Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Схожие формулировки способствуют более тесному сотрудничеству

В нашем языке есть разные способы выражения одних и тех же вещей и понятий. Но может ли выбор того или иного варианта определять, предпочитаем ли мы сотрудничать с одними людьми, а не с другими? Исследовательская группа под руководством Терезы Матцингер из Венского университета изучила этот вопрос и показала, что люди с большей вероятностью будут сотрудничать с другими, если в разговоре они используют схожие языковые конструкции. Эксперимент показывает, что решающим фактором, вероятно, является чувство принадлежности к одной и той же социальной группе. Исследование было опубликовано в журнале Language and Cognition.

В ходе эксперимента 100 англоговорящих участников исследования описывали картинки для двух собеседников. На картинках были изображены ситуации, которые участники эксперимента могли описать с помощью двух разных грамматических конструкций, означающих одно и то же. На выбор предлагались такие описания, как “Джон дает Мэри книгу” или “Джон дает книгу Мэри”. На следующем этапе роли игроков менялись, и участники исследования сталкивались с описаниями их партнеров. Наконец, они должны были решить, с кем из партнеров они хотят сотрудничать. Стимулом для принятия этого решения была последующая игра, в которой можно было выиграть деньги. “Мы обнаружили, что, как и ожидалось, участники нашего исследования выбирали собеседников, которые говорили так же, как они, и использовали те же грамматические конструкции, что и они”.

Принадлежность к группе имеет большее значение, чем готовность адаптироваться

В ходе дальнейшего эксперимента команда исследователей выяснила, каковы могут быть причины предпочтения лингвистически схожих собеседников. У исследователей было две гипотезы:

  • Люди предпочитают собеседников, говорящих на похожем языке, потому что они могут думать, что эти собеседники принадлежат к одной социальной группе, и вероятность сотрудничества с членами группы выше, чем с чужаками.
  • Люди отдают предпочтение тем, кто говорит похожим образом, потому что думают, что другие готовы адаптироваться в языковом плане и поэтому могут быть более сговорчивыми в других областях.

Чтобы проверить эти две гипотезы, участники исследования должны были назвать картинки с той грамматической конструкцией, которая звучала для них менее естественно. Затем, когда им снова пришлось выбирать партнеров по сотрудничеству, они предпочли тех, кто напоминал их естественный язык, а не тех, кто напоминал язык, который они использовали в эксперименте.

“Это явно подтверждает первую из наших гипотез: Чувство принадлежности к одной социальной группе, основанное на естественных для себя языковых выражениях, является более решающим фактором при выборе партнеров по сотрудничеству. Идея о том, что другой человек приспосабливается к вашему способу самовыражения и поэтому может быть более сговорчивым, оказалась гораздо менее важной”, - говорит Матцингер.

“Наше исследование показывает, что даже небольшие языковые различия, которые мы можем даже не осознавать, могут играть роль в нашем желании сотрудничать”. Исследователи надеются, что полученные результаты впоследствии можно будет использовать для лучшего понимания того, как принимаются решения о сотрудничестве в лингвистически неоднородных группах, и для уменьшения предрассудков в отношении людей, говорящих по-другому.

Венский университет, Пер.:

Выражая свое недовольство, вы можете еще больше понравиться друзьям - если будете делать это правильно

Выражение чувств может быть эффективным инструментом борьбы за расположение слушателей именно потому, что его нелегко распознать как инструмент конкуренции.


Дошкольники способны отличать хорошие источники информации от плохих

Маленькие дети совсем ни как губки впитывают всю информацию, они могут активно оценивать знания других людей и приходить к «экспертам» за той информацией, которая им необходима, — сообщают психологи.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2025 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация