Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Вопросы психологу

Задайте вопрос психологу и получите бесплатную консультацию специалиста.

Бернд Ницшке

Бернд Ницшке
(Bernd Nitzschke)

Психоанализ во времена национал-социализма

Содержание:

1. Психоанализ и национал-социализм: о происхождении темы исследования

Статья №2 книги «Ключевые понятия психоанализа». Под редакцией Вольфганга Мертенса. Перевод с немецкого С. С. Панкова. — СПб.: Б&К, 2001.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

1. Психоанализ и национал-социализм: о происхождении темы исследования

Вплоть до последнего времени попытки обстоятельного исследования судьбы психоанализа в Германии или Австрии в период национал-социализма предпринимались крайне редко. Не ощущалось недостатка лишь в воспоминаниях отдельных людей, переживших те годы, хотя и эти мемуары бывали порой в значительной степени фрагментарными. Тем не менее можно со всеми основаниями утверждать, что большинство психоаналитиков в своем отношении к этому периоду истории учреждений и организаций, к которым они принадлежат, опираются не на объективные исторические факты, а скорее на фантазии, ведь события того времени отзывались и отзываются в душе немецких аналитиков чувством стыда и вины.

В 1950 году немецкому психоанализу удалось прямо взглянуть в глаза этой проблематике благодаря расколу: было создано Германское психоаналитическое объединение (DPV), члены которого уверовали в то, что отделившись от Германского психоаналитического общества, подвергавшегося критике за политику, проводимую им во времена национал-социализма, они заодно отстранились от периода собственной истории, отождествляемого с Германским психоаналитическим обществом. Иллюзия, связанная с надеждой «начать все заново», подпитывалась и тем, что Германское психоаналитическое объединение, в отличие от Германского психоаналитического общества, было признано филиалом Международного психоаналитического объединения, что ошибочно воспринималось как жест реабилитации. Это заблуждение могло окрепнуть в связи с тем, что исторический обзор, подготовленный Джонсом (Jones, 1957) и лишенный даже намеков на то, что в 30-е годы, будучи президентом Международного психоаналитического объединения, он сам поощрял политику компромисса в отношениях с национал-социалистическим режимом (см. Nitzschke, 1990, 1991, 1992а), вызвал к жизни еще одну иллюзию, гласившую, что судьба психоанализа в гитлеровские времена во многом напоминала удел «жертвы», которая тщетно пыталась защититься, но оказалась не в силах активно влиять на сложившиеся обстоятельства. Если верить этому мифу, многие отдельные личности скомпрометировали себя во времена национал-социализма, но политика психоаналитических организаций в целом осталась почти безупречной. «Козлом отпущения» сделали, к примеру, Шульца-Хенке, который вместе со своими сторонниками остался в рядах Германского психоаналитического общества и психоаналитическая концепция которого, носившая диссидентский характер еще до 1933 года, якобы пришлась ко двору в период между 1933 и 1945 годами (см. Thoma, 1963/64). Отдаление от Шульца-Хенке показалось равносильным отказу от всех деформаций фрейдовского психоанализа, произошедших в период национал-социализма. И напротив, в среде психоаналитиков, сохранивших верность Германскому психоаналитическому обществу, которое не было повторно принято в ряды Международного объединения, возникла фантазия о том, что их усилия по «спасению» психоанализа в Германии в тяжелые времена не получили после войны должной оценки.

К систематическому изучению судьбы психоанализа во времена Третьего Рейха и значительного, активного участия самих аналитиков в формировании этой судьбы приступили довольно поздно (см. Cocks, 1985). Попытка взглянуть на историю, вытесненную из памяти психоаналитического сообщества, с политической точки зрения является заслугой прежде всего журнала Psyche, иначе говоря, его бывшего главного редактора, Гельмута Дамера (см. резюме Lohmann, 1984). Поначалу попытки выяснить истину наталкивались на ожесточенную критику, лейтмотивом которой служило обвинение Дамера в том, что он является подобием Маккарти на марксистский лад, выносит сор из избы и вообще не имеет права именоваться «настоящим» психоаналитиком (см. Dahmer, 1989). Однако инициативы по обстоятельному исследованию периода между 1933 и 1945 годами, все чаще появляющиеся с тех пор, имеют куда большее значение, чем эта эмоциональная реакция, которую можно объяснить переживаниями, связанными с разрушением утешительных фантазий и иллюзий (Brecht et al., 1985; Lockot, 1985, 1994; Reichmayr, 1990).

Вперед

Ключевые понятия психоанализа


Предлагаемый справочник представляет собой оригинальное собрание тематических статей, в которых излагаются история формирования и современная трактовка основополагающих понятий психоанализа, а также рассматриваются важнейшие аспекты психоаналитической теории и практики. Наряду с экскурсами в историю психоаналитического движения в сборник включены статьи и по междисциплинарным вопросам, освещающие взаимоотношения психоанализа и академической психологии, социальной психологии, медицины и гуманитарных наук.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация