Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную или семейную консультацию к психологу в Москве.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.


Насколько действенны психологические услуги, предоставляемые по телефону, по радио и в Интернете?

Хорошо это или плохо, но психотерапия и консультирование быстро вступают в век электроники. Сегодня психологические услуги доступны на радио, по телефону, посредством видеоконференций и электронной почты. Каковы преимущества и недостатки получения психологической помощи в режиме on - line ? Каковы опасности и возможная польза?

СМИ - психологи

Вероятно, вам уже приходилось слышать радиопсихолога, работающего в прямом эфире. Обычно передача строится следующим образом: звонящие описывают проблемы, связанные с жестоким обращением в детстве, одиночеством, любовными связями, фобиями, сексуальной адаптацией или депрессией. Затем радиопсихолог старается ободрить людей, дает указания или советы в отношении того, куда обратиться за помощью.

Психология в форме радиобеседы может показаться безвредной, но она поднимает ряд важных вопросов. К примеру, разумно ли давать советы, ничего не зная о прошлом человека? Может ли совет причинить вред? Какую пользу может принести психолог за 3 минуты?

В оправдание себе радиопсихологи указывают, что слушатели могут найти решения собственных проблем, прислушиваясь к тому, что говорят другие. Многие также подчеркивают, что их работа носит просветительский, а не терапевтический характер. Однако возникает вопрос: когда советы превращаются в терапию? Американская психологическая ассоциация призывает СМИ - психологов обсуждать только проблемы общего характера, избегая фактического консультирования кого бы то ни было. Например, если звонящий жалуется на бессонницу, радиопсихолог должен рассказать о бессоннице в общих чертах, не зондируя личную жизнь звонящего.

Предоставляя информацию, советы и социальную поддержку, радиопсихологи, вероятно, все - таки помогают некоторым слушателям (Levy, 1989). Но даже в этом случае хорошим правилом для любого человека, склонного позвонить радиопсихологу, может быть следующее: «Ответственность за все несет потребитель».

Телефонные психотерапевты

Аналогичную осторожность следует проявлять и в отношении телефонных психотерапевтов. В настоящий момент нет данных, свидетельствующих об эффективности телефонного консультирования. Успешная психо терапия с глазу на глаз основана на продолжительных отношениях между двумя людьми. Телефонную терапию серьезно ослабляет отсутствие визуальных подсказок (таких, как выражение лица и язык жестов) и ограниченный личный контакт (Haas, Benedict & Kobos, 1996).

Важно отметить, что профессиональные психо терапевты иногда используют телефонные звонки, чтобы успокоить и утешить клиентов или дать им совет в период между терапевтическими сеансами. Другие экспериментируют с проведением терапевтических сеансов по телефону (Sanders & Rosenfield, 1998). Кроме того, вполне оправданно использование «телефона доверия» с целью предотвращения самоубийств и консультирования в критических ситуациях. Что же касается коммерческих телефонных психотерапевтов, то потребители их услуг могут задать себе обоснованный вопрос: насколько можно доверять врачу, который ставит диагноз по телефону?

Многие из таких «психотерапевтов» могут оказаться не более чем телефонными диспетчерами, не имеющими психологической подготовки (Newman, 1994).

Кибертерапия

В Интернете вы можете найти практически все. С недавних пор спектр его возможностей расширился за счет «кибертерапии», психологических советов, групп поддержки и журналов самопомощи. Некоторые услуги, такие как группы поддержки, бесплатны. Что касается консультаций или советов в режиме on - line, то они, как правило, предоставляются за плату. Некоторые on - line психо терапевты «обсудят» с вами проблемы посредством сообщений, посылаемых по электронной почте. Другие только ответят на вопросы или дадут советы, касающиеся конкретных проблем.

Психологи, работающие в режиме on - line, подчеркивают, что они не занимаются психо терапией. Скорее они дают руководящие указания и советы, которые помогают людям решать повседневные жизненные проблемы. Однако реклама многих on - line служб намекает на то, что они являются заменой психо терапии. В результате некоторые люди могут вступать в контакт с on - line консультантами, тогда как в действительности им требуется психо терапия с глазу на глаз (очная работа с психотерапевтом).

On - line консультирование и службы, дающие советы, имеют определенные достоинства. Прежде всего, клиенты могут сохранять анонимность. Тем самым человек, который не решается прийти на прием к психологу, может получать помощь конфиденциально, online. Кроме того, Интернет может связывать людей, которые проживают в сельских районах, с профессиональными психологами, живущими в больших городах. И, в сравнении с традиционными визитами к специалистам, кибертерапия стоит относительно недорого.

Подобно ток - шоу по радио и телефонным консультантам, психологические службы on-line вызывают много вопросов. Очевидно, что короткие послания по электронной почте — это не способ постановки диагноза. Кибертерапевт не воспринимает даже тембр голоса клиента, не говоря уж о выражении лица или языке жестов. Изображение на экране компьютера маленьких улыбающихся или недовольных физиономий (смайлов) едва ли способно заменить реальное человеческое взаимодействие. Другая проблема заключается в том, что психологическое консультирование по электронной почте может и не быть полностью конфиденциальным. В некоторых случаях сугубо личные послания могут перехватываться и использоваться в неблаговидных целях. Особую тревогу вызывает тот факт, что «киберпсихологи» могут не обладать профессиональной подготовкой (Bloom, 1998). И даже если они ее имеют возникают вопросы в отношении того, правомочен ли психолог, получивший лицензию в одном штате, осуществлять терапию в другом через Интернет.

Телеслужба здоровья

Многих ограничений и недостатков, которые мы только что обсудили, можно избежать посредством видеоконференций. В этом продолжающем развиваться подходе психо терапевты предоставляют услуги людям, живущим слишком далеко, чтобы регулярно посещать специалиста. Двусторонняя аудиовидеосзязь позволяет клиенту и терапевту видеть друг друга на телевизионном экране и разговаривать с помощью телефонного микрофона и наушников. Терапии, осуществляемой таким способом, по - прежнему недостает непосредственности, имеющей место при взаимодействии «лицом к лицу». Однако она устраняет многие из недостатков, присущих терапии, проводимой на расстоянии. Некоторые эксперты предрекают, что в ближайшие годы «телеслужбы здоровья» станут основным источником оказания психологической помощи (Nickelson, 1998; Stamm, 1998).

Резюме

Как вы можете видеть, психологические услуги, опирающиеся на электронные средства связи, могут выполнять ряд полезных задач. Однако эффективность психо терапии, осуществляемой по телефону или через Интернет, пока не доказана. В результате наилучшим советом, даваемым СМИ - психологами, телефонными консультантами или кибертерапевтами, может оказаться следующий: «Вам нужно обсудить эту проблему с психологом или консультантом по своему месту жительства».

Вывод

Новые способы предоставления психологической информации и услуг могут носить просветительский, а иногда и терапевтический характер. Однако эффективность многих «методов терапии», осуществляемых на расстоянии, сомнительна. Потребители должны относиться к таким службам с большой осторожностью.

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книги Кун Д. «Основы психологии: Все тайны поведения человека».

© Психологическая помощь, Москва 2006 - 2019 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Реклама на сайте и сотрудничество | Аренда кабинета психолога | Администрация