Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Глава 9. Сексуальная ориентация и половая идентичность

Люди часто смешивают вопросы половой идентичности («Я мужчина или я женщина?») и вопросы сексуальной ориентации («Кто меня больше привлекает: представители моего пола или противоположного?»).

Эта ошибка в какой-то мере является порождением нашего общества, которое все еще принимает гомосексуалистов за людей с проблемами половой идентичности, которые не ощущают себя полностью мужчиной или только женщиной. Некоторые фильмы и театральные пьесы лишь способствуют этой путанице; в этих откровенных фарсах с завидной регулярностью появляются мужчины-гомосексуалисты в образах «дурочек», «тетушек» или того, что американцы называют «drag queens», а женщины в них изображаются как «нудные тупицы» или «неудовлетворенные дамочки».

Такая же мешанина мне встретилась и в некоторых книгах по сексуальности... Понятно, что один и тот же человек может сомневаться как в своей половой идентичности, так и в своей сексуальной ориентации, однако не стоит обобщать!

Этим двум вопросам иногда сопутствует третий: «Признаю ли я себя гомосексуалистом? »

Рассмотрим подробней все эти три темы, а также способы их психотерапевтического сопровождения.

Сексуальная ориентация: гомосексуализм, гетеросексуализм, бисексуализм

Гомосексуализм

В 1886 г. Р. фон Крафт-Эббинг включил гомосексуализм в разряд перверсий. 3. Фрейд сделал большой шаг вперед, заявив, что гомосексуальность сама по себе не является патологией и что существует несколько типов сексуальности.

Во время Второй мировой войны осуществлялись крупные гонения на гомосексуалистов, 800 000 которых подверглись депортации в нацистские концлагеря.

В 1960-е гг. гомосексуализм все еще считается социальным бичом или болезнью, с которой необходимо бороться.

Проведя многочисленные исследования под давлением Американского движения в защиту прав гей-меньшинств, Психиатрическая ассоциация США в 1973 г. вычеркнула гомосексуализм из списка психических заболеваний.

Если в 1968 г. DSM-II определяет гомосексуальность как психическое заболевание и помещает его в разряд сексуальных отклонений, то уже в DSM-III, опубликованном в 1980 г., отмечается, что «сама по себе гомосексуальность не считается психическим заболеванием».

Всемирная организация здравоохранения признала этот факт совсем недавно - только в 1993 г.!

Начиная с 1994 г. в крупнейших городах США, Австралии и Европы в июле происходят демонстрации под названием «Gay Pride».

Континуум «Гомосексуальность - гетеросексуапьность»

Гомосексуализм - это сексуальная склонность почти исключительно к лицам своего пола.

Это довольно простое определение, которое не учитывает некоторые нюансы, но нам его будет достаточно. Ведь наша цель состоит не в том, чтобы поделить всех людей на две изолированные группы, а в том, чтобы предложить каждому задуматься о своей сексуальной ориентации.

Эта работа включает несколько этапов. Прежде всего необходимо задать себе вопрос: считаю ли я себя внутренне гомосексуалистом? В данном случае мы затрагиваем вопрос гомосексуальной идентичности. Отметим, что ощущение своей идентичности не является прямым следствием поведения человека: некоторые люди совершают гомосексуальные действия, не считая себя при этом гомосексуалистами, а другие называют себя гомосексуалистами, хотя у них никогда не было сексуальных отношений с партнерами одного с ними пола.

О типично гомосексуальном поведении можно говорить только применительно к сексуальным отношениям. В остальных областях и у гомосексуалистов, и у гетеросексуалов наблюдаются самые разнообразные формы отношений и поведения. Однако гомосексуалисты часто становятся жертвами карикатурных представлений о себе, которые в большой мере поддерживаются нашим страхом перед собственными гомосексуальными тенденциями. Проявления такого отношения особо заметны у подростков, которые, возможно, сами ощущают гомосексуальные чувства, но очень их боятся. В средней школе можно часто услышать ругательства «пидарас» или, еще хуже, «мерзкий пидор»!

Второй вопрос, встающий перед человеком, который определяет себя как гомосексуалиста: «Могу ли я это как-то показать или лучше об этом сказать, и если да, то кому?» Здесь мы касаемся темы признания в своей гомосексуальности («coming out»). Это трудный этап, и некоторые его так и не преодолевают, опасаясь враждебного отношения своей семьи или окружения.

Однако было бы интересней не делить людей на две разные замкнутые группы, а рассматривать их в континууме сексуального поведения, предложенном А. Кинси. Этот континуум начинается от исключительной гетеросексуальности и заканчивается исключительной гомосексуальностью, включая следующие этапы:

0. Исключительная гетеросексуальность.
1. Эпизодическая гомосексуальность.
2. Преобладающая гомосексуальность.
3. Бисексуальность.
4. Преобладающая гетеросексуальность.
5. Эпизодическая гетеросексуальность.
6. Исключительная гомосексуальность.

Разрабатывая эту шкалу, Кинси основывался исключительно на факторе поведения: например, он называет бисексуалом того, кто хотя бы раз испытал оргазм с представителями обоих полов. Он совершенно не учитывает желания и возбуждения в отношении к людям того или иного пола. Возможно, в этом состоит ограниченность данной схемы. Тем не менее такой континуум может оказаться полезным для того, чтобы отказаться от ограниченных взглядов на эту тему, очень распространенных и в наше время, хотя Фрейд еще в начале XX века утверждал, что изначально любой человек - бисексуал и полиморфный извращенец...

Эту схему можно представить в виде графика (рис. 5). На оси ординат расположен «гомоэротизм», который может быть сильным или слабым, а на оси абсцисс - «гетероэротизм», также изменяющийся от сильного к слабому. Этот график дает нам возможность уйти от линейных представлений о гомо- и гетеросексуальности. Мы одновременно можем быть и сильно гомосексуальны и сильно гетеросексуальны, или выраженными гомосексуалами без всякой склонности к гетеросексуальности, мы также можем не обладать выраженной склонностью ни к гомосексуальности, ни к гетеросексуальности, это будет означать, что у нас неразвитая сексуальность и т. д.

Гомофобия

На этот раз речь пойдет не о том, что может привлекать, а о том, что отталкивает. Гомофобия - это неприятие гомосексуальности, в основе которого лежит страх самому стать гомосексуалистом. Это явление часто зависит от специфики культуры, но оно встречается как у гетеросексуалов, так и у гомосексуалистов.

Гетеросексуалу гомофобия может быть нужна для того, чтобы ощущать себя нормальным человеком с правильной сексуальной ориентацией. Она может помочь ему скрыть свои гомосексуальные склонности, ведь свои желания нам намного проще проецировать на окружающих.

Несколько иначе проявляется гомофобия у гомосексуалистов. Это может быть страх собственных желаний, трудности с проявлением любовных чувств, низкая самооценка и часто возникающий стыд...

Терапевтам, которые работают с гомосексуалистами, обязательно следует задуматься о собственной гомофобии и о ее возможных проявлениях, например, в выражениях типа: «Если у него есть такая психическая проблема, то он - гомосексуалист!»

Марина Кастанеда дает гомосексуалистам, которые ищут терапевта, следующий совет: «Если ваш терапевт говорит, что он работает с гомосексуалистами так, словно они нормальные люди, то срочно меняйте своего терапевта!»

Ведь в словах «словно они нормальные» содержится обвинение в адрес анормального и неконгруэнтное отношение, проявляющееся в выражении «так, словно». Хорошенькое начало терапевтических отношений! К счастью, есть много таких терапевтов, которые прошли путь, необходимый для того, чтобы отказаться от груза подобных предрассудков.

Поиск причин

В специальной литературе можно обнаружить различные гипотезы о причинах гомосексуализма: биологические, культуральные, социальные, личностные. Их очень много, все они противоречат одна другой, и нас они по-настоящему не интересуют. Гештальт-психотерапевты ориентируют своих клиентов не на поиск причин, а на исследование того, как они переживают свою сексуальность и с какими проблемами сталкиваются.

С теми клиентами, которые начинают задумываться о причинах своей гомосексуальности, мы исследуем смысл и значение их сомнений: они сами ощущают себя ненормальными или подобные гипотезы высказываются их окружением? И какая им польза от того, что они найдут причину своей гомосексуальности?

У такого исследования есть одно преимущество: может, оно и не даст им ответов на вопросы, однако научит их говорить о своей сексуальной ориентации и поможет присвоить ее.

Эго-дистония и эго-синтония

Понятия эго-синтонии и эго-дистонии представляют особый интерес для сопровождения клиентов с проблемами сексуальной ориентации.

Гомосексуализм эго-синтоничен в том случае, если он согласуется с «эго» данного человека, то есть если этот человек не ощущает неловкости от того, что он гомосексуалист, не испытывает дискомфорта и не собирается ничего пересматривать или менять. Гомосексуализм эго-дистоничен, если он нарушает «эго» данного человека, если человеку не по себе от того, что он не понимает, правильная ли у него ориентация, если он мучается и страдает от этого.

Когда к нам на терапию приходит гомосексуалист, то именно этот вопрос мы задаем себе в первую очередь. Если этот человек не страдает от своей гомосексуальности, то она не станет основной фигурой в нашей работе. Тогда этот человек, как и любой другой, может исследовать свои сексуальные затруднения, проблемы в отношениях с партнером и т. д. Вот несколько примеров работы с эго-синтоничными гомосексуалистами:

Дениза пришла на терапию на поворотном этапе своей жизни; она недавно ушла от своей подруги и теперь хочет подвести итоги. Она не страдает от своей гомосексуальности, а на передний план у нее скорее выступают трудности с новыми отношениями, страх потеряться и быть поглощенной другим человеком. Такой вопрос может себе задать любой, кто пережил разрыв отношений.

Гомосексуальная ориентация Денизы не стала темой нашей работы. Лишь однажды она упомянула о своей гомосексуальности, не подвергая ее при этом сомнению, в связи с тем, что у нее нет детей и она тяжело это переживает.

В терапевтическом сопровождении этой женщины следует избегать двух подводных камней: во-первых, стремления принять ее гомосексуальность за основную фигуру нашей работы и во-вторых, упрощенного взгляда на гомосексуальную пару как на гетеросексуальную, который не позволяет увидеть особенности и отличия такой пары.

Бертран не подвергает сомнению свою гомосексуальность, но ощущает необходимость скрывать ее от своих коллег по работе, которых он считает ретроградами. Сам он работает в отделе кадров. В настоящий момент он очень одинок; у него мало друзей, и кроме того, он порвал отношения со своим партнером.

Бертран не знает, как встретиться с другим человеком, потому что он не хочет афишировать свою гомосексуальность.

Как и в предыдущем случае, объектом психотерапевтической работы была не гомосексуальность клиента, а трудности ее социального проявления; частично эти сложности порождаются им самим, а частично - репрессивным отношением его окружения.

Если же человек не в ладу со своей сексуальной ориентацией, то гомосексуальность станет основной фигурой психотерапевтической работы, которая затронет такие вопросы, как давление общества, опасность открыть свою гомосексуальность социуму и семье, или, что еще более важно, сомнения в своей гомосексуальности.

Такая работа может привести к еще большей уверенности в своей гомосексуальности или, наоборот, к смене сексуальной ориентации.

Мирей пришла ко мне на консультацию, потому что «ей все опротивело»; у нее слишком сложные любовные отношения.

Вскоре она рассказала мне, что влюблена в женщину, но ее подруга хочет разорвать их отношения. На первом этапе своей терапии Мирей пережила глубокий траур по этим отношениям и по собственному самоуничижительному жизненному сценарию: «Мне отказывают, потому что я злая, и поэтому я себя ненавижу».

После двух лет терапии Мирей смогла по-иному взглянуть на свою жизнь и спросить себя: «Что же я сейчас хочу сделать со своей жизнью? Хочется ли мне жить одной или пришло время открыться для новых отношений?»

И я подхватываю ее слова: «С женщиной?..»

Взглянув на меня, она отвечает: «Не знаю... После всего, что я пережила...»

Следующая фаза терапии связана с уточнением ориентации ее желания. Она решает начать встречаться с мужчинами, но несколько неудачных попыток убеждают ее в своей гомосексуальности.

Этот непростой выбор сопровождается страданиями: сначала она переживает одиночество, так как в данный момент у нее нет сексуальных отношений и она не знает, как встретить другого человека; наконец она встречает женщину. Их отношения длятся несколько месяцев, в течение которых она сталкивается с новой сложностью: как открыться семье и на работе? Она сталкивается с сильным социальным давлением, которое все еще окружает гомосексуалистов, и Мирей тем более сильно ощущает это давление, что испытывает сильную привязанность к своей семье.

Подобную сексуально-ориентационную работу следовало бы провести с теми гетеросексуалами, которые в действительности еще не выбрали свою ориентацию и продолжают придерживаться эго-дистонической гетеросексуальности, потому что так проще и того требуют традиции... В нашем обществе человеку не так легко принять и утвердить свою гомосексуальность несмотря на то, что за последние годы существующие табу в этой области претерпели определенную эволюцию.

Гомосексуальная идентичность

В начале главы мы уже упомянули о гомосексуальной идентичности, означающей способность заявить о своей ориентации и полноценно прожить ее. Такая убежденная позиция может возникнуть только во взрослом возрасте, хотя опыт подобной ориентации появляется намного раньше. Гомосексуальная идентичность складывается на протяжении всей человеческой жизни; она означает, что человек находится в ладу со своими желаниями, чувствами и поступками и признает себя гомосексуалистом. Внутри гомосексуальной личности постоянно происходит творческое приспособление к своей идентичности; это не статическое состояние, а процесс. Недостаточно самому признать себя гомосексуалистом, необходимо также признание или отвержение окружающих; все это способно усилить идентичность или ослабить ее. В глазах общества каждый человек выглядит гетеросексуалом, пока он не проявит свою обратную сторону, что непросто сделать и пережить...

Идентичность и ориентация станут более отчетливыми только с осознанием человеком своего пола (мужского или женского), что происходит в первые годы жизни. За этим следуют несколько различных по своему содержанию этапов: от первичного осознания своей гомосексуальности до ее полноценного проживания, в промежутке между которыми располагается этап принятия своей гомосексуальности.

Гендерная идентичность

Гендерная идентичность - это вопрос о том, согласуется ли мой биологический пол с тем, что я ощущаю внутри себя, или нет. Нередко люди начинают задавать его себе вследствие гормонального дисбаланса или физических проблем. Часто его задают себе подростки, и в некоторых случаях он является признаком начала более глубокого заболевания и даже психоза.

Проблемы половой идентичности встречаются у самых разных людей, которых было бы неправильно считать глубокими психотиками, как это делают авторы ряда работ.

Случай с Дидье служит опровержением такого мнения.

Дидье 18 лет, и он в течение полугода ходит ко мне на терапию. Дела у него не ладятся: он одинок и не успевает в школе. Первые полгода его терапии посвящены исследованию того, как он хочет жить: он собирается отделиться от своей матери, у которой множество собственных представлений о том, как ему надо жить. Со мной он ведет себя довольно сдержанно и часто уходит в мечтания. Я вижу, что он о чем-то навязчиво думает и недоговаривает.

Но однажды, набравшись храбрости, он говорит мне, что его врач считает, что у него женственное тело, и это замечание его встревожило.

Для меня его заявление было полной неожиданностью, и я прошу его рассказать об этом побольше, интуитивно чувствуя, что за этим скрываются все его недосказанности. Дидье успокоился, увидев мой интерес, и принялся очень подробно рассказывать о своей тревоге, связанной с сексуальной идентичностью. И тогда я узнаю, что он перестал разговаривать со своими одноклассниками и на больших переменах, оставшись один, принимается рисовать себя в виде женщины.

Мне понятно, что такое поведение может означать просто трудности конца подросткового периода или быть признаком начинающейся шизофрении, а также быть связанным с реальными гормональными проблемами, которые действительно способны привести к феминизации этого юноши.

Параллельно с психотерапией я предлагаю ему проконсультироваться у врача-специалиста и пройти у него полное обследование.

Посещение специалиста принесло Дидье несомненную пользу: во-первых, он столкнулся с мужчиной, с которыми редко общался в повседневной жизни. Во-вторых, этот мужчина свободно разговаривал о сексуальности, эрекции, транссексуалах...

Врач назначил ему полное обследование и сообщил обо всех формальностях, которые придется соблюдать, если он решит исполнить свое желание.

Результаты анализа показали, что на гормональном уровне он был мужчиной, на функциональном уровне у него тоже все было в порядке (сам он не осмелился мне рассказать о своем страхе того, что у него не будет такой эякуляции, какая «должна быть на самом деле»).

Тем не менее его врач, предложив начать длительную процедуру смены пола, все-таки заставил его выбрать определенную позицию. И когда Дидье снова пришел на консультацию, то он заявил мне: «Все в порядке, я - мужчина и хочу им остаться».

Спустя несколько месяцев он познакомился с девушкой и выбрал будущую профессию; я смогла отбросить опасения по поводу начинающейся шизофрении.

По мнению Роберта Столлера, половая идентичность связана с двумя важными, но отличными друг от друга утверждениями. Для мужчин фраза, образующая глубинное ядро половой идентичности, звучит так: «Я - мужчина». К ней присоединяется уверенность в том, что «Я мужественен (вирилен)».

Легко заметить разницу в значениях выражений: «быть мужчиной» и «быть мужественным»: некоторые люди понимают, что они - мужчины, но не ощущают себя мужественными (как это случается со многими травести). Трансвестизм не связан с проблемой половой идентичности. Мужчина-травести в глубине души уверен, что он - мужчина, для него скорее непонятно утверждение «Я мужественен», поэтому, стремясь найти удовольствие, он использует другую фразу: «Я женственен» или «Я веду себя как женщина».

Дидье не ощущает себя мужественным, поэтому он начинает подвергать сомнению свое чувство того, что он - мужчина; однако в конце концов его сексуальная идентичность начала проявляться с большей отчетливостью.

Что касается транссексуалов, то они не стремятся к удовольствию, а постоянно заняты поисками своей идентичности. В большинстве случаев их вообще не интересуют сексуальные отношения.

Подобные поиски своей половой идентичности и впечатление того, что человек находится не в своем теле, причиняют огромные страдания, которые могут привести к хирургической смене пола.

Смене пола во Франции соответствует длительная процедура. Предоперационный период длится от пяти до семи лет и включает год работы с психологом и полное медицинское обследование, четыре года гормональной терапии, год на работу по изменению голоса и тела и, наконец, два года жизни и работы в своем новом поле, что позволит избежать проституции, которая раньше была для таких людей единственной возможностью заработать себе на жизнь.

Такая длительная процедура мешает необдуманной смене пола и позволяет преодолеть сопутствующие ей психологические проблемы. Транссексуализм - довольно распространенное явление; во Франции насчитывается примерно тридцать тысяч транссексуалов, среди которых в четыре раза меньше женщин, пожелавших стать мужчинами, чем мужчин, захотевших стать женщинами. Во Франции оплата такой операции возмещается фондом социального страхования.

Изредка нам случается принимать на терапии транссексуалов до или после хирургической операции. Намного чаще к нам приходят клиенты с проблемами половой идентичности, не стремящиеся к хирургической смене пола. В этом случае роль психотерапевта состоит в сопровождении человека, который задается основными вопросами существования. Вместе с тем необходимо понимать пределы психотерапии и при необходимости обращаться к компетентным специалистам.

Назад Вперед

Купить книгу «Сексуальность, любовь и Гештальт»


Сексуальность, любовь и Гештальт Книга французского гештальт-терапевта посвящена ответам на самые разные вопросы, касающиеся сексуальной жизни человека, от самых распространенных до самых сложных и нетипичных. Для психологов, психотерапевтов, врачей, а также для широкого круга читателей, интересующихся этой темой.


© Психологическая помощь, Москва 2006 - 2022 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация