Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Страх быть отвергнутым влияет на то, как дети приспосабливаются к сверстникам

Представьте, что вы - ребенок в классе, и ваш учитель просит всех объединиться в группы для работы над проектом. Вы сидите и ждете, наблюдая за тем, как другие дети разбиваются на пары, и гадая, выберет ли кто-нибудь вас. Этот страх отказа, знакомый многим детям и взрослым, может существенно повлиять на поведение детей в группах сверстников, говорится в новом исследовании Университета Джорджии.

Исследование показало, что дети, которые испытывают тревогу из-за того, что их отвергнут, с большей вероятностью будут соответствовать академическим ожиданиям, например, усерднее учиться или следовать правилам класса. Они также менее склонны к нарушению дисциплины. С другой стороны, дети, которые активно ожидают отказа, склонны сопротивляться как академическому поведению, так и популярным тенденциям. Чувствительность к отказу относится к двум категориям реакций на потенциальный отказ: ожидание отказа - когнитивная тенденция к ожиданию отказа, и тревожное или гневное предвкушение - эмоции, испытываемые при ожидании отказа. “Чувствительность к отказу - это очень тревожная характеристика у детей. Когда дети чувствительны к отказу, они могут беспокоиться и замыкаться в себе или испытывать гнев и становиться враждебными. Если они пытаются вписаться в общество и не быть отвергнутыми, они могут научиться соответствовать, заискивать или быть менее напористыми. Чувствительность к отвержению также является хорошим предиктором депрессии, даже до появления симптомов”, - говорит Мишель Лиз, профессор кафедры педагогической психологии колледжа раннего образования Мэри Фрэнсис и соавтор исследования.

В исследовании приняли участие более 350 учеников четвертого и пятого классов. Участники заполнили анкеты со сценариями, чтобы определить, насколько вероятно, что они будут следовать поведению своих друзей в трех областях: учеба, следование тенденциям и нарушение порядка. “С точки зрения социального развития, в этом возрасте дети пытаются научиться ориентироваться во всей среде сверстников, включая свой статус в группе друзей, и это очень уникальное время для того, чтобы попытаться понять, как дети относятся к своему месту в группе. Не то чтобы у них не было хорошей дружбы, она есть - они играют, занимаются другими делами, но в этом возрасте одна из их главных задач - научиться вписываться в коллектив”.

Интересно, что свидетельство виктимизации в отношениях, включая сплетни или травлю, не оказывало последовательного влияния на соответствие детей различным моделям поведения. Напротив, эмоциональные и когнитивные реакции детей на потенциальное отвержение были самыми сильными предикторами того, будут ли они следовать групповым нормам. В частности, тревожные дети были более склонны избегать деструктивных действий и соответствовать позитивному академическому поведению своих сверстников, например, больше учиться или участвовать в занятиях. И наоборот, те, кто ожидал отвержения, были менее склонны соответствовать академическим и социальным нормам. “В целом, результаты исследования подчеркивают необходимость учитывать как эмоциональные, так и когнитивные аспекты чувствительности к отказу при изучении конформности, особенно в контексте реляционной агрессии в дружеских группах”.

Университет Джорджии. Пер.:

Биомаркеры риска психического здоровья у подростков

Исследователи из Университета Восточной Финляндии выявили биомаркеры на основе белков плазмы крови, способные идентифицировать подростков, подверженных риску развития психических расстройств.


Дети, которые считают, что их родители менее надежны, идут на меньший риск, необходимый для обучения и роста

Исследователи изучили решения, которые принимали более 150 детей в возрасте от 10 до 13 лет, играя в игры, предлагавшие возможность немного рискнуть и исследовать потенциальную выгоду.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2025 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация