссылаясь на раннее высказывание Александера о взаимосвязях между комплексом кастрации и характером. В целом мы можем сказать, что преодоление эдипова комплекса во всех его сторонах означает наиважнейший шаг к преодолению изначального нарциссизма и враждебных объекту тенденций в ребенке, а вместе с тем и разрушение господства принципа удовольствия в жизни индивида.

Здесь было бы желательно более подробно указать на определенную роль этого процесса преобразования, потому что его значение для становления характера едва ли когда-нибудь до этого было принято во внимание.

Значительному изменению подвергается ориентация мальчика на тело человека другого пола, что означает, прежде всего, на тело матери. Если первоначально это был объект одновременного любопытства и страха, т.е. амбивалентной установки чувств, to постепенно объект любви в своей совокупности, включая то, что до этого приводило к возникновению противоречивых чувств, занимает место либидо. Если удается это преобразование, тогда в отношении ребенка к объекту любви наравне с непосредственно эротическим влечением формируется т.н. "заторможенное перед целью" [ zielgehemmten ] проявление либидо, это означает нежность, привязанность и т.д., да, они приобретают в латентный период возвышающееся над "чувственными" порывами значение. Если такие чувства появились по отношению к матери, то они обычно далее переносятся также и на отца - предполагая нормальный ход развития. И эти дружеские, симпатизирующие порывы постепенно переливаются через край в больший круг людей и, наконец, в общность. В этом процессе мы должны распознать важную основу дефинитивного становления характера. Она временно совпадает с устранением той ступени развития либидо, которая названа Фрейдом “фаллической". Это обозначает достижение ступени взаимосвязей с объектом, на которой гениталии человека другого пола уже больше не являются объектом амбивалентной аффективной установки, а, наоборот, признаются составной частью привлекательной личности.

Если на описанных ранее ступенях развития характера противоречили друг другу интерес индивида и интерес общности, то на генитальной ступени теперь проявляется такое состояние, в котором происходит совпадение и тех и других интересов в пределах определенных границ.

Так мы приходим к тому выводу, что дефинитивное становление характера у каждого индивида зависит от судеб эдипова комплекса, но прежде всего от достигнутой способности переносить чувства симпатии на других лиц или на общность. Если не возникнет этот результат развития, и не поможет достаточному развитию социальных чувств, то обязательно последует ощутимое нарушение в становлении характера. Среди пациентов, с душевной жизнью которых мы всесторонне знакомимся при психоаналитическом лечении, существуют очень многие с нарушениями такого типа большей или меньшей степени. Мы обычно узнаем из истории их раннего детства, что определенные обстоятельства препятствовали развитию тех чувств. У этих лиц мы обычно можем установить, что их сексуальные побуждения не сопровождаются никакими чувствительными потребностями, так как такие личности в повседневной жизни испытывают трудности в достижении хорошего эмоционального контакта с другими людьми. Зависимость социально-приемлемого завершения развития характера от формирования "чувствительных" компонентов влечения сильнее всего проявляется у группы людей, чье детство в особой мере проходило под знаком их происхождения. Это внебрачно рожденные, в обстоятельствах жизни которых уже с раннего детства бросался в глаза недостаток чувств симпатии и нежности со стороны окружающих. Ребенок, у которого нет примера любви, будет с одной стороны ограничен в проявлении таких чувств, но, кроме того, и порывы влечений, которые были направлены против объектного мира, не могут успешно сдерживаться и, вследствие того, будут легко переходить в асоциальное поведение. С подобными явлениями мы часто сталкиваемся у тех невротиков, которые как раз росли среди дурных бытовых отношений, они чувствовали себя "Золушкой".

Если здесь идет речь о дефинитивной ступени формирования характера, то не будет лишним выступить против возможного недоразумения. Это не призвано ограничить строго "нормальный" характер. Психоанализ никогда не устанавливал такого рода нормы, наоборот, он ограничивается тем, что выясняет психологические факты. Он устанавливает, до какой степени одному индивиду или группе лиц удается продвинуться вперед по линии развития от самой ранней до заключительной формы становления характера. Именно психоаналитический опыт учит, что совершенное, в социальном смысле, развитие характера означает лишь относительное преодоление примитивной формы становления характера, и что это зависит от индивидуальных условий внутреннего и внешнего вида, до какой степени достигнута цель или сохранится достигнутое.

Фрейд в 1913 году впервые обратил внимание на симптомы обратного развития характера [ Ruckbildungserscheinungen ], которые разыгрались у одной пациентки во время климакса одновременно с возникновением невротического симптома. Это мы считаем продуктом регрессии на психосексуальной почве. Совпадение формирования невротических симптомов с каким-либо изменением характера стало нам понятным с общей точки зрения регрессии благодаря исследованию Фрейда. Упомянутое исследование было с тех пор многократно подтверждено. Но зависимость свойств характера от судьбы либидо в целом не ограничивается лишь одним только возрастом, а имеет силу на всю жизнь. Если пословица гласит: с молодежи какой спрос - то этим она говорит о неподготовленности и недостаточной твердости характера в незрелом возрасте. Мы также не должны переоценить стабильность характера в более поздние годы, нам надо постоянно держать перед глазами определенные психологические факты, которые могут найти здесь упоминание.

Мы благодарны Фрейду за то, что он указал, что важные изменения в психической конституции индивида могут произойти в любой момент посредством интроекции. Особенно это присуще женщине, уподобляющей свой характер характеру мужа, с которым она живет. С изменением объекта любви может быть связано также новое изменение характера. Кроме того, также примечательно взаимное уподобление характеров у супругов в течении длительной совместной жизни.

То, что внезапная вспышка невроза может принести с собой для индивида регрессивное изменение характера, это психоаналитику известно; как и тот факт, что излечение невроза может принести с собой так же изменение характера в смысле прогрессии. Ранее я уже указывал на то, что у одного циклически душевнобольного в открытом интервале можно было наблюдать сходное со становлением характера проявление черт навязчивости, которое с нашей точки зрения совпадает с прогрессией от оральной до анально-садистической ступени.

Установить норму формирования характера по другим основаниям все же невозможно. Существуют, как известно, исключительные вариации характера по социальному слою, национальности и расе. Нам необходимо об этом подумать, под какой различной меркой у различных народов или обычных групп людей ярко выражены аккуратность, правдивость, работоспособность и другие черты характера. Но и поведение какой-то определенной группы людей видоизменяется в ходе времени. Так, например, такие понятия, как чистоплотность, бережливость, честность и другие, в течении времени много раз менялись внутри какого-либо народа. Кроме этого опыт учит нас, что изменения в условиях жизни народа, местопребывания и т.д. могут повлечь за собой значительные перевороты распространенного становления характера; последствия мировой войны в этом отношении еще свежи в нашей памяти. Итак, мы видим, что у общности людей, как и у отдельного человека, проявляется одинаковая изменчивость характера, если произошли соответствующие внутренние или внешние перевороты.

В обоих предыдущих исследованиях было уже показано, как основывается поздняя форма характера на ранних ступенях развития и включает в себя важнейшие его составные части. Особое значение для становления характера мы должны придавать различным судьбам эдипова комплекса. Согласно этому мы могли бы отрицать признанную нами изменчивость характера, а также наши знания о возникновении изменчивости, мы хотели бы установить при следующих обстоятельствах жесткую норму характера.

Мы могли бы рассматривать нормальную в социальном смысле личность, которая не из-за особого предельно резкого проявления определенных черт характера затрудняется приспосабливаться к интересам общности. Однако, установленные здесь границы являются растяжимыми и уступают дорогу огромному числу вариаций. С социальной точки зрения необходимо лишь требовать, чтобы отдельные черты характера индивида не переходили слишком в крайность, чтобы, например, между крайностями жестокости и сверх-доброты, жадности и расточительности и т.д. находилась в некотором смысле средняя линия. Ошибка, которой мы должны остерегаться, проявляется прежде всего в установлении нормы относительно смешанных отношений [ Mischungsverhaltnisses ] различных черт характера. То, что этим не сразу должен быть объявлен идеал "золотой середины" во всех отношениях человека к его окружению, едва ли требует об этом упоминать.

Из сказанного со всей четкостью следует, что между различными формами становления характера не существует никаких абсолютных границ. Но все же на практике без всяких затруднений проявляются определенные линии границ.

Самые подходящие объекты изучения составляют в психоаналитической практике те пациенты, которые в определенное время на глазах у лечащего врача меняли определенные черты характера на другие.

Я могу, например, рассказать об одном молодом человеке, чье первоначальное социальное поведение изменялось постепенно под воздействием лечения так глубоко, что определенные, ярко выраженные асоциальные черты характера исчезали. До этого недоброжелательный, завистливый, надменный, жадный, короче говоря, наделенный множеством оральных и анальных черт характера, в течении времени он все больше и больше менял свое социальное поведение. Однако, периодически проявлялись резкие сопротивления, которые каждый раз приносили с собой неудачу для уже частично отвергнутой архаичной ступени формирования его характера. Его поведение становилось с каждым разом враждебным, неприязненным, его манера говорить стала надменной и язвительной; на место любезного и вежливого поведения встали недоверие и раздражительность. Он отрекся от всех дружеских эмоциональных отношений к людям , включая врача, и на время этого бунта установил полностью противоположный вид отношений между собой и внешним миром. В то время, когда он реагировал на людей в отрицательной и враждебной форме, его желание безудержно поворачивалось к неживым объектам. Весь его интерес относился к покупкам вещей. Этим он устанавливал между собой и объектным миром по возможности во всех отдельных случаях отношение обладания чем-либо. Одновременно его переполнял страх, что какое-либо имущество может пропасть или может быть похищено, его отношение к объектному миру в целом было охвачено вопросом собственности, приобретения собственности и возможной ее потери. До тех пор пока сопротивление пациента шло в обратном направлении, каждый раз все больше и больше отходила назад оральная черта алчности и анальная придерживаться лишь собственности, и сразу установились нарастающие личные, связанные с нормальными чувствами, отношения к другим людям.

Наблюдения такого рода особенно инструктивны, потому что они демонстрируют не только взаимосвязь определенных черт характера с одной или с другой ступенью организации либидо, но и изменчивость характера, это означает - наглядно продемонстрировать нам его случайный подъем к самой высшей и его спуск к самой низшей ступени развития.

Окончательная ступень становления характера позволяет нам узнать везде отношения к истекшим фазам. Она выбирает из них ту, которая необходима для благоприятного отношения к объектам. Из ранней оральной ступени она занимает стремящуюся вперед энергию, из анального источника - выносливость, упорство и другие черты, а из источника садизма - необходимую для жизненной борьбы энергию. В случае благоприятного развития индивиду удается избегать болезненных переходов как на позитивную, так и на негативную сторону. Ему удается овладеть своими импульсами, не впадая в преисполненное страхом отрицание влечений навязчивого невротика. В качестве примера могло бы служить чувство справедливости, которое при благоприятном развитии характера не переходит в сверх-корректность, и ему не нужно поэтому демонстрировать себя при несущественных поводах. Стоит подумать о многократных поступках навязчивого невротика в смысле "справедливого уравнивания". Если правая рука сделала какое-то движение или дотронулась до какого-либо предмета, то это же самое должно произойти и с левой. Уже было упомянуто, что доброжелательные порывы держатся подальше от преувеличений невротической сверхдоброты. Точно также удастся найти золотую середину между болезненной неуравновешенностью и сверхпоспешностью, между патологическим упрямством и излишней уступчивостью. Отношение к собственности устанавливается в том смысле, что интересы других в определенных рамках принимаются во внимание, но существование самого индивида остается все же предпочтительным. Необходимые для поддержания жизни агрессивные побуждения в определенном объеме сохраняются. Значительная часть энергии садистических влечений находит не столько деструктивное, сколько конструктивное применение.

В общем изменении картина характера, как она была здесь изображена некоторыми штрихами, проявляется в прогрессивном преодолении нарциссизма. Ранние ступени становления характера находились большей частью под властью нарцисстических побуждений. В своем дефинитивном становлении человеческий характер свободно включает в себя такого рода элементы. Наш опыт учит нас, что ни одна фаза развития не преодолевается в органической области или не исчезает бесследно. А наоборот, каждый новый продукт развития несет в себе знак, возникающий на предварительных ступенях. Но если частично сохраняются примитивные проявления самолюбия, то мы можем сказать о дефинитивной ступени развития характера, что она относительно не-нарцисстична.

Затем, огромное значение имеет - снова лишь относительное - преодоление амбивалентности в становлении характера. Уже было на многих различных примерах показано, в каком смысле характер после достижения окончательной ступени своего развития держится в стороне от амбивалентных крайностей. Здесь надо было бы указать на то, что дальнейшее существование сильного конфликта амбивалентности в характере как для самого индивида, так и для его окружения скрывает в себе длительную опасность резкого перехода из одной крайности в другую.

Относительно полное развитие характера до взятой нами наивысшей ступени развития предположительно имеет достаточную степень дружески-нежных порывов чувств. Оно происходит с относительным преодолением нарциссизма и амбивалентности.

Мы видели, что обычный способ наблюдения за становлением характера не дает достаточного взгляда на источник общего процесса развития. В отличии от этих точек зрения психоанализ указывает на основе эмпирического исследования на тесные отношения формирования характера с психосексуальным развитием ребенка, а особенно со ступенями организации либидо и с развитием либидинозных отношении к объекту. Психоанализ нам дает знать, что по истечению детства происходят в человеческом характере процессы становления и обратного развития.

Рассмотрение характера в постоянной и тесной связи со всеми явлениями психосексуальности, и фактов изменчивости характера также со стороны детского возраста образуют основы, на которых будет возможно регулирование анормальных образовании характера психоаналитическим путем. Ни в коем случае практика не ставит перед нами лишь одну задачу - лечить невротические симптомы болезни в узком смысле. Достаточно часто мы лечим наравне с этим еще и в первую очередь болезненные разновидности характера. На основании предыдущего опыта в этой области мы можем придти к заключению, что анализ характера относится к наиболее сложной части работы психоаналитика, но в ряде случаев является чуть ли не самой благодарной. Общее мнение о терапевтических действиях анализа характера принадлежит теперь по праву не нам и поэтому может позднее оставить за собой право на исследования.

Назад

«Характер и развитие»


Сборник избранных сочинений психоаналитика начала 20 века Карла Абрахама посвящен проблемам психологии характера и связи психических расстройств с особенностями развития на психосексуальных стадиях.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация