Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

От нарциссизма к самости и чувству собственного достоинства


На пути к психологии самости: нарциссизм как самостоятельная ветвь психологической эволюции

В ранних работах Хайнца Кохута (Kohut, 1971) открытия, сделанные автором в процессе лечения, описываются поначалу с привлечением концепции сосредоточения нарциссического либидо на архаических объектах, хотя последние уже именуются «объектами самости», поскольку на этом этапе развития они еще не воспринимаются отдельно и независимо от архаической самости. Кохут строго придерживается концепции первичного нарциссизма, используя эту концепцию в качестве противовеса по отношению к программам прогрессивных изменений и разделения самости и объектов, которым он противопоставляет теорию автономного развития нарциссизма: наряду со сменой фаз влечений и фаз дифференциации эго «создаются и преобразуются формы нарциссизма» (Kohut, 1966), поначалу абсолютно архаичные и деструктивные, но приобретающие со временем всю большую стабильность, прочность и зрелость структуры самости и способы переживания. Подобным образом любовь к объекту возникает вследствие развития, в ходе которого архаичные примитивные формы постепенно заменяются реалистическими формами.

Эта ревизия подразумевает не только устранение фрейдовской модели конкуренции, но и отрицание какого бы то ни было значения теорий либидозного конфликта и конфликта влечений применительно к развитию самости, которое, согласно Кохуту, происходит следующим образом. В связи с неизбежным разочарованием, обусловленным неудачной попыткой достигнуть изначального слияния с матерью, формируются «нормальные» базовые конфигурации «преувеличенной самости» (идеализированного представления о себе) и «идеализированного представления о родителях». В том случае, если сохраняется оптимальный уровень фрустрации, при котором разочарование не достигает масштабов травмы, усвоение и преобразование этих представлений приводит к возникновению «зрелых» нарциссических целей, стремлений и идеалов, а также последующих стимулов «трансформированного» нарциссизма, которые и определяют идентичность человека, а именно меру и особенности его художественного таланта, профессиональные склонности, уровень эмпатии, способность смириться с мыслью о собственной смертности («космический нарциссизм»), чувство юмора и степень мудрости (Kohut, 1966).

Информация о роли эмпатии в клинической практике и влиянии на психотерапевтический процесс этой концепции, которая выходит за рамки теории влечений и эго-психологии и согласно которой нарциссизм представляет собой развитие самости, приведена в главе, посвященной психологии самости.

Кохут (Kohut, 1972) указывает на необходимость преодоления предрассудков, обусловленных европейской системой ценностей, в основе которой лежат принцип самоотречения и религиозная мораль иудаизма и христианства, поскольку эти предрассудки низводят стремление к личному благу до уровня нарциссического эгоизма. Впрочем, Кохут напоминает о существовании второй части библейского завета, согласно которому необходимо возлюбить ближнего «как самого себя», и обосновывает правомерность этого утверждения в том числе средствами психоаналитической теории.

Нарциссизм и аффект: регуляция самооценки

Обращаясь к сфере аффективных потребностей и переживаний, сокрытых в свое время фрейдовской теорией либидо, некоторые психоаналитики трактуют нарциссизм как совокупность эмоциональных состояний, связанных с положительным представлением о себе, как «долю позитивных представлений на общем графике самооценки» (Holder & Dare, 1982, S. 795). «Удовлетворенность собой» достигается лишь в том случае, если доля нарциссизма превышает долю «антинарциссических» факторов (неудовлетворенности собой). Таким образом, на смену понятия влечения приходит представление о том, что нарциссические расстройства являются результатом отклонения от желаемого «идеального состояния удовлетворенности собой» (Joffe & Sandler, 1967). Подобные расхождения между идеальным представлением о себе и реальностью становятся причиной душевных страданий в том случае, если они препятствуют «стремлению к безопасности» и достижению «принципа безопасности», не зависящего от принципа удовольствия (Argelander, 1971).

Чувство собственного достоинства формируется в ходе сложного эмоционального взаимодействия с матерью, в процессе которого ее ответная реакция - «блеск в глазах матери», по словам Кохута,- закладывает основу самоощущения ребенка (см. Винникотт, Лакан, Лихтенштейн).

Судя по результатам непосредственных наблюдений за взаимоотношениями матери и ребенка, осуществленных Лихтенбергом, Штерном и другими психоаналитиками, принципиальная взаимозависимость аффективных переживаний, импульсивных желаний и объектных отношений в процессе формирования «нарциссической» системы регуляции самооценки (Henseler, 1973) влияет на общее развитие ребенка.

Следует вкратце упомянуть также о различных теоретических системах, существующих в рамках французского психоанализа, в частности, о школе Лакана и концепции Грина (Green, 1983).

Назад Вперед

Ключевые понятия психоанализа


Предлагаемый справочник представляет собой оригинальное собрание тематических статей, в которых излагаются история формирования и современная трактовка основополагающих понятий психоанализа, а также рассматриваются важнейшие аспекты психоаналитической теории и практики. Наряду с экскурсами в историю психоаналитического движения в сборник включены статьи и по междисциплинарным вопросам, освещающие взаимоотношения психоанализа и академической психологии, социальной психологии, медицины и гуманитарных наук.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация