Продолжение лекций по введению в психоанализ
Предисловие
Лекции по введению в психоанализ были прочитаны в лекционном зале Венской
психиатрической клиники в течение двух зимних семестров 1915/16 г. и
1916/17 г. для смешанной аудитории слушателей всех факультетов. Лекции
первой части возникли как импровизация и были потом сразу же записаны,
лекции второй части были подготовлены летом во время пребывания в Зальцбурге
и без изменений следующей зимой прочитаны слушателям. Тогда у меня еще
была фонографическая память.
В отличие от прошлых данные новые лекции никогда прочитаны не были.
По возрасту я освобожден даже от такого незначительного участия в делах
университета, как чтение лекций, да и хирургическая операция не позволяет
мне больше выступать в качестве оратора. Поэтому лишь силой фантазии
я вновь перенесусь в аудиторию для изложения последующего материала -
пусть она поможет мне не забывать оглядываться на читателя при углублении
в предмет.
Эти новые лекции ни в коей мере не заменяют предыдущие. Они вообще не
являются чем-то самостоятельным и не рассчитаны на свой круг читателей,
а продолжают и дополняют ранние лекции и по отношению к ним распадаются
на три группы. К первой группе относятся те, в которых вновь разрабатываются
темы, уже обсуждавшиеся пятнадцать лет тому назад, но требующие сегодня
другого изложения, т. е. критического пересмотра по причине углубления
наших взглядов и изменения воззрений. Две другие группы включают, собственно,
более обширный материал, где рассматриваются случаи, которых либо вообще
не существовало в то время, когда читались первые лекции по психоанализу,
либо их было слишком мало, чтобы выделить в особую главу. Нельзя избежать
того, да об этом не стоит и сожалеть, что некоторые из этих новых лекций
объединят в себе черты той и другой группы.
Зависимость этих новых лекций от Лекций по введению выражается и в том,
что они продолжают их нумерацию. Первая лекция этого тома - 29-я. Профессиональному
аналитику они дадут опять-таки мало нового, а обращаются к той большой
группе образованных людей, которые могли бы проявить благосклонный, хотя
и сдержанный интерес к своеобразию и достижениям молодой науки. И на
этот раз моей основной целью было не стремиться к кажущейся простоте,
полноте и законченности, не скрывать проблем, не отрицать пробелов и
сомнений. Ни в какой другой области научной работы не нужно было бы выказывать
такой готовности к разумному самоотречению. Всюду она считается естественной,
публика иного и не ждет. Ни один читающий работы по астрономии не почувствует
себя разочарованным и стоящим выше науки, если ему укажут границы, у
которых наши знания о вселенной становятся весьма туманными. Только в
психологии все по-другому, здесь органическая непригодность человека
к научному исследованию проявляет себя в полной мере. От психологии как
будто требуют не успехов в познании, а каких-то других достижений; ее
упрекают в любой нерешенной проблеме, в любом откровенно высказанном
сомнении. Кто любит науку о жизни души, тот должен примириться и с этой
несправедливостью.
Вена, лето 1932 г.
Введение в психоанализ

Зигмунд Фрейд читал лекции по психоанализу в лектории при психиатрической клинике Венского университета каждую субботу по вечерам. Теоретические выкладки, которые на рубеже XIX–XX веков заинтересовали весьма скромное по численности собрание слушателей, сегодня формируют многие мировоззрения, без разработанных первым психоаналитиком терминов теперь уже сложно описать нетелесную человеческую действительность. «Ошибочные действия», «Сновидения» и «Общая теория неврозов» – или 35 лекций, оживленных остроумными бытовыми примерами, цитатами и сопоставлениями, – немало расскажут о сумеречном мире души.
Подробнее о книге
Реклама. ООО ЛИТРЕС, ИНН 7719571260, erid: 2VfnxyNkZrY