Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Привлекательные люди считаются более заслуживающими доверия

То, что делает человека красивым, восхищало художников и ученых на протяжении многих веков. Красота не находится, как это часто принято считать, "в глазах смотрящего" - она подчиняется определенным предсказуемым правилам. Симметрия и пропорции играют определенную роль, и хотя культура и нормы формируют наше восприятие красоты, исследователи отмечают неизменно поразительное согласие между людьми в том, кого они считают красивыми.

Неудивительно, что рынок косметики неуклонно растет (за исключением небольшого спада в 2020 году) и, согласно недавнему отчету McKinsey, в 2023 году достигнет выручки в 430 миллиардов долларов. Страсть к идеальному макияжу или уходу за кожей подогревается воздействием идеальных лиц, выставляемых в социальных сетях и улучшенных с помощью обработки изображений и фильтров. Но стоит ли все это потраченных денег?

Короткий ответ: да. На современном рынке труда с жесткой конкуренцией экономические преимущества красоты неоспоримы.

Многочисленные исследования показали, что привлекательные люди пользуются бонусом красоты и получают в среднем более высокую зарплату.

Некоторые высокооплачиваемые профессии основаны на красоте (например, шоу-бизнес), но еще более удивительно то, что практически в любой сфере занятости красота может привести к положительному эффекту ореола. От красивых людей постоянно ожидают большего интеллекта и считают их лучшими лидерами, что влияет на карьерные траектории и возможности.

Считается, что красивые люди также чаще пользуются доверием людей, что облегчает им продвижение по службе или заключение деловых сделок. Идея заключается в том, что люди, которые выглядят лучше, считаются более здоровыми и/или имеющими более позитивные социальные взаимодействия в прошлом, что может повлиять на их благонадежность.

Делает ли привлекательность вас более надежным?

Но насколько эта теория состоятельна? В нашей недавней работе Адам Зильберштейн, Закария Бабуцидзе, Нобуюки Ханаки и я задались целью выяснить это. В предыдущих исследованиях наблюдателям представляли различные портреты людей и спрашивали об их убеждениях относительно этих людей. Однако часто эти изображения берутся из баз данных портретов или даже генерируются компьютером, что позволяет исследователям изучить восприятие, но не то, насколько эти убеждения верны. Чтобы изучить этот вопрос, нам нужно было разработать экспериментальную парадигму, в которой мы могли бы наблюдать за тем, насколько надежны разные люди, фотографировать их, а затем предъявлять эти фотографии другим людям для оценки. Вот как мы это сделали.

Наше исследование, в котором приняли участие 357 добровольцев, началось в Париже в октябре 2019 года, где мы попросили первую группу из 76 добровольцев принять участие в коротком эксперименте по принятию экономических решений. В ходе исследования участники были случайным образом разбиты на пары, не зная, с кем они играют. Одни играли роль, которая требовала доверия к другому человеку (группа А), а другие были в состоянии ответить взаимностью или нарушить полученное доверие (группа Б). Чтобы повысить ставки, на стол ставились настоящие деньги.

Все происходило следующим образом: на первом этапе игрок А должен был выбрать, доверять ли ему игроку Б (сказав "Право") или нет (сказав "Лево"). На втором этапе игрок Б должен был решить, бросать кубик или нет. Таким образом, выигрыш каждого игрока зависел от его собственных действий и/или действий другого игрока. Участники группы А могли заработать до 12 евро, но только если они доверяли другому игроку. Для этого им был предложен сценарий абстрактного выбора, когда они сидели в кабинке.

Если они решали не доверять, то за свое участие в исследовании получали мизерную выплату в 5 евро. Однако если игрок А решал довериться своему партнеру Б, его судьба оказывалась в руках игрока Б. Последний мог поступить как благонадежно, бросив кубик, который обещал принести игроку А выигрыш в 12 евро, так и неблагонадежно, потребовав вознаграждение в 14 евро для себя и ничего не оставив для остальных. Этот тип игры (так называемая "игра скрытых действий") был ранее разработан в качестве меры бескорыстного отношения к доверию со стороны людей.

Мы не только наблюдали за тем, как участники действуют в этой игре, но и сделали их нейтральные фотографии с опознавательными знаками до того, как они были ознакомлены с заданием. Эти фотографии были представлены 178 участникам, набранным в Лионе. Сначала мы убедились, что никто из этих людей не знает друг друга. Затем мы дали участникам в Лионе задание попытаться предсказать, как человек, которого они видели на фотографии, поведет себя в игре. Если они оказывались правы, то получали вознаграждение в виде большего количества денег за свое участие. Наконец, мы показали те же фотографии третьей группе из 103 человек из Ниццы, расположенной на юге Франции. Этих людей попросили оценить, насколько красивыми они считают лица на фотографиях.

Играет ли роль пол?

Наши результаты подтверждают, что люди, которых наши эксперты считают более красивыми, также считаются более заслуживающими доверия. Это означает, что в нашем абстрактном экономическом обмене красивые люди с большей вероятностью получат выгоду от доверия других. Однако, исследуя реальное поведение, мы видим, что красивые люди не являются ни более, ни менее заслуживающими доверия, чем все остальные. Другими словами, надежность определяется старыми добрыми индивидуальными ценностями и личностью, которые не связаны с тем, как человек выглядит.

Премия за красоту ранее наблюдалась как у мужчин, так и у женщин. Однако можно предположить, что женщины, которые, как принято считать, обладают более высоким уровнем социального интеллекта, могут лучше определять благонадежность своих партнеров. Наши результаты не показывают никаких доказательств этого. Женщины в среднем оцениваются как более красивые и также оценивают других в среднем как более красивых. Однако женщины не ведут себя в игре более благородно, чем мужчины. Наконец, мужчины и женщины сходятся в своих ожиданиях относительно того, кто будет вести себя достойно доверия, а кто нет, поэтому женщины не лучше мужчин в предсказании поведения.

Являются ли красивые люди более подозрительными по отношению к своим сверстникам?

Поговорка о том, что "не все то золото, что блестит", верна и для красоты людей. Однако мы можем задаться вопросом, кто чаще становится жертвой этого предубеждения. Одна из идей заключается в том, что люди, к которым часто относятся благосклонно из-за их внешности, могут осознавать, что это не то, что должно влиять на доверие.

Мы построили наше исследование таким образом, чтобы изучить и этот вопрос. В частности, участники, которых мы набрали в Лионе для составления своих прогнозов, также сфотографировались. Таким образом, мы знали, насколько сильно на них влияет внешность других людей, а также насколько условно хорошо они выглядят сами. Наши результаты очевидны.

Предвзятое отношение к красоте существует для всех.

Хотя мы можем подумать, что те, кому выгодна хорошая внешность, видят за ней маску, они в той же степени подвержены влиянию внешности других людей, когда решают, кому доверять.

Таким образом, индустрия красоты права. Инвестиции в красоту действительно стоят того, потому что они приносят реальную пользу. Однако рекрутерам и менеджерам следует защищать себя от обмана. Один из способов сделать это - сделать резюме анонимным и запретить прикладывать к нему фотографии. Но во многих ситуациях мы сталкиваемся с людьми, которым приходится доверять. Поэтому очень важно осознавать свою предвзятость. Наши результаты подчеркивают, что эту предвзятость очень трудно преодолеть, поскольку даже те люди, которые на собственном опыте знают, что красота - это ценность, лежащая на поверхности кожи, - все равно становятся ее жертвами.

Астрид Хопфенсиц, профессор организационного поведения, бизнес-школа EMLyon. The Conversation, Пер.:

Психология стилей управления генерального директора — последствия или возможности?

Основная тема обсуждения на форумах Генеральных директоров – эффективное управление компанией. Анализируя многочисленные мнения и высказывания, можно с уверенностью сделать выводы, что все представители этого социального статуса не только по-разному понимают значение словосочетания «эффективное управление».


Физиологические и археологические данные переписывают распространенные представления о гендерном разделении труда в доисторические времена

Растет количество данных, свидетельствующих о том, что женщины не только охотились в нашем эволюционном прошлом, но и, возможно, были лучше приспособлены к деятельности, требующей большой выносливости.


© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Сотрудничество | Администрация