Бактерии в вашем кишечнике могут улучшать настроение

В последнее время пробиотики привлекают к себе много внимания. Эти бактерии, которые можно употреблять в виде ферментированных продуктов, йогурта или даже таблеток, связаны с рядом преимуществ для здоровья и хорошего самочувствия, включая уменьшение желудочно-кишечных расстройств, инфекций мочевыводящих путей и экземы. Но могут ли они улучшить ваше настроение?

Поведение и психическое здоровье - сложные вопросы. Но, согласно недавно опубликованному исследованию моей команды, короткий ответ - да.

Полезные бактерии, содержащиеся в пробиотиках, становятся частью сообщества других микроскопических организмов, живущих в вашей пищеварительной системе, которое называется микробиомом кишечника. Микробиом вашего кишечника содержит триллионы разнообразных бактерий, грибков и вирусов.

Сотни видов бактерий обитают в кишечном тракте. Каждый вид можно разделить на сотни штаммов, которые также могут кардинально отличаться друг от друга по своему метаболизму, побочным продуктам и предпочтениям в окружающей среде.

Именно из-за этого бактериального разнообразия не все пробиотики одинаковы.

Многие исследовательские группы показали, что определенные штаммы Lactobacillus улучшают настроение.

Но эти эффекты проявляются только при правильном сочетании бактерий в правильных условиях. Например, пробиотик, способный уменьшить симптомы стресса у человека, который волнуется перед сдачей экзамена по математике, может не сработать у человека с симптомами посттравматического стрессового расстройства.

Изучение настроения у мышей

В своей работе нейробиолога я изучаю, как кишечник влияет на мозг. Недавно мы с командой провели эксперименты на мышах, которые подтверждают идею о том, что микробиота кишечника играет роль в регулировании стресса.

Как же измерить настроение мышей?

Для начала нам нужно было понять, как ведут себя мыши в состоянии стресса. Поэтому мы поместили их в короткие периоды стресса: Каждый день их держали в течение двух часов, давали достаточно места, чтобы они могли передвигаться, но не достаточно, чтобы они могли почесаться или встать. Мы представляем себе, что это тот же тип стресса, который испытывают люди, когда они часами сидят в машине или кубрике.

Мыши, испытывающие стресс, вскоре проявляли поведение, похожее на депрессию и тревогу, которое мы измеряли, наблюдая за тем, сколько времени они прячутся, попадая в новую обстановку, или как быстро пытаются встать на ноги, когда их переворачивают вверх ногами.

Хотя нет ничего удивительного в том, что мыши, находящиеся в состоянии стресса, дольше прячутся и медленнее приводят себя в порядок, мы обнаружили, что их фекалии способны изменить их поведение.

Чтобы проверить, может ли стрессовое поведение передаваться через микробиом, мы использовали другую группу мышей, которые были абсолютно чистыми. Эти мыши не содержали никаких бактерий, грибков или вирусов и жили в резиновом пузыре. По сути, у них вообще не было микробиома.

Мы подвергали их воздействию экскрементов мышей, подвергшихся стрессу, или нормальных мышей, рассыпая в их вольерах испачканную подстилку. Микробы из мышей-доноров начали заселять микробиом кишечника чистых мышей.

Через несколько недель у чистых мышей, подвергшихся воздействию кала стрессовых мышей, начало развиваться поведение, похожее на стресс и тревогу, хотя больше ничего не изменилось. В то же время у чистых мышей, подвергавшихся воздействию фекалий нормальных мышей, никаких изменений в поведении не наблюдалось. Этот вывод позволяет предположить, что микробы в фекалии изменили поведение мышей.

Какие бактерии влияют на настроение?

Результаты экспериментов заставили нас вернуться к первоначальному вопросу: Какие бактерии могут изменить ваше настроение?

Мы начали со сравнения микробов в фекалиях мышей, подвергшихся стрессу, и нормальных мышей. В ходе анализа мы обнаружили, что у мышей, подвергшихся стрессу, значительно уменьшилось количество бактерий под названием Lactobacillus. Исследования уже связывали эту группу бактерий с уменьшением стресса. Однако Lactobacillus содержит более 170 различных видов и еще большее количество штаммов.

В настоящее время пробиотические добавки, доступные пациентам, не регулируются и часто не тестируются. Для того чтобы надежно доставлять пациентам наиболее эффективные штаммы, их необходимо должным образом тестировать. Поэтому нам пришлось придумать способ проверить, как разные штаммы влияют на тревожное поведение.

Вместо того чтобы решать эту колоссальную задачу в одиночку, мы создали метод, который могут использовать и другие ученые, занимающиеся изучением микробиома, чтобы изучить эту группу бактерий как можно более систематически.

Чтобы воссоздать одинаковые экспериментальные условия для каждого вида микробов, мы создали группу мышей, в микробиоме которых было всего шесть видов бактерий - минимум, необходимый для нормального и здорового развития, - и не включили в нее Lactobacillus. Таким образом, мы смогли добавить отдельные штаммы Lactobacillus обратно в микробиом кишечника мышей и наблюдать за влиянием каждого штамма на их поведение и биологию.

На данный момент мы протестировали два штамма: Lactobacillus intestinalis ASF360 и Lactobacillus murinus ASF361. Мыши с этими двумя штаммами Lactobacillus более устойчивы к стрессу и имеют более спокойные нейронные пути, связанные со страхом.

Что дальше?

Наше исследование того, как различные штаммы Lactobacillus влияют на настроение, - это только начало. Мы надеемся, что наше исследование откроет другим ученым возможности для тестирования различных пробиотиков.

Хотя исследователи уже пришли к единому мнению, что бактерии в вашем пищеварительном тракте могут влиять на ваше настроение и наоборот, предстоит еще много испытаний как на животных, так и на людях.

Наша команда начинает разрабатывать способы систематического тестирования того, какие бактерии могут обеспечить наилучшие результаты для здоровья людей и какие пробиотики являются наиболее эффективными. А пока дайте лактобактериям в вашем кишечнике немного любви с помощью здоровой диеты, богатой пробиотиками.

Андреа Мерчак, постдокторант в области нейронаук, Университет Флориды. The Conversation, Пер.:

Болезнь Альцгеймера может быть диагностирована уже в 30 лет

Болезнь Альцгеймера часто рассматривается как заболевание, поражающее только пожилых людей. Однако около 3,9 млн. человек в мире в возрасте 30-64 лет страдают молодой формой болезни Альцгеймера.

Современное протезирование при полной потере зубов

Имплантат представляет собой искусственный металлический корень, который вживляется в кость челюсти, постепенно срастаясь с ней.