Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Как мы учимся и запоминаем

Эксперименты психологов из Темпльского университета и Питтсбургского университета проливают новый свет на то, как мы учимся и как запоминаем свой опыт в реальном мире.

Исследование, описанное в издании Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), говорит о том, что различие в изучении и разнесение обучения во времени могут быть полезны для памяти - все зависит от того, что именно мы пытаемся запомнить.

"Многие предыдущие исследования показали, что обучение и память выигрывают, если разнести учебные занятия по времени. Например, если вы будете зубрить материал в ночь перед тестом, вы, возможно, вспомните информацию на следующий день, но, скорее всего, вскоре забудете ее. Напротив, если вы будете изучать материал в разные дни перед тестом, вы с большей вероятностью запомните его на более длительный период времени", - говорит Бенджамин Роттман, доцент психологии и директор Лаборатории причинно-следственного обучения и принятия решений в Питтсбургском университете.

Но хотя "эффект промежутка" является одним из наиболее воспроизводимых результатов психологических исследований, большая часть этой работы была основана на идее, что то, что вы пытаетесь усвоить - содержание самого опыта - повторяется каждый раз одинаково. Однако в реальной жизни такое случается редко, когда некоторые характеристики нашего опыта могут оставаться неизменными, а другие, скорее всего, меняться. Например, представьте себе повторные походы в местную кофейню. Хотя многие характеристики могут оставаться неизменными при каждом посещении, вас может обслуживать новый бариста. Как работает эффект расстояния в свете таких различий в опыте?

В двух экспериментах исследователи из Темпла и Питта просили участников неоднократно изучать пары предметов и сцен, которые были либо идентичны при каждом повторении, либо в которых предмет оставался тем же, а сцена каждый раз менялась.

В одном из экспериментов участникам было предложено учиться и проверять свою память с помощью смартфонов - необычный подход для исследования обучения и памяти. Это позволило исследователям попросить участников учить пары в разное время суток в течение 24 часов, что более точно отражает то, как люди на самом деле усваивают информацию.

Во втором эксперименте исследователи собирали данные в режиме онлайн в течение одной сессии.

Эмили Коуэн, ведущий автор статьи в PNAS и научный сотрудник Лаборатории адаптивной памяти Темпла, объяснила: "Сочетание этих двух крупномасштабных экспериментов позволило нам изучить временные характеристики этих "эффектов интервалов" как на длинных временных отрезках - например, от нескольких часов до нескольких дней - в эксперименте №1, так и на коротких - например, от нескольких секунд до нескольких минут - в эксперименте №2. Таким образом, мы смогли выяснить, как влияет на память то, что заучивается - является ли это точным повторением или, наоборот, содержит вариации или изменения, - а также когда это заучивается в ходе многократного обучения. Другими словами, используя эти две схемы, мы могли бы изучить, как материал, более похожий на наш опыт повторения в реальном мире - где некоторые аспекты остаются неизменными, а другие отличаются - влияет на память, если вы получаете эту информацию быстро, а не в течение более длительных промежутков времени... от секунд до минут или от часов до дней".

Как и в предыдущих экспериментах, исследователи обнаружили, что обучение с интервалом в несколько часов благоприятно сказывается на памяти. Но они также обнаружили, что лучше запоминаются предметы, которые были сопряжены с разными сценами, чем те, которым каждый раз показывали одну и ту же сцену. Например, если вы хотите запомнить имя нового человека, повторение имени, но ассоциирование его с другой информацией о нем, может оказаться полезным.

"В отличие от этого, - говорит Роттман, - мы обнаружили, что для ассоциативной памяти - памяти на предмет и на то, с какой сценой он был сопряжен - выгодна стабильность. Промежутки между занятиями способствовали запоминанию только тех пар, которые повторялись в точности, и только в том случае, если между занятиями были довольно большие промежутки - от нескольких часов до нескольких дней. Например, если вы пытаетесь запомнить имя нового человека и что-то о нем, например, его любимую еду, полезнее будет повторить ту же самую пару "имя-блюдо" несколько раз с интервалом между каждым из них".

Эксперименты Питта и Темпла представляют собой фундаментальное исследование памяти. "Из-за того, что память имеет множество нюансов, трудно дать четкий совет, например, по подготовке к тесту, потому что материал может быть очень разным", - говорит Роттман. Но теоретически наши выводы должны быть применимы к различным задачам, таким как запоминание чьих-то имен и информации о них, подготовка к тестам и изучение новой лексики на иностранном языке. В то же время, поскольку все эти виды задач имеют множество различий, трудно дать действительно конкретный совет для них. Нам необходимо провести дополнительные исследования, чтобы дать более конкретные рекомендации для каждого случая".

По словам Эмили Коуэн: "Эта работа демонстрирует, что преимущества обучения с интервалами для памяти не являются абсолютными, а зависят от вариативности содержания при повторении и времени между возможностями обучения, расширяя наше текущее понимание того, как способ, которым мы изучаем информацию, может повлиять на ее запоминание. Наша работа позволяет предположить, что и вариативность, и интервалы между повторениями могут представлять собой методы улучшения памяти на отдельные признаки и ассоциативную информацию, соответственно, что открывает важные перспективы для будущих исследований, образования и нашей повседневной жизни".

Питтсбургский университет, Пер.:

Младенцы способны отличить притворство

Малыши способны определить — насколько оправданы эмоции человека в том или ином случае. Они улавливают связь опыта с эмоциональным проявлением, который за ним следует.


Психологическая травма способна проникать в мышцы

Исследование показало, что травматический опыт, полученный в детстве, может проникать в мышцы, ухудшая их функцию в более позднем возрасте.


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация