Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Екатерина Мурашова

Должно ли детство быть счастливым?

Содержание:

Дракон

Фрагмент книги «Должно ли детство быть счастливым?», Екатерина Мурашова. Издательство «Самокат», 2017 г.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Дракон

- В целом мой сын Федор - совершенно обычный ребенок. Умный, спокойный, с хорошим чувством юмора. С ним легко договориться. Учится без троек в хорошей гимназии. У нас нет ни малейших проблем с приготовлением уроков: он сам их делает и приходит ко мне или к старшему брату, если что-то не понимает или сомневается в своем решении. Из внешкольных занятий Федор уже четыре года поет в хоре мальчиков, у него не очень сильный, но красивый дискант. Когда не болеет, ходит в бассейн. Плавает прекрасно, как рыбка. У него есть друзья и хорошие приятели - в школе, в хоре; еще есть один мальчик, с которым Федор дружит с детского сада, сейчас они учатся в разных школах, но по-прежнему ходят друг к другу в гости, катаются на роликах и иногда играют в футбол на площадке у нас во дворе...

«Федя, Федя, съел медведя!» - вспомнила я детскую дразнилку и подавила зевок. Все это было прекрасно, но вряд ли она пришла ко мне рассказать об успехах своего сына.

- Что же вас сейчас беспокоит? - спросила я, послушав еще немного.

- Меня беспокоит дракон, - тут же четко сформулировала она.

Это было сильное заявление, учитывая, что исходило оно от зрелой годами женщины с прекрасной литературной речью и внешностью университетского профессора.

Если дракон реально беспокоит его мать, у Федора действительно могут быть значительные проблемы.

- Расскажите, пожалуйста, о вашем драконе подробнее, - вежливо попросила я.

- Это не мой дракон, это Федин дракон, - сообщила она.

- Замечательно. - Я испытала отчетливое облегчение. - Тогда расскажите подробнее о Федином драконе. Когда он появился на сцене?

Впервые о драконе семья услышала, когда Феде было около трех лет. Причем как-то подразумевалось, что дракон был и раньше, просто мальчик не мог о нем внятно рассказать.

- Маленькие дети часто выдумывают себе несуществующих друзей, фантастических помощников, - заметила я.

- Да, разумеется, мы знали об этом, - согласилась женщина. - И поэтому тогда фактически не обратили на это почти никакого внимания. Ну, дракон и дракон, даже мило и забавно.

- Что Федя делал со своим драконом?

- Да собственно, ничего. Он у него просто был. Иногда он на нем летал, конечно.

«Куда летал? Как летал? Когда?» - я едва удержалась от этих вопросов. Никуда и никогда трехлетний ребенок на несуществующем драконе не летал. Это просто детские фантазии. Точка.

- Потом у Феди очень обострилась астма, которую ему поставили в полтора года, мы несколько раз лежали в больнице, один раз - в реанимации: лечение, обследования, реабилитация, закалка, профилактика - как-то нам было не до драконов.

- Понятно, - кивнула я.

- Где-то лет в пять ситуация более-менее стабилизировалась и мы впервые пошли в садик. Федя в своей возрастной группе был самый мелкий и, пожалуй, самый хлипкий. Он родился недоношенным, да еще эта астма... Мы очень боялись, что его будут обижать - слабенький, да еще избалованный, конечно, сами понимаете, поздний ребенок, часто и тяжело болеющий. Мы все тогда над ним тряслись: мать, отец, старший брат, тетя, две бабушки... Я даже предупредила воспитательниц, просила их приглядеть и сразу мне сообщить, если дети начнут его обижать. Но наши опасения оказались напрасными - единственной садиковской проблемой оставались болезни: он цеплял практически любую инфекцию, но при этом как-то необыкновенно стойко и оптимистично все переносил. С ребятами отношения сложились хорошие: они Федю любили, радовались откровенно, когда он выздоравливал и снова приходил в группу. И тогда же снова возник дракон -дети взахлеб рассказывали о нем дома своим родителям. Родители пересказывали нам со странными улыбками: вы знаете, что у вашего сына... Есть дракон. Знаем. В курсе. Мы тоже улыбались, но улыбки были уже слегка натянутыми. Дело в том, что дети в группе ему верили, и это было как эпидемия: у других детей тоже стали появляться свои драконы, там даже возникло что-то вроде общества... Мы пытались с ним поговорить: Федя, есть сказки, и есть реальная жизнь... Он слушал внимательно, а потом спрашивал: так вы ходите, чтобы я никому не говорил, что у меня есть дракон?..

Так вот. Сейчас Федору одиннадцать. Ситуация находится на том же самом месте. Отец устранился в самом прямом смысле: два года назад у него случился роман с аспиранткой и он ушел из семьи. (Я боялась, как это отразится на Феде, потому что он очень любит отца. По счастью, не отразилось практически никак, по крайней мере с виду.) Старший Федин брат- взрослый человек и живет своей жизнью. В конце прошлого года учительница (у нас с ней были очень хорошие, доверительные отношения) напрямую сказала мне: «Для заморыша, который в любом коллективе ровесников всегда слабее всех и годами задыхался в самом прямом смысле, ваш Федя как-то поразительно полноценен, адекватен и уравновешен. Но этот его неумирающий, всем известный дракон как-то уже тревожен... Обратите внимание...» И вот я решила обратиться за помощью к специалисту.

- Мне нужно поговорить с самим Федей, - сказала я.

-Да, разумеется, - согласилась мать. - И вот еще что. Я всех своих опросила, и все (включая старшего сына и даже мужнину аспирантку) сказали одно и то же: были моменты, когда они верили, что этот дракон ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СУЩЕСТВУЕТ.

* * *

Одиннадцатилетний Федя выглядел лет на восемь - девять. Тем больше контраст - речь практически взрослого человека. В общем-то, ничего удивительного: в семье четыре преподавателя высшей школы, с мальчиком всегда много занимались и разговаривали.

- Как зовут твоего дракона? - Дракон. Сокращенно Драня.

- А какого он цвета?

- Белого с серебром. Это неудобно, конечно, потому что быстро пачкается, зато в небе незаметно, люди принимают его за большую чайку или облачко. Впрочем, люди в городе редко смотрят на небо.

- Сколько Дране лет?

- Столько же, сколько мне. - Федя пожал плечами - вероятно, с его точки зрения, это какая-то очевидная категория.

-А где он живет?

- Ну вообще-то основное Дранино жилье в Ловозерских тундрах. Там у него пещера с сокровищами.

- О! У Драни есть сокровища?!

- Да, конечно, - Федя улыбнулся. - Для дракона заиметь пещеру с сокровищами - это что-то вроде инициации... такой атрибут, вроде как черный наряд у готов или большая машина у начальника... через нее они себя в каком-то смысле осознают... Но у драконов всегда много лежек. Драня может в любом недостроенном доме устроиться, на верхнем этаже.

- А что он ест?

- Он охотится, конечно, как любой хищник. Но иногда ворует жареное мясо или рыбу - они ему очень нравятся. Еще любит арбузы. Их тоже ворует, когда сезон.

- Где ворует?

- Ну, пикники, загородные рестораны, уличные продавцы - все такое. Вы же понимаете, редко кто потом расскажет, что мясо или арбузы украл белый дракон...

- А что вы делаете вместе?

- Разговариваем. Летаем. Играем. Смеемся. Еще мне нравится вместе с Драней нырять - там вокруг такие серебряные пузырьки и шум в ушах, как будто звенят сто колокольчиков разом. Да и вообще: представьте, как это здорово, если тебя ВСЕГДА понимают...

Я чувствовала некоторую растерянность. А вы бы на моем месте не чувствовали?

- Федя, скажи, - осторожно начала я. - А ты понимаешь, что твой дракон - это вроде Супермена или, там, Человека-паука? Герой, талантливо сделанный литературный персонаж? Или он для тебя - как реальная собачка Шарамыжка, которая у меня дома живет (кстати, она, когда подстрижена, весьма на дракончика похожа), -его можно физически погладить, почесать, поиграть с ним?

- Ни то ни другое, - спокойно ответил Федя. - Мой дракон - не литературный персонаж и не домашнее животное. Он Дракон, - мальчик улыбнулся и подмигнул мне. - И вы это на самом деле знаете. Только сами себе не признаётесь.

- Что именно я знаю? - уточнила я. - Что драконы существуют в реальности?

- Вы знаете, что такое драконы, - безмятежно утвердил Федя.

-Допустим, знаю, но забыла. Или не могу сформулировать. Ты, как драконовладелец, можешь мне подсказать?

- Я не владею Драконом или владею им в той же степени, в которой он владеет мной... Глядите! Сейчас я покажу вам красный квадрат! - Мальчик выкинул вперед ладошку, на которой лежал красный пластиковый квадратик.

- И что? При чем тут...?

- Посмотрите на него внимательно. Форма.

- Это не квадрат. Это ромб.

- То-то и оно! Мы почти все и почти всегда видим то, что готовились увидеть. То, что нам сказали. Вот как я вам сказал: сейчас будет квадрат - и вы его и увидели.

- Изящно, признаю. Но где же...

- Вы живете в мире без своих драконов, потому что так увидели, потому что согласились на это.

- А на самом деле у каждого может быть свой дракон? - догадалась я.

- Да.

- И этот дракон усиливает человека, дает ему дополнительные возможности... Или дракон - часть самого человека?

Федя молча улыбался, и я поняла, что на мои вопросы он не ответит.

- Дракон - это выращенная отдельно часть его личности, - сказала я матери. -Он ее куда-то поместил и теперь за счет нее себя усиливает, успокаивает, утешает, когда надо. Отсюда его удивляющие всех адекватность, полноценность, умение справляться с проблемами...

- Простите, пожалуйста, - вкрадчиво прервала меня мать. - А КУДА конкретно он ее поместил, вы можете мне сказать?

- Ну кто же может сказать, что до донышка и наверняка знает, как устроен наш мир? - пожала я плечами. - Я - точно не знаю.

- А что же нам-то делать?

-Да собственно, ничего. Если когда-нибудь подросший Федя выступит основателем движения «Найди своего дракона», вы честно выскажете свое к этому отношение и этим ограничитесь.

- Да уж. Мы тут недавно с бывшим мужем разговаривали (кажется, у него с аспиранткой все на спад пошло), так я его спросила: ну и чего же ты хочешь-то, в конце концов? А он подумал-подумал и говорит: вообще-то я все чаще размышляю о том, что мне бы не помешал дракон...

- Ну разумеется! А кто бы отказался! - рассмеялась я, вспоминая красный квадратик... нет, черт, конечно ромбик! - на узкой ладошке.

Вперед

Должно ли детство быть счастливым?


Мальчик и его невидимый дракон, идеальный отец, табасаранская семья и женщина, которая не хочет иметь детей… Мест для встречи у этих персонажей, согласитесь, немного, одно из них – коридор городской детской поликлиники, где ведет прием известный петербургский психолог Екатерина Мурашова. А в свободное от бесед с родителями, детьми и бабушками время Мурашова ведет блог о своей работе на портале журнала «Сноб» и вот уже много лет пишет книжки для больших и маленьких. Перед вами – новый сборник случаев из ее практики: особенные кадры из жизни обычных необычных семей, столкнувшихся с совершенно разными проблемами, пути решения которых у каждого – свои. И каждый читатель найдет здесь что-то для себя: того самого дракона, несколько почти детективных историй и даже инструкцию по созданию эмпатической кормушки для птиц – с иллюстрациями.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация