Белок крови может быть ответом на вопрос, почему физические упражнения сохраняют молодость мозга

В трех отдельных исследованиях тромбоцитарный фактор 4 (PF4), содержащийся в крови, был связан с умственным подъемом, который мы получаем от физических упражнений, с преимуществами переливания крови, а также с белком, ассоциирующимся с долголетием.

Все три процесса способствуют улучшению когнитивных способностей, что означает, что PF4 является чем-то вроде сверхмощного фактора крови. Исследование проводилось двумя группами специалистов из Калифорнийского университета Сан-Франциско (UCSF) в США и Университета Квинсленда в Австралии, а результаты были опубликованы в журналах Nature, Nature Aging и Nature Communications.

Тромбоциты - это фрагменты клеток, играющие важнейшую роль в процессе свертывания крови. Помимо того, что они служат физическими пробками, останавливающими кровотечение, эти небольшие безъядерные фрагменты клеток костного мозга содержат гранулы, выделяющие химические вещества, способствующие агрегации.

Как один из таких факторов, белок PF4 участвует в реакции иммунной системы на травмы и инфекции.

Теперь выяснилось, что он играет роль и в механизмах антистарения под управлением фермента, экспрессируемого в большом количестве в мозге, печени и почках, известного под названием клото.

"Молодая кровь, клото и физические упражнения могут каким-то образом сказать мозгу: "Эй, улучши свои функции", - говорит анатом из UCSF Сол Вилледа.

"С помощью PF4 мы начинаем понимать терминологию, лежащую в основе этого омоложения".

В случае исследования молодой крови пожилым мышам вводили PF4, который, как было показано, уменьшал воспаление в мозге и улучшал память животных. По сути, это позволило обратить вспять некоторые процессы, происходящие с возрастом.

Исследование основывается на предыдущих исследованиях так называемого парабиоза, когда кровь молодых людей или других животных может оказывать омолаживающее действие. Одной из характеристик молодой крови, как правило, является большее количество PF4.

Во втором из трех исследований, опять же на мышах, ученые смогли связать PF4 с мембранным белком клото. Ранее было показано, что клото повышает когнитивные способности, и оказалось, что PF4 способствует передаче этого импульса в нужные отделы мозга.

После инъекции клото, который впоследствии высвобождает PF4, как молодые, так и старые мыши стали лучше выполнять поведенческие тесты. Это способствовало образованию новых связей в гиппокампе, где мозг формирует воспоминания.

И, наконец, третье исследование показало, что в результате физических упражнений в кровь мышей попадает большее количество PF4. Было отмечено, что PF4 играет роль в создании новых клеток мозга, а также улучшает функции памяти у старых мышей.

Мы уже знаем, что физические упражнения помогают сохранить остроту ума, и, похоже, PF4 играет в этом не последнюю роль. В будущем можно будет разработать терапию, обеспечивающую преимущества физических упражнений для тех, кто не может вести активный образ жизни.

Хотя все эти исследования проводились на мышах, предполагается, что полученные результаты, скорее всего, будут применимы и к человеческому организму, что позволяет говорить о многочисленных способах использования PF4 в качестве "посланника здоровья мозга" в будущих методах лечения.

"Когда мы поняли, что независимо и случайно обнаружили одно и то же, у нас отвисли челюсти", - говорит невролог из UCSF Дина Дубал.

"Тот факт, что три отдельных вмешательства сошлись на факторах тромбоцитов, действительно подчеркивает достоверность и воспроизводимость этой биологии".

ScienceAlert, Пер.:

Исследование выявило высокую распространенность скрытых изменений мозга у людей с заболеваниями сердца

Новый анализ показал, что изменения кровеносных сосудов в головном мозге, которые могут повысить риск инсульта и деменции, характерны для людей с различными заболеваниями сердца, независимо от того, перенесли ли они инсульт.

Этот белок может быть ответственен за истощение при синдроме хронической усталости

Ученые только что обнаружили белок, который может лежать в основе одного из самых загадочных заболеваний - миалгического энцефаломиелита, известного также как синдром хронической усталости.