Младенцы в возрасте четырех месяцев способны понимать, как их тело взаимодействует с окружающим пространством, говорится в новом исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале Scientific Reports.
Специалисты из Бирмингемской лаборатории BabyLab показывали младенцам на экране шарик, который двигался к ним или от них. Когда мяч оказывался ближе всего к ним на экране, младенцы получали "прикосновение" (небольшую вибрацию) к своим рукам, в то время как их мозговая активность измерялась. Сбор данных для исследования проводился в Голдсмитсе (Лондонский университет).
Исследователи обнаружили, что уже с четырехмесячного возраста младенцы проявляют повышенную соматосенсорную (тактильную) активность мозга, когда прикосновению предшествует движение объекта в их сторону.
Доктор Джулия Ориоли, научный сотрудник отдела психологии Бирмингемского университета, руководившая исследованием, сказала: "Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что уже в первые месяцы жизни, еще до того, как младенцы научились дотягиваться до предметов, в мультисенсорном мозге заложена связь между тем, что младенцы видят, и тем, что они чувствуют. Это означает, что они могут ощущать пространство вокруг себя и понимать, как их тела взаимодействуют с этим пространством. Иногда это называют периперсональным пространством.
Конечно, люди, будучи взрослыми, делают это постоянно, используя совокупность своих органов чувств для восприятия своего местоположения в пространстве и прогнозирования того, коснемся мы того или иного предмета или нет. Но теперь, когда мы знаем, что младенцы на ранних стадиях своего развития начинают проявлять подобные признаки, возникает вопрос о том, насколько эти способности приобретены или врожденны".
Ученые также изучили, как неожиданное "прикосновение" повлияет на более старших детей, участвовавших в исследовании. Было обнаружено, что у младенцев в возрасте восьми месяцев, когда прикосновение к руке предшествовало движению шарика на экране в сторону, мозговая активность младенцев свидетельствовала о том, что они были удивлены.
Эндрю Бремнер, профессор психологии развития, сказал: "То, что старшие дети демонстрировали реакцию удивления, говорит о том, что они не ожидали прикосновения из-за визуального направления, в котором двигался объект. Это указывает на то, что по мере того, как дети проходят первый год жизни, их мозг формирует более сложное представление о том, как их тело существует в окружающем пространстве".
В дальнейшем ученые надеются продолжить это исследование с более молодыми и более взрослыми участниками. Исследования с участием взрослых могут пролить свет на те виды мозговой активности, которые развиваются у младенцев. Они также надеются, что смогут увидеть, есть ли ранние признаки этих "мультисенсорных" способностей у новорожденных.
В заключение доктор Ориоли сказала: "Работать с новорожденными очень сложно, поскольку они проводят большую часть времени во сне и во время еды, но мы начинаем добиваться определенных успехов в работе с этой возрастной группой, и будет очень интересно посмотреть, есть ли у младенцев в возрасте всего нескольких дней основы ощущения своего тела в пространстве. Если это так, то, возможно, мы смотрим на истоки человеческого сознания".
Университет Бирмингема, Пер.: PSYCHOL-OK.RU