Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Дети, находящиеся в тесном контакте с родителями, с большей вероятностью вырастут добрыми, отзывчивыми и просоциальными

Связь на основе любви между родителями и их детьми в раннем возрасте значительно повышает склонность ребенка к "просоциальному" поведению, проявлению доброты и сочувствия по отношению к другим людям, показало исследование.

В исследовании Кембриджского университета использовались данные более чем 10000 человек, родившихся в 2000-2002 гг. с целью выяснения долгосрочной взаимосвязи между ранними отношениями с родителями, просоциальностью и психическим здоровьем. Это одно из первых исследований, в котором рассматривается взаимодействие этих характеристик в течение длительного периода времени, охватывающего детство и юность.

Исследователи обнаружили, что люди, имевшие теплые и любящие отношения с родителями в трехлетнем возрасте, не только имели меньше проблем с психическим здоровьем в раннем детстве и подростковом возрасте, но и проявляли повышенные "просоциальные" тенденции. Под просоциальным поведением понимается социально желательное поведение, направленное на благо других людей, такое как доброта, сочувствие, отзывчивость, щедрость и волонтерство.

Хотя корреляция между отношениями между родителями и детьми и просоциальностью в дальнейшем нуждается в проверке в ходе дальнейших изучений, результаты текущего исследования указывают на наличие значительной связи. В среднем на каждую стандартную единицу выше "нормального" уровня близости ребенка с родителями в трехлетнем возрасте его просоциальность возрастает на 0,24 стандартной единицы к подростковому возрасту.

И наоборот, у детей, чьи ранние родительские отношения были эмоционально напряженными или жестокими, вероятность развития просоциальных привычек со временем снижалась. По мнению исследователей, это подкрепляет необходимость разработки целенаправленной политики и поддержки молодых семей, в которых установление близких отношений между родителями и детьми не всегда бывает простым делом, например, если родители испытывают финансовые и рабочие трудности и не располагают большим количеством времени.

В исследовании также изучалось, насколько психическое здоровье и просоциальное поведение являются неизменными "чертами" молодых людей и насколько они меняются в зависимости от обстоятельств, например, от изменений в школе или в личных отношениях. Измерения психического здоровья и просоциального поведения проводились в возрасте 5, 7, 11, 14 и 17 лет, что позволило составить полное представление о динамике, формирующей эти характеристики, и их взаимодействии.

Исследование проводилось Иоаннисом Катсантонисом и доктором Росом Маклелланом, сотрудниками факультета образования Кембриджского университета.

Катсантонис, ведущий автор работы и докторант, специализирующийся в области психологии и образования, говорит: "Наш анализ показал, что после определенного возраста мы, как правило, либо психически здоровы, либо психически нездоровы и имеем достаточно фиксированный уровень жизнестойкости. Просоциальность же варьируется сильнее и дольше, в зависимости от окружающей среды. Большое влияние, по-видимому, оказывают наши ранние отношения с родителями. В детстве мы усваиваем те аспекты отношений с родителями, которые характеризуются эмоциональностью, заботой и теплотой. Это влияет на нашу будущую склонность быть добрыми и отзывчивыми по отношению к другим".

В исследовании использовались данные 10700 участников Millennium Cohort Study, в рамках которого проводилось наблюдение за развитием большой группы людей, родившихся в Великобритании в период с 2000 по 2002 год. В них содержалась информация о просоциальности, "интернализирующих" симптомах психического здоровья (таких как депрессия и тревога) и "экстернализирующих" симптомах (таких как агрессия).

Дополнительные данные опроса позволили получить информацию о том, насколько отношения участников с родителями в возрасте трех лет характеризовались "жестоким обращением" (физическое и словесное насилие), эмоциональными конфликтами и "близостью" (тепло, безопасность и забота). Учитывались и другие потенциально противоречивые факторы, такие как этническое происхождение и социально-экономический статус.

Затем специалисты из Кембриджа использовали сложную форму статистического анализа, называемую латентным моделированием состояние-траектория-обстоятельства, чтобы понять, насколько симптомы психического здоровья и просоциальные наклонности участников являются выражением фиксированных личностных "черт" на каждом этапе их развития. Это позволило, например, определить, насколько ребенок, который вел себя тревожно при опросе, реагировал на определенный опыт или стечение обстоятельств, а насколько он был просто тревожным от природы ребенком.

В ходе исследования были обнаружены некоторые доказательства связи между психическими расстройствами и просоциальностью. Примечательно, что дети, демонстрировавшие в младшем возрасте более высокие, чем в среднем, экстернализационные симптомы психического здоровья, в дальнейшем проявляли меньшую просоциальность, чем обычно. Например, на каждую стандартную единицу прироста выше нормы, которую ребенок демонстрировал при экстернализации психических расстройств в возрасте семи лет, его просоциальность обычно снижалась на 0,11 единицы в возрасте 11 лет.

Однако не было получено четких доказательств обратного. Хотя дети с просоциальностью выше среднего, как правило, имели лучшее психическое здоровье в любой конкретный момент времени, это не означало, что их психическое здоровье улучшалось по мере взросления. На основании этих данных в исследовании делается вывод о том, что усилия школ по формированию просоциального поведения могут быть более эффективными, если они будут включены в учебную программу на постоянной основе, а не проводиться в виде разовых мероприятий, как, например, недели борьбы с буллингом.

Дети, имевшие более близкие отношения с родителями в трехлетнем возрасте, не только были более просоциальными, но и имели меньшее количество симптомов плохого психического здоровья в более позднем детстве и подростковом возрасте.

По словам Катсантониса, полученные результаты подчеркивают важность формирования прочных отношений между родителями и детьми в раннем возрасте, что, по общему мнению, уже имеет решающее значение для поддержания здорового развития детей в других областях.

"Очень многое в этом вопросе зависит от родителей", - сказал Катсантонис. "То, сколько времени они могут проводить со своими детьми и реагировать на их потребности и эмоции в самом начале жизни, имеет огромное значение.

Некоторым может понадобиться помощь, чтобы научиться этому, но мы не должны недооценивать важность того, чтобы просто уделять им время. Близость развивается только со временем, а для родителей, которые живут или работают в стрессовых и стесненных обстоятельствах, его часто не хватает. Политика, направленная на решение этой проблемы на любом уровне, принесет много пользы, в том числе повысит психическую устойчивость детей и их способность к позитивному поведению по отношению к другим людям на более позднем этапе жизни".

Кембриджский университет, Пер.:

Модификация РНК ответственна за нарушение синтеза митохондриального белка при болезни Альцгеймера

Группа исследователей выявила механизм, вызывающий дисфункцию митохондрий у пациентов с болезнью Альцгеймера, что приводит к сокращению поступления энергии в мозг.


Как родители могут ограничивать время использования гаджетов подростками

Новое исследование выявило методы воспитания, которые лучше всего помогают ограничить время работы с экраном и привыкание к нему: ограничение использования экранов в спальнях и во время еды, а также моделирование здоровых практик дома.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация