Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Е. Нравственность в сновидениях

По причинам, которые станут понятными после того, как будут представлены мои собственные исследования сновидений, я уклонялся от обсуждения одного узкоспециального вопроса, а именно: как и в какой степени нравственные устои и чувства человека проникают в происходящее в сновидениях. Здесь мы также сталкиваемся с теми же противоречивыми взглядами, которые, как ни забавно, мы находим у множества авторов применительно к другим функциям сознания во сне. Некоторые утверждают, что во сне нет места диктату нравственности, в то время как другие авторы убеждены, что нравственные принципы человека сохраняются и когда он погружается в сон.

Призыв учитывать повседневные наблюдения за сновидениями, похоже, убедительно подтверждает правильность первого утверждения. Иессен (Jessen, 1855) указывает: «Во сне мы не становимся ни лучше, ни добродетельнее. Напротив, совесть словно умолкает в сновидениях, поскольку мы не испытываем ни жалости, ни сострадания и способны на совершение самых отвратительных преступлений - воровство, насилие или убийство - безразлично и без малейших угрызений совести».

Радшток (Radestock, 1879) замечает: «Необходимо иметь в виду, что в сновидении ассоциации возникают, а идеи связываются друг с другом без размышлений, без учета здравого смысла, эстетического вкуса или нравственных принципов. Способность к суждению чрезвычайно слабо выражается, и воцаряется этическое безразличие».

Фолькельт (Volkelt, 1875) пишет следующее: «Как мы знаем, в снах сексуального содержания наблюдается особая разнузданность. Сам спящий совершено утрачивает всякий стыд, все нравственные чувства или принципы; более того, все окружающие, в том числе и те, к кому он испытывает искреннее уважение, принимают участие в таких действиях, о которых этому человеку в состоянии бодрствования было бы страшно и подумать».

Диаметрально противоположную позицию по этому поводу занимает Шопенгауэр (1862, 1), считая, что каждый человек во сне ведет себя в полном соответствии со своим характером. Спитта цитирует высказывание К. П. Фишера (Fisher, 1850) о том, что субъективные чувства и стремления, или аффекты и страсти, проявляются в свободном пространстве сна и что в этом проявляются нравственные качества людей.

Гаффнер (Haffner) полагает, что: «Не считая некоторых редких исключений... человек порядочный достойно ведет себя и во сне; он устоит перед искушением и не поддастся ненависти, зависти, гневу и всяческим порокам. А человеку с дурными склонностями приснятся образы и картины, которые сопровождали его и в состоянии бодрствования».

Шольц (Scholz, 1893): «Сны открывают нам истину; в них мы познаем самих себя, сбросив маски, в которых являем себя миру [возвышающие или унижающие нас]... Достойный человек и во сне не способен совершить постыдный поступок, если же это произойдет, то это ужаснет его, поскольку совершенно не свойственно его натуре. Римский император, который приказал казнить одного человека за то, что тому снилось, будто он отрубил ему голову, справедливо полагал, что если человеку снятся подобные сны, то ему могут прийти в голову такие мысли и наяву. Знакомое всем выражение "мне и не снилось" вдвойне важно, когда относится к чему-то такому, что противоречит нашему уму или сердцу». (А вот Платон был уверен, что лучшие из людей - те, кому лишь во сне может привидеться то, чем другие занимаются в состоянии бодрствования.)

Спитта приводит пример того, как Пфафф (Pfaff, 1868), перефразируя известную поговорку, призывает: «Расскажи мне, что тебе приснилось, и я скажу тебе, кто ты такой».

Проблему нравственности в сновидении затрагивает Гильдебрандт, фрагменты из небольшой работы которого я уже цитировал, - поскольку из всех знакомых мне исследований сновидений именно она внесла ценный вклад в изучение этой проблемы, являясь совершенной по форме и предлагая нам плодотворные идеи. Гильдебрандт (Hildebrandt, 1875) также глубоко убежден в том, что чем чище жизнь человека, тем чище его сны, а чем порочнее первое, тем порочнее второе.

Назад Вперед

Толкование сновидений


Фрейд считал, что книга «Толкование сновидений» была рубежом в его творчестве. Главными особенностями «Толкования сновидений» являются последовательность и обстоятельность изложения, насыщенность конкретными примерами. Книгу следует читать внимательно, «от корки до корки». Подробное, детализированное изложение как бы воспроизводит процесс психоаналитического исследования. Мы знакомимся не только с теоретическими обобщениями, но в большей степени — с материалом, послужившим источником для обобщений.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация