Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

Что такое психологическая травма?

Слово «травма» все больше входит в наш повседневный, бытовой лексикон. Все больше клиентов, приходя к нам в кабинет, говорят, что причиной их визита является травма. «Травмирующим» может быть названо что угодно: и стрессовый, напряженный день на работе; и сложный, полный эмоционального накала разговор с супругом; и переживание фрустрации, когда наши ожидания и надежды не оправдываются. Но всякое ли неприятное, болезненное, тяжелое переживание или событие является «травмой» в строгом, клиническом смысле?

Немецкие исследователи Годфрид Фишер и Питер Рьедессер определяют травму следующим образом: «Травма — это витальное переживание дисбаланса между угрожающими обстоятельствами и индивидуальными возможностями побороть их, сопровождающееся чувством беспомощности и незащищенности и вызывающее длительное потрясение в понимании себя и мира».Если переводить это определение на простой, человеческий язык, мы можем вычленить несколько важных составляющих, на основании которых можно говорить о наличии психологической травмы.

Потенциальная угроза жизни.

Во-первых, травмирующее событие ВСЕГДА переживается, как угроза жизни и целостности организма. При этом неважно, является угроза реальной, или человек воспринимает ее, как таковую. Младенец разлуку с мамой воспринимает, как угрозу своему существованию. Ведь в одиночестве он просто не выживет.Ребенок (а то и взрослый) может переживать элементарное медицинское вмешательство, как угрозу своей физической целостности. Даже под наркозом, полостная операция – это серьезное вторжение. Тело ощущает его, как смертельно опасное, несмотря на понимание, что для нашей жизни вмешательство хирурга необходимо и спасительно. Словесные угрозы не являются напрямую «убивающими», но они вызывают у человека тревогу, ожидание расправы. При этом организм находится в постоянной мобилизации, чтобы предотвратить осуществление угрозы. Травля в коллективе, отвержение в семье может оставаться на уровне злословия и соответствующего эмоционального фона, не переходя к физическим нападениям. Однако человек – существо социальное, и даже символическое исключение из «стаи» воспринимается им как стресс, угроза психологической или социальной «смерти». Систематическое лишение ребенка теплого, поддерживающего контакта со значимыми близкими людьми погружает его в весьма беспокойное и уязвимое состояние, поскольку от этих стимулов зависит его базовое переживание безопасности и развитие, как человеческого существа.

Рефлекторная, некотролируема реакция.

Во-вторых, травматическая реакция не является сознательной. Дело в том, что мы, как высшие млекопитающие, обладаем тремя системами оценки реальности и реагирования на нее: высшая нервная деятельность, сознание и самоосознание человека. Наши цели и планы, мечты и фантазии, рассуждения и внутренний диалог, верования и убеждения. Все то, что делает человека человеком. Все это обеспечивается неокортексом – попросту, корой головного мозга, его наиболее молодой структурой. Оценка реальности и реагирование на нее проявляется в форме мышления. Эмоциональная жизнь, реакции нашего тела, приспособление к внешней среде, сохранение постоянства внутреннего состояния – так называемый гомеостаз – за все это отвечает лимбическая система. Это срединная часть мозга, или «мозг млекопитающего», который получает и обрабатывает информацию о внутренней и внешней среде организма. Для него самое главное – это обеспечение нашей стабильности и безопасности в существующих «нормальных» условиях жизни. Оценка реальности происходит посредством переживаний от внешнего и внутреннего мира, которые мы называем эмоциями. Самый древний, так называемый рептилийный мозг, отвечает за сохранение вида и управляет базовым поведением. Эта структура активизируется в опасных, критических ситуациях. Ее функции просты: бить, бежать или замереть. Реакции происходят молниеносно, без сознательной (кора) или эмоциональной (лимбическая система)оценки. Задача рептилийного мозга – обеспечить выживание тела, любым возможным способом. Неважно, как это будет выглядеть, – главное, спастись.

Как мы уже говорили, эта структура мозга задействуется в экстремальных ситуациях, когда ни кора, ни лимбическая система не справляются с чрезмерной нагрузкой и не обладают необходимой скоростью реакции. Придя в себя, мы можем реагировать эмоционально: «Как я мог так поступить?» или мыслить критично: «Я – безнравственный, бесчувственный, трусливый, жестокий человек», но эти категории не работают, когда организм нацелен на выживание. Такая оценка реальности, с точки зрения ее потенциальной опасности, и реакция на нее – преимущественно телесно-физиологическая, рефлекторная.

Таким образом, в ситуации угрозы жизни, реальной или потенциальной, у человека запускаются природные механизмы выживания, за которые отвечают наиболее древние отделы мозга. И эту реакцию нельзя предсказать или вызвать сознательно – она рефлекторна. Поэтому, в частности, предложение человеку, которого «накрыло», взять себя в руки не работают. Он УЖЕ воспринимает возникшую ситуацию как угрожающую, его механизмы выживания пришли в «боевую готовность». Нужно вначале вернуть ему ощущение безопасности, и только потом имеет смысл что-то обсуждать и предпринимать.

Недостаточно ресурсов, чтобы справиться.

В-третьих, не всякая угрожающая ситуация оказывает серьезное разрушительное влияние на дальнейшую жизнь человека. Будь так, мы бы давно вымерли. Травмирующее событие имеет долгосрочные последствия, если у человека не было достаточно собственных ресурсов преодолеть угрожающую ситуацию, и если он не смог получить ресурс от других людей в виде помощи и поддержки, во время или после случившегося. Человек в ситуации опасности переживает психологический шок, аналогичный болевому. Кора и лимбическая система головного мозга на время «выключаются», чтобы не мешать выживанию. Этот процесс мы называем диссоциацией – расщеплением психики. Это как бы предохранитель психики, временный защитный механизм, который действует до тех пор, пока опасность не минует. Выживающая рептилийная система в это время делает все, чтобы сохранить тело. Лимбическая –запускает эмоциональные и телесные реакции, но позже, когда шок пройдет. Ну а с помощью мыслительной деятельности коры головного мозга человек уже в безопасной обстановке оценит происшествие и найдет способы предотвратить его повторение в будущем.

Однако чтобы все это произошло, по окончании угрожающей ситуации человек должен «демобилизоваться»— из состояния шока перейти к отреагированию, восстановлению, получению поддержки и оценке ситуации. Шок, диссоциация, расщепление психики должны быть временными. Иначе переживания, связанные с травмой, не получат разрядки. Они останутся заблокированными в виде заряда напряжения в теле и в определенных участках мозга, и диссоциация из экстренного, временного расщепления станет хронической.

И для того, чтобы демобилизоваться, человеку необходимо почувствовать, что он в безопасности. Что рядом есть люди, которые готовы временно взять на себя заботу о нем, пока он будет восстанавливаться. Что у него достаточно сил и времени, чтобы «переварить» случившееся. В этот момент прекращается психологический шок и запускаются естественные механизмы переработки и отреагирования стресса. На физическом уровне – это дрожь и активизация дыхания. На эмоциональном – может быть плач или наоборот, смех; может быть страх или гнев, вина или стыд. На сознательном уровне – попытки осмыслить происходящее, изменение образа себя, картины мира с учетом новой информации.

Очень важно, чтобы те, кто находится рядом в этот момент, отнеслись с пониманием к этим посттравматическим проявлениям. Понимали, что это нормальная реакция на ненормальное событие. Выслушали и поддержали человека в выражении всех его чувств. Помогли ему сохранить положительный образ себя и мира, несмотря на то, что плохое случается. В этом случае процесс переработки травмы пройдет благополучно и не отразится разрушительным образом на дальнейшей жизни человека, не вызовет «длительного потрясения в понимании себя и мира». У него хватит ресурсов, чтобы справиться.


Все темы блога

, 17.09.2018

Конструктивные отношения

Для конструктивных отношений принципиально важным является тот факт, что все участники обладают ощущением справедливости.


Что такое трансформационная психологическая игра?

Трансформационные игры отличаются от других игр настоящей, значимой для участника целью. Именно она сводит вместе сразу три реальности.


Комментарии (0)

[!] Для возможности комментирования зарегистрируйтесь на форуме и/или войдите в свою учетную запись.



© Психологическая помощь, Москва 2006 - 2022 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация