Дружба человека с собакой основана на родительском инстинкте
В общении с четвероногими друзьями и женщины, и мужчины используют поведенческие
стереотипы, выработавшиеся в ходе эволюции для общения с детьми. Способность
переносить этот стиль взаимоотношений на других социальных партнеров —
будь то домашние животные или взрослые соплеменники — могла сыграть
важную роль в антропогенезе.
Эмануэла Прато-Превиде (Emanuela Prato Previde) и ее коллеги из Миланского
института психологии провели серию наблюдений над поведением собак и
их хозяев в непривычных, стрессовых условиях. Сначала каждую парочку
(собаку и ее хозяина) помещали в полупустую комнату со странной обстановкой,
состоящей из пары стульев, чашки с водой, пустой пластиковой бутылки,
двух мячиков, игрушки на веревочке, игрушки-пищалки и видеокамеры, которая
фиксировала всё происходящее. Затем хозяина уводили в соседнюю комнату,
где он мог наблюдать на мониторе страдания оставшейся в одиночестве собаки.
После недолгой разлуки хозяина пускали обратно. Затем следовала вторая,
более длительная разлука и новое счастливое воссоединение.
Людям — участникам эксперимента (среди них было 15 женщин
и 10 мужчин) хитрые психологи сказали, что их интересует поведение
собаки, и попросили вести себя как можно естественнее. На самом деле
объектом исследования были не собаки, а их хозяева.
Каждое действие подопытных тщательно фиксировалось и классифицировалось.
Было подсчитано точное число поглаживаний, объятий, поцелуев, игровых
действий и так далее. Особое внимание уделялось произнесенным словам.
Выяснилось, что как мужчины, так и женщины в своем общении с четвероногим
другом использовали множество поведенческих элементов, характерных для
общения родителей с маленькими детьми. Особенно показательными были речи
испытуемых, изобиловавшие повторами, уменьшительными формами слов, ласковыми
именами и другими характерными чертами так называемого «материнского
языка». После долгой разлуки (сопровождавшейся более сильным стрессом
и для «брошенной» собаки, и для наблюдавшего за ее переживаниями хозяина)
игровая активность испытуемых заметно снижалась, зато возрастало число
объятий и прочих сюсюканий. Мужчины болтали со своими собаками несколько
меньше, чем женщины, но это могло быть связано с тем, что мужчины острее
реагируют на присутствие видеокамеры: возможно, они боялись показаться
смешными, разговаривая с собакой. Других существенных различий в поведении
мужчин и женщин не выявилось.
В этом чисто наблюдательно-описательном исследовании не было ни контроля,
ни большой статистики, никому не отключали никаких генов, не вводили
в мозг искусственных вирусов и никого не заставляли светиться зеленым
флюоресцирующим белком медузы. Тем не менее авторы считают, что их результаты —
серьезный довод в пользу гипотезы о том, что собако-человечий симбиоз
изначально был построен на перенесении «родительского» стереотипа поведения
на новых четвероногих друзей. Эту гипотезу подтверждают и другие факты.
Например, в некоторых традиционных культурах, не затронутых цивилизацией,
принято держать массу совершенно бесполезных домашних питомцев, причем
во многих случаях с ними обращаются в точности как с детьми, женщины
даже кормят их грудью. Может быть, и первые волчата, поселившиеся в жилище
палеолитического человека, не выполняли никаких утилитарных функций,
и приютили их наши предки не для помощи на охоте и не для охраны пещеры,
а лишь для душевного комфорта, для дружбы, для взаимопонимания? Романтическая,
но вполне уважаемая многими серьезными психологами гипотеза.
Источник: "Элементы"