Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Младенцы в возрасте четырех месяцев демонстрируют признаки самосознания

Младенцы в возрасте четырех месяцев способны понимать, как их тело взаимодействует с окружающим пространством, говорится в новом исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале Scientific Reports.

Специалисты из Бирмингемской лаборатории BabyLab показывали младенцам на экране шарик, который двигался к ним или от них. Когда мяч оказывался ближе всего к ним на экране, младенцы получали "прикосновение" (небольшую вибрацию) к своим рукам, в то время как их мозговая активность измерялась. Сбор данных для исследования проводился в Голдсмитсе (Лондонский университет).

Исследователи обнаружили, что уже с четырехмесячного возраста младенцы проявляют повышенную соматосенсорную (тактильную) активность мозга, когда прикосновению предшествует движение объекта в их сторону.

Доктор Джулия Ориоли, научный сотрудник отдела психологии Бирмингемского университета, руководившая исследованием, сказала: "Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что уже в первые месяцы жизни, еще до того, как младенцы научились дотягиваться до предметов, в мультисенсорном мозге заложена связь между тем, что младенцы видят, и тем, что они чувствуют. Это означает, что они могут ощущать пространство вокруг себя и понимать, как их тела взаимодействуют с этим пространством. Иногда это называют периперсональным пространством.

Конечно, люди, будучи взрослыми, делают это постоянно, используя совокупность своих органов чувств для восприятия своего местоположения в пространстве и прогнозирования того, коснемся мы того или иного предмета или нет. Но теперь, когда мы знаем, что младенцы на ранних стадиях своего развития начинают проявлять подобные признаки, возникает вопрос о том, насколько эти способности приобретены или врожденны".

Ученые также изучили, как неожиданное "прикосновение" повлияет на более старших детей, участвовавших в исследовании. Было обнаружено, что у младенцев в возрасте восьми месяцев, когда прикосновение к руке предшествовало движению шарика на экране в сторону, мозговая активность младенцев свидетельствовала о том, что они были удивлены.

Эндрю Бремнер, профессор психологии развития, сказал: "То, что старшие дети демонстрировали реакцию удивления, говорит о том, что они не ожидали прикосновения из-за визуального направления, в котором двигался объект. Это указывает на то, что по мере того, как дети проходят первый год жизни, их мозг формирует более сложное представление о том, как их тело существует в окружающем пространстве".

В дальнейшем ученые надеются продолжить это исследование с более молодыми и более взрослыми участниками. Исследования с участием взрослых могут пролить свет на те виды мозговой активности, которые развиваются у младенцев. Они также надеются, что смогут увидеть, есть ли ранние признаки этих "мультисенсорных" способностей у новорожденных.

В заключение доктор Ориоли сказала: "Работать с новорожденными очень сложно, поскольку они проводят большую часть времени во сне и во время еды, но мы начинаем добиваться определенных успехов в работе с этой возрастной группой, и будет очень интересно посмотреть, есть ли у младенцев в возрасте всего нескольких дней основы ощущения своего тела в пространстве. Если это так, то, возможно, мы смотрим на истоки человеческого сознания".

Университет Бирмингема, Пер.:

Жизнестойкость формируется под влиянием активности мозга и микробиома кишечника

Новое исследование показало, что жизнестойкие люди демонстрируют нейронную активность в областях мозга, связанных с познанием и регулированием эмоций, а также имеют микробиом здорового кишечника.


Новая техника проливает свет на память и обучение

Команда ученых использовала метод для обнаружения целого набора ранее неизвестных факторов формирования памяти, раскрывая механизмы, которые лежат в основе того, как синтез белка в дендритах способствует обучению и памяти.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация