Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Томас Армстронг

Томас Армстронг
(Thomas Armstrong)

Ты можешь больше, чем ты думаешь

Содержание:

Введение. Почему ты можешь больше, чем ты думаешь

Глава 1. Вербальный интеллект

Фрагмент книги «Ты можешь больше, чем ты думаешь», Томас Армстронг; пер. с англ. Ю. Змеевой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016 г.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Введение. Почему ты можешь больше, чем ты думаешь

Ты считаешь себя умным? Да и что это вообще значит? Многим кажется, что умный ребенок — тот, кто получает хорошие оценки в школе и самые высокие баллы за тесты. Обычно «умный» в понимании людей — это тот, кто:

- бегло читает;
- быстро решает примеры;
- может с ходу выдать множество известных ему научных фактов;
- разбирается в компьютерах.

Ну а как ты считаешь — что значит быть умным?

Скажу одну вещь, которая, возможно, тебя удивит: интеллект — это не только хорошие оценки, высокие результаты в тестах и умение запоминать. Интеллект проявляется во многом — в творчестве, музыке, спорте, умении видеть красоту природы, эмоциях и способности находить общий язык с окружающими (и даже это еще не все). Прочитав эту книгу, ты поймешь, что можно быть умным в самых разных областях.

В прошлом столетии часто использовали IQ-тесты, чтобы определить, насколько человек умен. IQ означает «коэффициент интеллекта»; это балл, набранный при выполнении теста. Многие люди считают, что нет лучшего способа измерить интеллект. В IQ-тест входит решение математических примеров, объяснение значений слов, построение схем, повторение чисел по памяти и другие задания. Возможно, ты даже проходил его.

Однако тесты неидеальны и существует множество качеств, которые они не в состоянии оценить. Например, тесты не могут предсказать, кем ты станешь, когда вырастешь, и чего добьешься в жизни. Вопросы теста могут быть предвзятыми, то есть отражать мнение придумавших его людей. Они часто не дают возможности продемонстрировать разные грани человеческого интеллекта. Как правило, в центре их внимания находится умение считать и понимать слова, но они упускают из виду другие важные вещи — музыкальные и творческие способности, любовь к природе, умение общаться.

В последнее время люди начали сомневаться в том, что IQ-тест эффективно измеряет интеллект. Одним из таких сомневающихся был психолог, профессор Гарварда доктор Говард Гарднер. Отчасти благодаря проделанной им работе в наше время сформировалось совершенно иное представление о том, что же на самом деле означает быть умным.

Теория множественного интеллекта

Доктор Гарднер предположил, что IQ-тесты несовершенны и неспособны измерить все многообразие способностей, которыми нередко обладают люди, и поэтому дают ошибочное представление о реальном интеллекте человека.

Работая со взрослыми и детьми и пытаясь лучше понять, как именно люди учатся, он выяснил, что каждый человек по-разному усваивает знания и проявляет свои способности. Он также заметил, что умным можно быть не только в чем-то одном, но во многих вещах. Так у него возникла идея, или теория, которую он назвал теорией множественного интеллекта.

Теория доктора Гарднера о существовании разных видов интеллекта очень логична. Существует столько примеров, когда люди, получившие невысокий балл за IQ-тест или вовсе не проходившие тестов по определению способностей, в чем-то другом демонстрировали очень высокий интеллект. Например, художники, альпинисты, бизнесмены, исследователи и изобретатели.

Согласно теории множественного интеллекта Гарднера, существует восемь (иногда выделяют девять) видов интеллекта — восемь-девять разных способов быть умным! У каждого из них определенные качества, сфера деятельности и интересов. Это:

1) лингвистический интеллект,
2) музыкальный,
3) логико-математический,
4) пространственный,
5) телесно-кинестетический,
6) межличностный,
7) внутриличностный,
8) интеллект естествоиспытателя.

Девятый называют экзистенциальным (философским) интеллектом, или «житейской мудростью» (мы поговорим о нем в последней главе этой книги).

Я посвятил 25 лет изучению работ доктора Гарднера. За эти годы я написал несколько книг о множественном интеллекте для взрослых. Но потом у меня появилось желание написать книгу для молодых людей. Надеюсь, у меня получится объяснить тебе теорию множественного интеллекта. Мне кажется, что тебе очень важно научиться максимально использовать все грани своего ума.

Чтобы тебе легче было разобраться что к чему, я придумал более простые названия для каждого из девяти видов интеллекта.

Вербальный интеллект (лингвистический). Тебе нравятся слова твоего языка и то, как они складываются в предложения в устной и письменной речи. Возможно, ты любишь каламбуры и игры со словами, тебе нравится рассказывать истории, выписывать буквы, писать сочинения и читать. Тебе по душе изучение иностранных языков. Этому виду интеллекта посвящена глава 1.

Музыкальный интеллект. Ты умеешь слушать музыку, распознаешь ритм, на слух определяешь тональность и высоту звука. Тебе нравится самая разная музыка. Ты любишь петь, играть на музыкальных инструментах и ходить на концерты. Подробнее об этом виде интеллекта я расскажу в главе 2.

Логический интеллект (логико-математический). Тебе нравится докапываться до сути вещей, ты хорошо разбираешься в математике, от тебя не ускользает, если числа складываются в логическую последовательность. Занятия точными науками приносят тебе удовольствие. Возможно, тебе нравятся загадки, головоломки, ты любишь сидеть за компьютером, придумывать собственные коды и шифры, проводить научные эксперименты. Подробнее об этом виде интеллекта ты узнаешь из главы 3.

Образный интеллект (пространственный). Тебе нравится смотреть на мир и подмечать разные интересные вещи. У тебя хорошо получается «рисовать» картины и образы в воображении. Ты можешь запомнить увиденное и при помощи воображения донести этот образ до других — создать произведение искусства или предмет, сделать фотографию, построить сооружение, изобрести что-то новое. Подробнее об этом виде интеллекта ты узнаешь из главы 4.

Телесный интеллект (телесно-кинестетический). Ты ловкий и умеешь управлять своим телом, ты используешь его для освоения новых навыков или самовыражения. Возможно, ты занимаешься спортом или танцами. А может, любишь делать что-то руками: рукодельничать, конструировать модели, чинить вещи. Подробнее об этом виде интеллекта ты узнаешь из главы 5.

Социальный интеллект (межличностный). Тебя интересуют люди и то, как они общаются. Возможно, ты принимаешь участие в деятельности студенческого совета или школьного комитета, у тебя много друзей, ты помогаешь жителям своего района или просто общаешься с большим количеством людей. Подробнее об этом виде интеллекта ты узнаешь из главы 6.

Внутренний интеллект (внутриличностный). Ты осознаешь и понимаешь свои чувства, знаешь, что у тебя получается хорошо, а что следует улучшить. Часто бывает, что ты понимаешь себя лучше других. Возможно, ты ведешь дневник, строишь планы на будущее, размышляешь о прошлом и ставишь цели. Подробнее об этом виде интеллекта ты узнаешь из главы 7.

Природный интеллект (интеллект естествоиспытателя). Ты наблюдателен, тебе нравится выискивать и классифицировать предметы — растения, животных, камни. (Если ты живешь в городе, то склонен классифицировать и другие объекты — книги, одежду одноклассников, например.) Скорее всего, ты любишь бывать на природе или увлекаешься садоводством, любишь заботиться о домашних животных, готовить и принимать участие в экологических проектах. Подробнее об этом виде интеллекта ты узнаешь из главы 8.

Философский интеллект (экзистенциальный). Ты много размышляешь о жизни. Тебе нравятся беседы на религиозные, духовные и философские темы. Тебе интересно, когда начался отсчет времени на Земле и наступит ли когда-нибудь конец света. Ты любишь медитировать, молиться и думать о жизни — один или в компании других людей. Ты преклоняешься перед красотой и уважаешь все живые существа. Можешь с головой погрузиться в творчество — занятия музыкой и искусством — и забыть обо всем. Подробнее об этом виде интеллекта ты узнаешь из главы 9.

Немного об этой книге

Каждая из девяти глав подробно рассказывает о каждом из девяти видов интеллекта. Читая о них, отмечай, какие из описаний больше всего подходят тебе, а в каких ты узнаешь черты своих друзей, родных и даже учителей. Эта книга поможет узнать, что ты собой представляешь и кем можешь стать. Ты сможешь научиться лучше понимать окружающих и находить с ними общий язык. Речь идет о твоих братьях и сестрах, родителях, друзьях, учителях и всех остальных. Ты поймешь, что у каждого человека есть сильные стороны и каждый по-своему подходит к решению тех или иных задач. Возможно, прочитав эту книгу и понаблюдав за своей сестрой с развитым телесным интеллектом, ты научишься лучше играть в баскетбол; узнаешь что-то новое от учителя, обладающего логическим интеллектом, и сможешь лучше понять своего друга, у которого преобладает внутренний интеллект.

У меня есть для тебя хорошая новость: все девять видов интеллекта у тебя уже есть. Серьезно! Нельзя обладать всего одним видом. В той или иной степени в тебе развиты все стороны ума, описанные в этой книге. Это не означает, что ты хорош во всем (такие гении редко встречаются), но определенные способности в каждой из областей у тебя, безусловно, имеются. Читая о разных видах интеллекта, начнешь видеть в себе каждый из них. Значит, ты уже в девять раз умнее, чем тебе казалось до того, как ты прочел эти строки!

И еще кое-что, что тебя обрадует.

- Каждый из видов интеллекта отличается от остальных, но все они равноценны. Ни один не лучше и не важнее другого.

- Какими бы ни были твои способности и в какой бы сфере они ни проявлялись, их можно изучать, укреплять и развивать. Развить вербальный интеллект может как тот, кто даже не знает, как пишется «вербальный», так и будущий автор бестселлеров. Это всего лишь один пример, но, надеюсь, ты понял, о чем я.

- Возможно, ты уже знаешь, что у тебя получается лучше всего. Однако твои способности не ограничены только этой сферой. Например, если ты обладаешь развитым телесным интеллектом — это очень здорово, поздравляю! — это вовсе не означает, что ты не можешь любить читать, потому что это относится к другому виду интеллекта (вербальному).

- Даже в одной области интеллект проявляется по-разному. Например, при развитом вербальном интеллекте можно быть прекрасным оратором, но не слишком хорошо владеть письменной речью. При развитом телесном интеллекте — отлично плавать, но посредственно играть в футбол. Поработав над собой, ты сможешь усовершенствовать как сильные, так и слабые стороны.

- Любое действие вовлекает разные виды интеллекта. Например, может показаться, что для того, чтобы нарисовать картину, достаточно иметь образный интеллект. Но это не так! Тут нужен и телесный интеллект — чтобы овладеть различными техниками живописи; и природный интеллект — чтобы глаз замечал даже мелкие детали; и внутренний интеллект — иначе откуда возьмутся идеи? Так и со всеми другими видами деятельности, будь то актерская игра, сочинение рассказов, хоккей или компьютерное программирование.

- Девять видов интеллекта присущи всем людям. Неважно, кто ты, откуда родом, сколько тебе лет, где ты вырос, — в тебе в той или иной степени присутствует каждый из видов интеллекта. Будешь ли ты их развивать, зависит только от тебя.

Свидетельства применения множественного интеллекта можно обнаружить в любой жизненной ситуации. Например, посмотри на своего соседа, у которого прекрасный сад, — это природный интеллект и образный. Или на своего брата, который постоянно что-то пишет в дневнике, — это вербальный интеллект. Или на маму, которая любит петь, — вот тебе и музыкальный интеллект. Возможно, у твоего школьного учителя математики есть логический интеллект, а у учителя обществоведения — социальный. У твоего друга, умеющего жонглировать, развит телесный интеллект, а у того, кто начал свое дело, — внутренний. Проявления множественного интеллекта можно заметить и у водителя школьного автобуса (телесный), и у продавца в магазине (социальный). Куда ни посмотри — дома, в школе, на улице — везде люди задействуют разные грани своего интеллекта.

Девять видов интеллекта отчасти можно сравнить с нотами в октаве: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до-ре. Люди — как разные песни, составленные из одних и тех же нот. Если ты максимально задействуешь все грани своего интеллекта, твоя прекрасная песня, непохожая на песни других людей, зазвучит на весь мир! И эта книга поможет тебе в этом.

Вперед

Ты можешь больше, чем ты думаешь


Что означает быть умным? Томас Армстронг утверждает: интеллект — это не только отличные оценки, высокие результаты в тестах и хорошая память. Интеллект проявляется во многом — в творчестве, в музыке, в спорте, в умении видеть красоту природы, в эмоциях и способности находить общий язык с окружающими. Эта книга поможет подростку узнать, что он из себя представляет и кем может стать, раскрыть свои сильные стороны, научиться использовать их в учебе и в повседневной жизни.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация