Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Является ли ваш сердитый ребенок на самом деле тревожным?

Моей пациентке Harriet было 8 лет, когда мы впервые встретились. Ее родители были в отчаянии из-за ее истерик. Казалось, что истерики происходят постоянно, без предупреждения, но общим поводом для них был выход из дома, в том числе в школу. Harriet бушевала, швыряла вещи, обзывала своих родителей ужасными словами, а иногда толкала или пинала их, если они пытались приблизиться к ней. В конце концов, я поставил ей диагноз тревожное расстройство. Когнитивно-поведенческая терапия существенно помогла. Но в конце концов ей также понадобились лекарства (SSRI), и ее симптомы значительно улучшились.

Это гневное, вызванное истериками проявление тревоги может показаться загадочным, - особенно для родителей и учителей, которые обычно считают вспышки гнева «поведением», которое дети используют, чтобы добиться своего. Но серьезные, постоянные вспышки, которые не реагируют на типичные стратегии, являются симптомами того, что что-то не так. Как детский психиатр, я рассматриваю широкий спектр возможных причин постоянных или сильных срывов, и тревога занимает в моем списке одно из первых мест.

Тревога поддерживает в нас жизнь

Тревога выполняет важные функции в нашей жизни. Когда мозг обнаруживает возможную угрозу, он генерирует реакцию всего тела, чтобы справиться с угрозой и сохранить нам жизнь. Другие части нашего мозга обычно помогают нам принимать и обрабатывать другую информацию, чтобы уточнить уровень угрозы и изменить нашу реакцию. Но без дополнительной информации «задняя часть мозга», управляющая процессами выживания, воспринимает угрозу и реагирует по принципу «жизнь или смерть».

Наш мозг и тело реагируют на стрессовые факторы тремя основными способами: борьбой, бегством и замиранием. Центральным элементом всех этих реакций является отток крови от передней части мозга, где происходит сложное мышление, установление связей, решение проблем и другие подобные задачи. Эти задачи становятся неважными, когда речь идет о жизни или смерти. Кровь приливает к легким, крупным мышцам и тем частям мозга, которые пробуждают нас, поддерживая нашу бдительность и сосредоточенность исключительно на уходе от угрозы. Реакция бегства - это бегство от угрозы. Реакция замирания - значит быть неподвижным как можно дольше, чтобы избежать обнаружения. А реакция борьбы - это как раз то, на что она похожа: готовность к бою, чтобы устранить угрозу.

Тревожные расстройства нарушают системы обнаружения и реагирования на угрозу

Дети с тревожными расстройствами имеют сверхнастроенные мониторы обнаружения угрозы. Их мозг и тело постоянно находятся в состоянии повышенной готовности, бдительно ожидая опасности - настолько, что они могут видеть опасность в ситуациях, которые объективно не представляют угрозы. Но их восприятие угрозы - это то, что вызывает у них тревогу. Поэтому, если тревожный ребенок попадает в ситуацию, которую его мозг интерпретирует как высокий риск, его мозг и тело переходят в режим борьбы, бегства или замирания.

Режим борьбы может вызвать экстраординарные срывы. Эпизоды варьируются по степени тяжести, но самые экстремальные из них могут выглядеть так, как будто ваш ребенок стал кем-то или чем-то совсем другим. Даже самые маленькие дети могут ругаться как матрос, говорить родителям, что они их ненавидят, угрожать причинить вред своим родителям, разрушить целую комнату, пинать и бить, кричать и вопить во всю глотку.

Мозг и тело тревожного ребенка могут реагировать на воспринимаемые угрозы с энергией жизни и смерти. А у детей еще нет устоявшегося словаря для описания этих чувств - или сам страх мешает им высказать свои переживания вслух. Если предъявляется требование, которое вызывает или усиливает их восприятие угрозы, их маленькое человеческое «Я» переходят в режим борьбы - потому что они (ошибочно) воспринимают необходимость бороться, чтобы остаться в живых.

Эти экстремальные срывы могут быть вызваны тревогой, потому что мозг включил протоколы жизни/смерти. Лобные доли ребенка находятся в режиме «малой мощности», чтобы запастись топливом для действий по выживанию в условиях угрозы. Понимание этого меняет все наши представления о том, как обращаться с тревожным ребенком, у которого случаются сильные срывы. Выявление и лечение тревожного расстройства очень важно для того, чтобы помочь ребенку вернуться к обычной детской жизни.

Срывы - это реакция «борьбы»

Постепенно стало ясно, что Harriet беспокоится о своей семье и доме. Harriet думала, что ее мама может заболеть или умереть, когда она будет в школе, или что придут грабители, или начнется пожар. В ее голове было то, что если оставаться дома, присматривая за происходящим, - это поможет всем быть в безопасности. Многие из этих страхов она испытывала по ночам, и перед сном у нее часто случались истерики. Она боялась, что плохое может случиться и тогда, когда она спит. Она ни с кем не говорила об этих мыслях, отчасти потому, что не осознавала, что это не те мысли, о которых думают все. Она также боялась, что если она кому-то расскажет, то ее попытаются убедить, что это безопасно, и заставят ее чаще выходить из дома. Ей было обидно, что она постоянно создает столько проблем дома и что ее родители так расстроены, но она не знала, как изменить ситуацию.

Родители Harriet были глубоко расстроены, пока не узнали, что это тревожность; они перепробовали все программы воспитания и поведения, которые можно найти в книгах и Интернете - схемы поведения, наклейки, награды, наказания и обратный отсчет. Члены семьи и другие родители предположили, что Harriet манипулирует ими и что они должны просто взять ее, брыкающуюся и кричащую, и посадить в машину, - что они и попытались сделать, и что, предсказуемо, усилило ее дистресс и усугубило срывы.

В большинстве случаев Harriet в конце концов добиралась до школы с опозданием, когда она была измотана и не могла больше бороться, но бывали дни, когда она вообще не могла добраться до школы. Учителя и школа были разочарованы в Harriet и в ее родителях, недоумевая, почему они не могут контролировать 8-летнего ребенка. В школе Harriet была рассеянной, раздражительной и замкнутой. Был проведен обмен многочисленными электронными письмами и проведено множество встреч. Предполагалось, что ее истерики находятся под ее контролем и являются проблемой «поведения», и что решением проблемы является более эффективное управление поведением. Но это были решения не к этой проблеме.

Как узнать, что это тревога?

Как же узнать, что истерики или срывы ребенка вызваны тревогой? Если у вас есть опасения по поводу взрывных вспышек, которые кажутся необычными или изматывают всех, пожалуйста, поговорите об этом с вашим педиатром. Важно провести медицинское обследование ребенка, чтобы исключить медицинские причины раздражительности и срывов. Педиатр также может направить вас на психиатрическую экспертизу.

В то же время вы можете начать собирать информацию об уровне тревожности вашего ребенка. Для начала лучше всего прислушаться к разговорам ребенка и понаблюдать за его играми и поведением. Старайтесь не задавать слишком много прямых вопросов - это обычно отвлекает детей, - если только они не пришли к вам с беспокойством. Если они выражают страх, самое главное - подтвердите его. Дайте им понять, что их страх реален, не считайте его глупым или не настоящим. Их чувства вполне реальны, и вы узнаете о них больше, если будете проявлять любопытство и не игнорировать их.

Если вы обнаружите, что ваш ребенок действительно испытывает больше беспокойства, чем вы предполагали вначале, возможно, эти беспокойства способствуют его срывам. Это может помочь вам начать менять свой подход к их эпизодам расстройства.

Предотвращение и устранение тревожных срывов требует мягкого воздействия

Как справиться с приступами тревоги? Основы взаимодействия с детьми с тревожными вспышками часто отличаются от типичных рекомендаций. Помните, что мы имеем дело с «задней частью мозга», которая воспринимает ставки на жизнь/смерть. Поэтому наша реакция будет наиболее эффективной, если мы будем помнить об этом. Подход включает в себя следующее:

  • Постарайтесь обнаружить нарастающий дистресс ребенка как можно раньше.
  • Как только вы заметили эскалацию, прекратите обсуждение первоначального требования.
  • Проверьте свой собственный эмоциональный тон - старайтесь оставаться как можно более ровным.
  • Используйте как можно меньше слов.
  • Избегайте команд типа: «Ты должен успокоиться сейчас же».
  • Дайте ребенку время и пространство, чтобы прийти в себя.
  • Оставайтесь рядом и общайтесь с ним, если он захочет.
  • Моделируйте и поощряйте такие успокаивающие навыки, как подсчет вдохов, перекус или питье.

Но доктор Fink, скажете вы, все это занимает так много времени; мы не можем делать это каждый раз. И это правда, что это занимает некоторое время - это останавливает процесс выполнения задачи. Но срывы также останавливают процесс выполнения задачи, и в результате все эмоционально выматываются. Наши типичные реакции усиливают воспринимаемую опасность для тревожного ребенка. Нам необходимо снизить уровень воспринимаемой угрозы, прежде чем мы сможем заняться решением проблем с ребенком.

Когда ребенок снова успокоится, мы можем снова приступить к решению задачи, предложив ему идею, как устранить его страх, если он может его выразить, или двигаться медленнее и/или тише, чтобы пройти через переход. Часто оказывается, что у сердитых детей есть значительная тревога, скрытая под поверхностью. Сохранять непредвзятое отношение к этому и не впадать в туннельное видение в отношении сердитых детей очень важно для облегчения их страданий.

Psychology Today, Пер.:

Какова реальная цель создания соцсетей? Анализ документального фильма "Социальная дилемма"

Документальный фильм «Социальная дилемма» дает понять, что социальные сети используют механизмы контроля, основанные на психологических предрасположенностях их пользователей. Еще один важный момент, который заслуживает внимания в фильме заключается в том, что компании вкладывают деньги, чтобы получить информацию о своих пользователях.


5 лучших развивающих игр для детей на Android

На операционной системе Android сейчас огромное количество детских приложений. Мы сделали подборку пяти на наш взгляд наиболее интересных приложений для детей до 5 лет, способных заинтересовать любого малыша и дать родителям идеи для новых совместных игр.


© Психологическая помощь, Москва 2006 - 2022 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация