Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Заключение

Все эксперименты, которые мы здесь обсуждали, дали надежные результаты:

- эксперименты исследователей, которые изначально были заинтересованы в доказательстве гипотезы о культурной обусловленности выражения эмоций или были приверженцами теории, утверждающей, что универсальности в отношении эмоций не существует, а также эксперименты тех, кто стремился доказать универсальность эмоций;

- эксперименты на основе оценочного подхода, а также одного исследования, в котором применялся компонентный подход мимического поведения;

- эксперименты, в ходе которых изучалась спонтанная мимика, а также произвольно создаваемые виды выражения эмоций на лице.

Сопоставимые результаты были получены в ходе исследований в рамках 13 культур, обладающих письменностью (многие испытуемые принимали участие в экспериментах, которые проводили несколько исследователей):

Народы Африки
Греция
Аргентина
Гавайи
Бразилия
Япония (4 исследования)
Чили
Швеция
Великобритания (2 исследования)
Турция
Франция
США (7 исследований)
Германия

А также в рамках двух культур, не обладающих письменностью и визуально изолированных от других культур: племя форе из Новой Гвинеи и племя дани из Большой долины в индонезийской части западной Новой Гвинеи. Они перестали пользоваться каменными топорами и вести межплеменные войны только в 1960-х годах. Карл и Элеанор Хайдеры сомневались, что племя дани оценит выражение лиц на предложенных нами фотографиях точно так же, как представители других культур, особенно принимая во внимание то обстоятельство, что в языке дани нет соответствия названиям этих шести эмоций. Хайдеры несколько месяцев работали с нами, осваивая наши методы изучения мимики в дописьменной культуре.

Одни и те же виды мимики ассоциируются с одними и теми же типами эмоций независимо от культуры или языка. Сто лет спустя после того, как Дарвин написал свою знаменитую книгу о выражении эмоций, можно сделать вывод, что существуют некоторые виды выражения эмоций с помощью мимики, которые универсальны и свойственны всем представителям человечества. Этот вывод заставляет нас сформулировать два вопроса о происхождении универсальных видов мимики.

1. Как так получается, что существуют одинаковые мимические движения, общие для всех людей, независимо от того, к какой культуре они принадлежат?

2. Почему конкретное движение мимической мускулатуры ассоциируется с конкретной эмоцией? Например, отчего мы не сжимаем губы, когда счастливы, и изгибаем их, когда сердимся?

Данные, подтверждающие универсальность эмоций, на эти вопросы не отвечают, но повышают вероятность того, что мы найдем ответы. Дарвин считал, что ответ на первый вопрос таков: выражение лица обусловлено врожденными факторами. Во введении в этой книге мы указывали, что универсальное выражение лица может возникать в силу специфического, культурно обусловленного опыта, и пояснили свою точку зрения о том, что некоторые универсальные виды мимики могли быть результатом эволюции от подобных видов выражения лица, а некоторые, должно быть, обусловлены генетически. Этот вопрос еще ждет дальнейших исследований.

Дарвин полагал, что на второй вопрос можно ответить, если изучить эволюцию выражения лица, сходство между разными видами выражения лица человека и других приматов. Он предложил три принципа объяснения, которые будут более детально изложены другими авторами в этой книге.

Мы рекомендуем читателю главу, написанную Шевалье-Скольникофф, в качестве ответа на вопрос о сходстве между человеком и приматами в том, что касается выражения лица.

В этой главе мы предложили окончательный ответ на один из вопросов, сформулированных Дарвином: да, действительно существуют универсальные способы выражения эмоций.

Мы завершаем эту главу цитатой из нашего доклада (Ekman, 1972) о кросс-культурных исследованиях (в нем мы представили нейрокулыурную теорию выражения лица, с помощью которой была предпринята попытка изучить как универсальные (нейтрально обусловленные), так и культурно обусловленные (усвоенные в результате обучения) элементы выражения лица).

Итак, мы убеждены, что мы обладаем изолированными и ярко выраженными базовыми средствами универсальных способов выражения эмоций с помощью мимики. Это не язык, который может быть различным в разных местах; человеку не нужно учить и усваивать абсолютно новый набор мимических движений и правил для его интерпретации, если он попадает из одной культуры в другую. Хотя выражение эмоций с помощью мимики часто может быть культурно обусловленным (в силу различия между факторами, которые ее порождают) правилами выражения эмоций и их последствий, существует также и общий для всех культур набор видов выражения лица для демонстрации эмоций... Наши открытия, получившие подтверждение в ходе исследований других ученых, теперь создают основу для разрешения старого спора о том, являются ли разные виды выражения лица абсолютно специфическими для каждой культуры или абсолютно универсальными. В соответствии с нашей нейрокультурной теорией существуют и универсальные, и культурно обусловленные способы выражения эмоций. Теперь есть подтверждение тому, что универсальные способы выражения эмоций существуют.

Эти открытия заставляют нас задуматься о том, как объяснить, отчего одни и те же виды мимики ассоциируются с одинаковыми эмоциями у всех людей. Как так получается, что наблюдатели во всех этих культурах знакомы с конкретным набором видов мимики (который представляет собой лишь некоторую часть анатомически возможных конфигураций мимической мускулатуры)? Но ведь тем, кто незнаком с этой культурой, не должны быть знакомы эти виды мимики. Независимо от их родного языка, от того, являются ли они представителями западной или восточной культуры, индустриального общества или общества, где не существует письменности, люди обозначают эти виды выражения лица одними и теми же терминами (счастье, грусть, гнев, страх, отвращение и удивление). И универсальным является не только распознавание эмоций, но и само их выражение. Как можно объяснить тот факт, что одно и то же движение мимических мышц возникает и у японцев, и у американцев в качестве реакции на просмотр фильма, вызывающего волнение, или что одни и те же движения мимической мускулатуры проявляются, когда жителя Новой Гвинеи или США попросили показать, какое у них было бы выражение лица, если бы у них умер ребенок или если бы они рассердились и были готовы к драке?

Нам необходимо отказаться от мысли, что выражение лица - это некий язык, в рамках которого условные мимические движения выражают различное значение в разных культурах. Однако нам также следует стремиться объяснить основу этого общего для всех культур способа выражения эмоций с помощью мимики. Наша нейрокультурная теория гласит, что в нервной системе всех людей заложена программа, управляющая аффектами, которые выражаются с помощью выражения лица, и что она связана с конкретными мимическими движениями, соответствующими конкретным эмоциям. Эта теория предлагает универсальные объяснения возможной связи между переживаемой эмоцией и движением лицевых мышц. В соответствии с нашей теорией, те явления, которые включают программу, регулирующую аффект, по большей части усваиваются под влиянием социальных и культурных факторов, но движения мимической мускулатуры, соответствующие конкретной эмоции (если не вмешиваются правила выражения эмоций), подчиняются этой программе и потому являются универсальными.

Назад

Эволюция эмоций


Мы с детства знаем, что человек произошел от обезьяны. Но, а как же человеческая психология, например, выражение эмоций? Неужели наши эмоции тоже наследованы нами от ближайшего предка? Дарвин утверждал, что мы не можем понять выражение эмоций человека без понимания эмоциональных проявлений у животных, так как наши эмоциональные выражения в значительной степени определяется нашей эволюцией. Доктор Пол Экман анализирует, насколько был прав Дарвин, чем отличаются человеческие эмоции от эмоций животных, и так ли далеко мы ушли от братьев меньших по эволюционной лестнице. И почему базовые эмоции у всех людей похожи, вне зависимости от их расы, национальности и воспитания.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация