Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Моррис Игл

Моррис Игл
(Morris Eagle)

Критика психоанализа в связи с недостатком эмпирических исследований

Содержание:

Критика психоанализа в связи с недостатком эмпирических исследований

Статья №5а книги «Ключевые понятия психоанализа». Под редакцией Вольфганга Мертенса. Перевод с немецкого С. С. Панкова. — СПб.: Б&К, 2001.


Взаимосвязь между результатами исследований и развитием теории

Недавно я закончил главу, которая войдет в книгу под названием «Почему люди не меняются? Новый подход к проблеме сопротивления и неприятия». В этой главе я попытался с психоаналитической позиции ответить на вопрос, почему люди не меняются. Во время работы над этой главой меня поразили расхождения между научной литературой по клинической теории и результатами исследований. Например, в литературе по клинической теории первостепенное значение для понимания терапевтического процесса приобретает концепция сопротивления, особенно в тех случаях, когда не удается достигнуть прогресса в терапии.

На практике проблема сопротивления и его анализ составляют львиную долю работы многих аналитиков. Вместе с тем в программах психотерапевтических исследований Люборски, Вейса и Сэмпсона, Страппа и его коллег, а также других ученых едва ли можно обнаружить упоминание о том, что анализ сопротивления является решающим фактором психотерапевтического процесса. Страпп (Strupp, 1989) полагает, что интерпретации, направленные на толкование сопротивления пациента, зачастую унижают пациента и воспринимаются как упреки.

Я привожу эти мнения о проблеме сопротивления лишь из-за того, что они являют собой наглядную иллюстрацию расхождений между теорией и результатами исследований. Я солидарен со Страппом, который убежден в том, что дополнительные примеры такого рода отыскать нетрудно. Как правило, психоаналитическая терапия развивается почти вне зависимости от результатов эмпирических исследований. Зачастую специалистами, работающими в этих областях, двигают разные мотивы. Например, достаточно приглядеться к теории психологии самости, созданной Кохутом и завоевавшей если не весь психоаналитический мир, то, по крайней мере, северо-американское психоаналитическое пространство, чтобы убедиться в том, что растущая популярность и могущество психологии самости, особенно ее этиологической теории, в которой рассматриваются истоки нарциссических расстройств личности, не имеет почти или совсем ничего общего с результатами каких бы то ни было исследований. В контексте изменения психоаналитической теории Гедо (Gedo, 1984) отмечал, что психоаналитики рассчитывают скорее на собственный опыт клинической практики и «безусловные свидетельства», чем на результаты систематических эмпирических исследований.

В другой своей работе (Eagle, 1991) я уже анализировал динамику изменения психоаналитической теории и пришел к выводу, что изменения психоаналитической теории хотя и являются зачастую отражением косвенного влияния исследований, которые проводятся в рамках смежных научных дисциплин, в большей степени продиктованы разнообразными общественными факторами и политикой психоаналитических институтов. Как подчеркивает Фарел (Farell, 1981), изменения любой научной теории происходят под влиянием как общественных факторов, так и результатов эмпирических исследований. Разумеется, соотношение двух этих факторов колеблется в зависимости от конкретной научной дисциплины. Насколько можно судить, довольно существенную роль в психоанализе играют общественно-политические факторы. Для того чтобы изменить это положение, необходимо затратить немало усилий и времени. Изменения можно осуществить только путем модификации системы психоаналитического образования. На мой взгляд, это не означает, что все ученые должны с головой погрузиться в практические исследования,- такое не только маловероятно, но и едва ли желательно. В некоторых научных областях скрупулезные исследования и без того занимают достаточное пространство. Более резонными представляются изменения системы психоаналитического образования, благодаря которым психоаналитики могли бы за время обучения приобретать навык анализа и умелого использования результатов психоаналитических исследований и научных открытий, сделанных в рамках иных дисциплин. Однако для того чтобы осуществить подобную реформу психоаналитического образования, необходимо прежде всего изменить систему ценностей и принципы, согласно которым проводится обучение психоаналитиков и строится работа психоаналитических институтов.

Назад

Купить книгу «Ключевые понятия психоанализа»


Ключевые понятия психоанализа Предлагаемый справочник представляет собой оригинальное собрание тематических статей, в которых излагаются история формирования и современная трактовка основополагающих понятий психоанализа, а также рассматриваются важнейшие аспекты психоаналитической теории и практики. Наряду с экскурсами в историю психоаналитического движения в сборник включены статьи и по междисциплинарным вопросам, освещающие взаимоотношения психоанализа и академической психологии, социальной психологии, медицины и гуманитарных наук.


Психолог онлайн

Елена Акулова
Консультации для детей и взрослых.


Андрей Фетисов
Консультации для взрослых.


© Психологическая помощь, Москва 2006 - 2020 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация