Тяжелые условия жизни влияют на микробиом кишечника из поколения в поколение

Тяжелые испытания, пережитые матерями в детстве или во время беременности, отражаются на составе микробиома кишечника их двухлетних детей, сообщает международная группа ученых под руководством психологов Калифорнийского университета.

Ученые обнаружили небольшие или средние изменения в микробиоме детей. Исследование является первым, в котором документально подтверждено трансгенерационное влияние неблагоприятных факторов на микробиом кишечника человека.

Все большее число данных связывают микробиом кишечника с функционированием мозга и иммунной системы, и, по мнению исследователей, изменения в этом сообществе микроорганизмов, вероятно, являются одним из способов влияния неблагоприятных условий на социально-эмоциональное развитие детей.

Исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, опирается на результаты предыдущих исследований на грызунах, которые показали, что пренатальный стресс нарушает микробиом влагалища и кишечника матери. Поскольку дети приобретают первые микробы в кишечнике, проходя через родовой канал матери, микробиомы матерей являются основой микробиомов их потомства.

Предыдущие исследования на людях показали, что вскоре после рождения стресс, пережитый младенцем в утробе матери, и собственный психологический дистресс матери влияют на микробиом младенца. И хотя было известно, что влияние пренатального стресса на микробиом грызунов сохраняется во взрослом возрасте, ученые еще не знали, как долго после рождения эти нарушения сохраняются у человека и влияют ли они на следующее поколение.

В исследовании изучались последствия плохого обращения с матерями в детстве, тревожность во время беременности и подверженность детей стрессовым жизненным событиям в 450 парах мать-ребенок в Сингапуре, когда детям было 2 года. Исследователи попросили матерей вспомнить о жестоком обращении, пренебрежении или других видах плохого обращения, с которыми они сталкивались в детстве, а также провели скрининг матерей на тревожность во время второго триместра беременности.

Исследователи также опросили основных опекунов детей, чтобы узнать о стрессовых событиях, которые пережили дети, а также об их общем поведении и здоровье в первые два года жизни, и собрали образцы кала детей. Исследователи также учитывали семейный доход, который часто служит косвенным показателем неблагополучия в детстве.

Дети, матери которых сообщали о повышенной тревожности во время беременности, имели микробиом, в котором виды микроорганизмов имели популяции одинакового размера, что биологи называют "равномерностью", которая ранее не была обнаружена. Как правило, популяции различных видов микроорганизмов, составляющих микрофлору кишечника, "более комковатые": одни виды многочисленны, другие встречаются реже. Однако в исследуемой выборке эти различия были менее заметны, а популяции имели сходные размеры.

Микробы кишечника детей, переживших стрессовые события после рождения, также отличались меньшим генетическим разнообразием, то есть микробы, обитающие в кишечнике каждого ребенка, были более тесно связаны друг с другом, чем это обычно бывает.

Однако, несмотря на то, что большее количество неблагоприятных событий коррелировало с меньшим генетическим разнообразием микроорганизмов у каждого ребенка, количество неблагоприятных событий не влияло на степень сходства микробиомов кишечника детей друг с другом. Различия между детьми сохранялись.

"Существует много вопросов относительно того, лучше или хуже большее разнообразие или равномерность микробиома кишечника в детском возрасте, поэтому мы не знаем, лучше ли большее разнообразие в возрасте 2 лет", - сказала Франческа Квердаси, докторант Калифорнийского университета и ведущий автор статьи.

"Однако многие из видов, которые, как мы обнаружили, связаны с неблагоприятными условиями, как известно, определенным образом взаимодействуют с иммунной системой, что позволяет предположить, что, возможно, после неблагоприятных условий микробиом кишечника взаимодействует с иммунной системой по-другому. Нам многое предстоит изучить в будущем".

Исследователи также обнаружили, что некоторые виды поведения и проблемы с психическим здоровьем связаны с обилием определенных видов микробиома в кишечнике. Хотя ни один из этих видов не был связан с неблагоприятными условиями в данном исследовании, авторы отметили, что некоторые из них были связаны с неблагоприятными условиями в прошлых исследованиях и могут выполнять те же функции, что и виды, связанные с неблагоприятными условиями.

Связь между мозгом и кишечным микробиомом быстро развивается в первые два-три года жизни, и вполне вероятно, что изменения, вызванные неблагоприятными факторами, продемонстрированные в новом исследовании, оказывают определенное влияние на социально-эмоциональное развитие детей.

По мере того как ученые узнают все больше о связи мозга и микробиома кишечника, развивается новая область исследований - диетологическая психиатрия, изучающая, как изменения в питании могут повлиять на психическое здоровье.

"Микробиом привлекает к себе много внимания, и это очень интересно, но на самом деле он является лишь одним из кусочков большой и сложной головоломки, связанной со здоровьем человека", - говорит Бриджет Каллаган, доцент кафедры психологии Калифорнийского университета и старший автор статьи.

"Наше исследование является частью растущего числа исследований, показывающих влияние раннего воздействия и трансгенерационного опыта на микробиом. Когда мы поймем, как пережитые трудности могут повлиять на микробиом кишечника, мы сможем попытаться манипулировать диетой, пищевыми добавками и образом жизни, чтобы оказать положительное влияние на микробиом кишечника и более широкую траекторию развития человека".

ScienceDaily, Пер.:

Гормон иризин может уменьшать количество бляшек в мозге при болезни Альцгеймера

Исследователи, используя трехмерную модель культуры нейронных клеток человека, показали, что гормон мышц иризин, вызываемый физическими упражнениями, снижает уровень отложений бета-амилоида, связанного с болезнью Альцгеймера.

Белок крови может быть ответом на вопрос, почему физические упражнения сохраняют молодость мозга

В трех отдельных исследованиях тромбоцитарный фактор 4, содержащийся в крови, был связан с умственным подъемом, который мы получаем от физических упражнений, с преимуществами переливания крови, а также с белком, ассоциирующимся с долголетием.