Возможно, вы знаете такого подростка, а может, и сами были им: энергия поп-звезды, слишком уверенный в своем мнении, слишком уверенный в том, что никто не может знать того, что знает он. Подростковый возраст - это период жизни, когда люди превращаются из детей во взрослых. Чтобы успешно справиться с этим переходом, людям необходимо избавиться от родительской зависимости и стать более самостоятельными и независимыми. Поэтому вполне логично, что подростки думают - или, по крайней мере, ведут себя так, - будто они все знают.
Я изучаю, как люди на любом этапе жизни справляются с тем, что на самом деле они не все знают.
В своих исследованиях я изучала, что происходит с молодыми людьми, которые в условиях эмоциональных, социальных и гормональных бурь подросткового возраста оказываются относительно готовы признать, что их знания и взгляды на вещи на самом деле ограничены. Это свойство ученые вроде меня называют "интеллектуальным смирением", которое описывает признание человеком того, что в его знаниях есть пробелы и что эти пробелы делают его убеждения и мнения ошибочными.
Мы с коллегами задались вопросом, отличаются ли чем-то подростки, которые признают эту ошибочность - интеллектуально скромные - от тех, кто этого не признает. Мы не были уверены, потому что ответ не очевиден. С одной стороны, осознание собственного невежества и ошибочности может быть преимуществом для подростков, делая их более обучаемыми и открытыми, и, возможно, даже более симпатичными. С другой стороны, возможно, осознание своего невежества может быть настолько ошеломляющим, что заставляет их чувствовать себя побежденными и беспомощными, по сути, подставляя ногу молодым людям еще до того, как они выйдут на старт своей взрослой жизни.
Мы задались вопросом, полезно ли интеллектуальное смирение для молодежи и в какой степени оно может быть вредным.
Предвидя неудачу
В серии исследований, в которых приняли участие более 1000 человек, старшеклассники оценивали себя по степени согласия с такими утверждениями, как "Я признаю, что кто-то знает о предмете больше меня" и "Я подвергаю сомнению свои собственные мнения, позиции и точки зрения, потому что они могут быть ошибочными", как показателями интеллектуальной скромности.
Затем мы попросили студентов представить, что они провалили контрольную работу в новом классе, и критически оценить, что они будут делать дальше. Студенты оценили ряд возможных ответов на эту неудачу, включая более ориентированные на мастерство ответы, такие как "в следующий раз учиться усерднее", и более беспомощные ответы, такие как "избегать этого предмета в будущем".
Студенты, получившие более высокую оценку за интеллектуальное смирение, более решительно поддержали ответы, направленные на освоение материала, показав, что чем более интеллектуально смиренными они были, тем больше, по их словам, они будут стараться выучить трудный материал. Степень интеллектуального смирения студентов не совпадала с их оценками беспомощности. Другими словами, более смиренные в интеллектуальном плане студенты не были более побежденными и беспомощными. Напротив, они были более заинтересованы в совершенствовании.
Реальное столкновение с неудачей
Мы хотели узнать больше, в частности, будет ли гипотетическое поведение студентов совпадать с их реальным поведением. Два следующих исследования были посвящены этому вопросу.
Одно исследование состояло из трех этапов. Сначала мы измерили интеллектуальное смирение подростков с помощью опросника для самоотчета, подобного тому, который мы использовали ранее.
Затем мы вернулись в их классы через несколько месяцев после анкетирования, в день, когда учитель вернул им реальный, оцененный тест по предмету. Когда ученики увидели отзывы и оценки за тест, мы попросили их оценить различные варианты того, что они могут сделать, чтобы подготовиться к следующему тесту.
Более смиренные в интеллектуальном плане студенты одобрили такие пункты, как "попытаться разобраться в вещах, которые меня смущают" и "задавать себе вопросы, чтобы убедиться, что я понял материал", сильнее, чем менее смиренные в интеллектуальном плане студенты, независимо от того, хорошо или плохо они справились с тестом.
На последнем этапе исследования мы дождались конца учебного года и попросили учителя, который не знал о баллах интеллектуальной скромности учеников, оценить стремление каждого ученика к учебе. Согласно оценкам учителя, более скромные в интеллектуальном плане ученики брались за учебу с большим рвением.
В другом исследовании, с другой группой студентов, мы снова дали им анкету об интеллектуальной скромности. Затем мы попросили их решить сложную головоломку, которая выявила их настойчивость и стремление к вызовам.
Более скромные в интеллектуальном плане студенты предпочитали сложные головоломки более легким, которые они уже умели решать, тратили больше времени на решение сложных головоломок и делали больше попыток решить головоломки даже после неудачи, чем их менее скромные сверстники.
Роль мышления
В совокупности эти исследования дали нам дополнительную уверенность в том, что интеллектуально скромные студенты более обучаемы и готовы работать усерднее, чем их более защищающиеся и менее скромные сверстники - не только по их собственным словам, но и по словам преподавателя и по результатам выполнения реальных поведенческих задач.
Но мы не знали, является ли интеллектуальное смирение причиной такой открытости к обучению. Мы хотели узнать, действительно ли поощрение студентов к интеллектуальной скромности сделает их более нацеленными на обучение и овладение знаниями и менее склонными опускать руки и сдаваться перед лицом трудностей.
Поэтому мы случайным образом распределили участников на чтение одной из двух статей: одной - о преимуществах интеллектуальной скромности, другой - о преимуществах высокой уверенности. Эти статьи выглядели так, будто были написаны для популярного СМИ, но на самом деле их написали мы.
В качестве прикрытия мы попросили участников высказать свое мнение о статье: Была ли она понятной? Смог бы молодой человек понять ее? Какова была основная идея?
Затем мы попросили участников выполнить второе, якобы не связанное с этим задание. Мы попросили их представить конкретные объекты и мысленно повернуть их. Это были каверзные задачи, взятые из вступительных экзаменов в стоматологические школы и направленные на определение способности человека к пространственной визуализации.
После решения задач мы сообщали участникам, что с одними вопросами они справились хорошо, а другие провалили. Эта обратная связь была составлена таким образом, чтобы она была одинаковой для каждого участника. Предыдущие исследователи использовали подобную процедуру, поскольку людям сложно определить, правильно они ответили на эти вопросы или нет, что делает одинаково правдоподобной как успешную, так и провальную обратную связь.
Затем мы спросили, заинтересованы ли они в том, чтобы пройти учебное пособие по материалу, который они провалили. Результаты оказались впечатляющими: Узнав, что они провалили серию вопросов, 85% тех, кто прочитал статью о пользе интеллектуального смирения, решили вложить деньги в изучение проваленного предмета. Но только 64% тех, кто прочитал о преимуществах уверенности, решили узнать больше.
Во всех этих исследованиях более смиренные в интеллектуальном плане подростки разными способами и с помощью разных показателей показывали, что, когда они ошибались в чем-то, им было важно, чтобы в следующий раз все получилось правильно. Вместо того чтобы опустить руки и объявить себя беспомощными перед лицом невежества, более смиренные в интеллектуальном плане ученики стремились узнать больше.
Результаты других исследователей, подтверждающие эти данные, показывают, что молодые люди с более высоким уровнем интеллектуальной скромности более мотивированы к учебе и получают более высокие оценки, отчасти потому, что они более открыты для корректирующей обратной связи.
Тенель Портер, доцент кафедры психологии Университета Роуэн. The Conversation, Пер.: PSYCHOL-OK.RU