Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Элис Мьюир

Элис Мьюир
(Alice Muir)

Уверенность в себе. Книга для работы над собой

Содержание:

Введение

Фрагмент книги «Уверенность в себе. Книга для работы над собой», Элис Мьюир; пер. с англ. Юлии Константиновой. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015 г.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Глава 6. Как ладить с людьми
(фрагмент главы)

Совсем недавно было сравнительно просто перечислить все виды профессий: водопроводчик, электрик, инженер, доктор, медсестра, учитель и так далее. Сегодня подобное перечисление невозможно — слишком многочисленны и разнообразны виды профессиональной деятельности. И практически все они подразумевают постоянное активное взаимодействие с людьми, будь то общение с коллегами, клиентами или с широкой общественностью. Таким образом, ежедневное взаимодействие с окружающими — неотъемлемая часть жизни почти каждого из нас. Данная глава посвящена этой фундаментальной части повседневной работы, совершенствованию навыков и техник, позволяющих существенно повысить уверенность в себе. Все предыдущие главы в той или иной степени уже касались этой темы.

О чем вы узнаете из этой главы:

- о преимуществах активного слушания;
- о быстрых и эффективных способах устанавливать взаимопонимание с другими людьми;
-о способах налаживания отношений с членами команды;
- о том, как улучшить опыт управления (с точки зрения руководителя и подчиненного;

Ситуации, в которых вам особенно пригодятся полученные знания:

- деловые встречи / утренние планерки / тренинги / совещания;
- различные виды нетворкинга;
- процесс управления (с точки зрения руководителя и подчиненного);
- корпоративные общественные мероприятия;
- корпоративные мероприятия по тимбилдингу;
- беседы на общие темы;
- коммуникации на любом уровне (включая письма, электронные письма, телефонное общение) вплоть до уровня высшего руководства;

Стили общения

Умение разговаривать с людьми — одно из тех базовых умений, необходимых в работе, которое мы можем упустить из виду, рассуждая о ключевых навыках, определяющих как личную эффективность, так и эффективность организации в целом. Но если вдуматься, то при всем разнообразии повседневных рабочих задач первостепенное значение имеет навык общения с другими людьми. Поэтому повышение уверенности в этой самой обычной для нас области может принести большую пользу вам и вашей компании.

В большинстве случаев на рабочем месте неуместно повседневное бытовое общение, поэтому люди безотчетно используют другие стили коммуникации в самых разных ситуациях — от бесед на общие темы с новым коллегой до выступлений на совещаниях рабочих групп, от разговоров с руководителем, подчиненными, HR-специалистом, представителем отдела охраны труда до участия в аттестациях персонала или заседаниях совета директоров. Каждая ситуация подразумевает определенный стиль общения. А когда необходимо использовать несколько таких стилей, это тоже следует делать в правильном порядке. Большинство из нас начинают общение с беседы на общие темы.

В приведенной таблице перечислены основные стили общения и ситуации их применения. Из данной главы вы узнаете о приемах, позволяющих улучшить владение каждым из стилей.

Стиль общения Ситуации, в которых он используется
Разговор на общие темы Знакомство с новым коллегой. Перед началом совещания или тренинга. По пути на работу. Начало делового разговора по телефону. Разговор с клиентом. Нетворкинг — социальная и профессиональная деятельность, направленная на создание широкой сети деловых контактов. Интервью. Общение с человеком, которого вы не очень хорошо знаете, во время ланча или кофе-брейка, в путешествии или на корпоративном мероприятии.
Неформальная беседа Во время ланча или кофе-брейка с коллегой, которого вы хорошо знаете. Во время корпоративного общественного мероприятия с коллегой, которого вы хорошо знаете. Во время путешествия с коллегой, которого вы хорошо знаете. Нетворкинг.
Выражение поддержки Совещание рабочей группы. Разговор с коллегой, у которого возникла проблема. Управленческий процесс (с точки зрения руководителя и подчиненных). Аттестации. Общение с HR-специалистами. Общение с сотрудниками отдела охраны труда. Поддержка начинающих сотрудников.

Не поддавайтесь перепадам настроения

Мы все знаем людей, склонных к перепадам настроения, которые каждый раз ведут себя по-разному: сегодня они приветливы и дружелюбны, а завтра холодны и высокомерны. В подобных обстоятельствах затруднительно поддерживать и развивать хорошие отношения. Если к этому типу людей относится ваш руководитель, клиент или коллега, с которым вы постоянно пересекаетесь по работе, это может только усложнить ситуацию — никогда не знаешь, чего ожидать!

— Если подобное неустойчивое поведение свойственно вам самому, то постарайтесь понять, как трудно людям общаться с вами. Стабильность манеры держаться — это весьма положительное качество, к которому стоит стремиться.

— Если противоречивость свойственна коллеге, с которым вы тесно связаны по работе, то, возможно, вам все время приходится искать в себе причины его изменчивого поведения и частых перепадов настроения. Не мучайтесь, знайте, что дело вовсе не в вас. Это просто его индивидуальная особенность или, возможно, следствие каких-то неизвестных вам событий его личной или профессиональной жизни. Лучшая стратегия поведения в подобных случаях — самому постоянно сохранять дружелюбие, использовать техники активного слушания, ассертивного поведения и другие навыки, о которых говорилось в книге. Главное, чтобы его поведение не оказывало негативного воздействия на вас.

Закрытые вопросы подавляют отношения

В коммуникациях любого типа использование слишком большого числа закрытых вопросов тормозит отношения. Закрытыми называют вопросы, которые подразумевают односложные и однозначные ответы. Такая манера ведения беседы приводит к монологу и отнюдь не способствует созданию взаимопонимания. Из-за постоянной нехватки времени или в силу привычки сотрудники и линейные руководители часто переходят на подобное общение, даже не отдавая себе в том отчета. Приведу несколько примеров.

— «У вас вчера было совещание с коллегами?»

— «Как зовут вашего нового клиента, какой номер его телефона?»

— «Когда приезжает генеральный директор?»

Поэтому задумайтесь над своими формулировками. Стремитесь использовать открытые вопросы или высказывания, требующие распространенных ответов или реплик и создающие более сбалансированное, интересное и продуктивное обсуждение. Вот как можно было бы задать те же самые вопросы.

— «Как вчера прошло ваше совещание с коллегами?»

— «Расскажите мне о вашем новом клиенте».

— «Как вы относитесь к визиту генерального директора?»

Такой подход добавит беседе глубины и позволит легко установить взаимопонимание. Открытые вопросы или высказывания обычно начинаются с таких слов и фраз:

— «Как…»

— «Расскажите мне о…»

— «Что вы думаете о…»

— «Опишите…»

— «Каким образом…»

— «Как насчет…»

— «Как вы относитесь…»

Как вести легкий разговор на общие темы

Возможно, вы считаете светские разговоры скучной потерей времени. Но ведь любые социальные контакты, как правило, начинаются именно с легких, ничего не значащих бесед, которые формируют основу для хорошего взаимопонимания и длительных отношений как на работе, так и вне ее. Большинство из нас только выиграют, если будут совершенствовать навыки неформального общения. У меня в таких ситуациях обычно дело не продвигается дальше разговора о погоде. Но ведь я живу в Шотландии, где за полдня могут смениться все четыре сезона!

Со знакомыми людьми беседу обычно начинают с присущей вам версии приветствия типа «Как дела?», а затем переходят на повседневные темы, представляющие общий интерес (например, погода, дорожный трафик, громкие новости). Потом заводят разговор о личном — о партнере, семье или работе.

При первом знакомстве логичнее всего начать с представления, а затем обменяться комментариями по поводу мероприятия, на котором вы оба присутствуете (тренинга или занятия по тимбилдингу). Затем разговор перетекает в область общих сведений о себе — откуда вы и где работаете. Люди обычно предпочитают составить хотя бы какое-то представление о собеседнике, прежде чем продолжить общение с ним. Некорректно интересоваться, куда собеседник отправится отдыхать следующим летом, если у него вдруг финансовые затруднения, или жаловаться, что вы с трудом выкроили время на занятия в своем расписании, если беседуете с преподавателем.

Следите за новостями и за тем, что происходит вокруг, даже если вам это не слишком интересно. Это, безусловно, стоит затраченных усилий. Считайте это средством для достижения цели. Регулярно покупайте популярные газеты и журналы, чтобы быть в курсе современных тенденций, или просто просматривайте популярные сайты и телевизионные программы. Здесь важны не детали, а общее понимание трендов и того, что в данный момент занимает умы людей. Тут трудно ошибиться, такой подход поможет наладить новые и укрепить старые отношения.

В зоне уверенности

Создайте собственный круг уверенности

Проявляйте интерес к людям и будьте интересным собеседником. Ведите себя приветливо, дружелюбно, искренне и без срывов. Улыбайтесь и активно слушайте других. Не обязательно демонстрировать всем свою эрудицию — просто слушайте собеседника и поддерживайте его тему или задавайте вопросы о нем. Люди любят, когда ими интересуются, поэтому вы им понравитесь. Заставьте собеседника почувствовать его значимость и дайте ему пространство для разговора, тогда эта позитивная энергетика вернется к вам, повышая вашу самооценку и создавая ваш круг уверенности.

Общие принципы ведения легкого разговора таковы. Представьте себе, что беседуют два человека: тот, кто в данный момент говорит, держит в руках большой красный мяч и передает его собеседнику в момент, когда тот начинает говорить. В большинстве повседневных разговоров такой условный мяч должен находиться у каждого из собеседников одинаковое количество времени. Мяч переходит от одного к другому в соответствии с ритмом разговора, совсем как в теннисной партии.

Вот два участника однодневного тренинга — Джоанна и Лука, — беседующие за ланчем. Они не очень близко знакомы и работают в разных компаниях. Вначале собеседники обмениваются общими фразами, а затем переходят к обычному разговору.

Лука:

— Как у вас дела?

Джоанна:

— Спасибо, хорошо. А как вы?

— Спасибо, у меня тоже все хорошо. Довольно интересное занятие.

— Да, первая половина дня прошла плодотворно. Преподаватель производит хорошее впечатление.

— Я несколько месяцев собирался пройти этот курс, но все никак не мог найти время.

— Как Кэролайн? По-прежнему в «Керр и Симпсон»?

— Она пошла на повышение. В целом все хорошо. А как малышка Даниель? Все так же очаровательно улыбается?

— Да, она такая милашка. Отец присматривает за ней, пока меня нет.

— А мы только что вернулись из двухнедельного отпуска в Италии. Было здорово. Вы куда-нибудь собираетесь?

— В следующем месяце хотим поехать куда-нибудь, где есть снег. Обожаю горные лыжи. Вы катаетесь на лыжах?

В каждом обычном диалоге прослеживается аналогичный ритм: собеседники говорят примерно одинаковое количество времени; каждый вступает по очереди: комментирует услышанное, высказывает свое мнение, задает вопрос, затем делает небольшую паузу и смотрит на собеседника, обозначая таким образом его очередь говорить. Мы делаем это практически бессознательно, усвоив данную поведенческую модель от своих родителей, именно так общавшихся с нами в детстве, когда мы учились говорить.

Обратите внимание

При неформальном общении стремитесь соблюдать баланс, чтобы каждый участвовал в разговоре примерно одинаковое количество времени. Когда доминирует кто-то один, он производит впечатление скучного и эгоцентричного человека. Наверно, у каждого оставался неприятный осадок от ситуации, когда, случайно столкнувшись со знакомым и спросив стандартное: «Как дела?», вы получали лавину жалоб и подробностей. Затем этот человек прощался, даже не поинтересовавшись, как дела у вас. [...]

Назад

Уверенность в себе. Книга для работы над собой


В бизнесе (да и в жизни в целом) постоянно приходится покидать зону комфорта: выступать публично, вести сложные переговоры, закрывать крупные сделки, руководить людьми либо выполнять сложные поручения начальства. И все это получается тем лучше, чем увереннее вы себя чувствуете (или по крайней мере держитесь). Эта книга написана психологом, много лет помогающим людям снижать стресс и тренировать уверенность в себе. Многочисленные тесты и упражнения помогут вам планомерно расширять свою зону комфорта, акцентируя усилия на ключевых навыках для каждого случая.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация