Значение теории материнского права
Теория материнского права и матриархальных обществ Бахофена не пользовалась
большим вниманием в XIX веке и в первой половине XX века. Объясняется
это тем, что вплоть до конца Первой мировой войны патриархальная система
в Европе и Америке оставалась нетронутой, и сама идея женщины как центра
общественной и религиозной жизни казалась абсурдной. Общественные и психологические
перемены, происшедшие за последующие четыре десятилетия, вызвали к проблеме
матриархата новый бурный интерес и потребовали переоценки дремавших сотни
лет идей.
В кратком изложении теория матриархального общества, его принципы и
ценности, данные в трудах Бахофена и Моргана, таковы. Принцип жизни,
единства и мира, принцип универсальности — это матриархат, тогда как
патриархат — это система ограничений. Женщина, заботящаяся о ребенке,
простирает свою любовь вне себя самой на других людей и подчиняет все
свои способности и воображение цели сохранения и украшения бытия других
людей. Идея человеческого универсального братства коренится в принципе
матриархата, но исчезает с развитием патриархального общества. Матриархат
— это основа принципа универсальной свободы и равенства, мира и мягкой
человечности. Он также является основой для настойчивой заботы о материальном
благополучии и мировом счастье.
Совершенно независимо от кого-либо Л. Г. Морган пришел к выводу, что
племенная система американских индейцев такая же, как та, что была обнаружена
в Азии, Африке и Австралии, базировалась на матриархальном принципе.
Он предполагал, что более высокой формой цивилизации «будет повторение,
но на более высоком уровне, принципов свободы, равенства и братства,
которые были характерны для древнего материнского рода». Даже следующее
краткое перечисление этих принципов матриархата должно прояснить, почему
я придаю такую важность последующим социально-психологическим изменениям.
1. Осознание неспособности патриархально-авторитарной системы выполнять
свои функции; ее неспособность предотвратить большие и жесточайшие войны
и террористическое диктаторство; ее невозможность предотвратить будущие
катастрофы, такие, как ядерно – биологически - химическая война, голод
в огромной части колониального мира и катастрофические последствия отравления
воздуха, воды и земли.
2. Демократическая революция, заместившая демократическими структурами
традиционный авторитаризм. Процесс демократизации произошел наряду с
возникновением технологического общества изобилия, которое в основном
не требует личного подчинения, а действует скорее на основе коллективного
труда и манипулируемого согласия.
3. Женская революция, которая, хотя и не полностью, прошла долгий путь
под знаком радикальных идей Просвещения о равенстве мужчин и женщин.
Эта революция нанесла жестокий удар по патриархальной власти как в капиталистических
странах, так и в такой консервативной стране, как Советский Союз.
4. Революция детей и молодежи, которые критикуют патриархальную власть
открыто и энергично, хотя иногда и напрасно. В прошлом дети могли протестовать
только неадекватным способом: отказом от еды, плачем, мокрой постелью,
вообще упрямством. Их защитники (Песталоцци, Фрейд и др.) показали, что
у детей есть собственная воля и страсть, и их нужно принимать всерьез.
В XX веке эта тенденция продолжилась с возрастающей силой, а самым влиятельным
защитником детей стал доктор Бенджамин Спок. Что касается подростков
и юношей, то теперь они говорят сами за себя, и уже не вполголоса. Они
требуют соблюдения их прав, хотят, чтобы их услышали, приняли всерьез,
хотят быть активными субъектами, а не пассивными объектами в мероприятиях,
от которых зависит их жизнь.
Определенные матриархальные тенденции можно наблюдать в некоторых группах
более или менее радикальной молодежи. И не только из-за того, что они
строго антиавторитарны, но и из-за принятия ими названных ценностей и
отношений матриархального мира, описанных Бахофеном и Морганом. Например,
идея группового секса тесно связана с бахофенским описанием раннего матриархального
этапа развития человечества. Или предпочтения в манере одеваться, стирающей
сексуальные различия во внешнем виде, делающей два пола менее поляризованными.
Существуют и другие черты, говорящие в пользу поддержки допущения, что
налицо возрастающая матриархальная линия в сообществах молодого поколения.
Сама «группа» как бы приобретает функцию матери. Потребность в немедленном
удовлетворении желаний, пассивно-рецептивные отношения, наиболее ярко
проявляющиеся в случаях наркомании, потребность быть вместе в толпе и
физически касаться друг друга — все это как бы показывает возврат к детской
привязанности к матери.
Следует отметить, что модели потребления не имеют абсолютных отличий
в старшем и молодом поколениях людей, однако неудовлетворенность молодежи
выражается явно и агрессивно. В этом новом «матриархате» беспокоит один
момент, выраженный в отрицании патриархализма и в прямом возвращении
к более высокой форме матриархализма. В обращении к молодежи Герберт
Маркузе выступает выразителем инфантильного возвращения к матриархализму.
Он придает этому принципу большую привлекательность, прибегая к революционной
риторике.
5. Изменение в сфере потребления. Наша потребительская культура создает
новую перспективу. Если мы и дальше пойдем путем технологического прогресса,
то вскоре окажемся в такой точке, где любое желание, даже только что
возникшее, окажется выполнимым. Исполнение желаний станет мгновенным
и не потребует никаких усилий. В таких условиях техника приобретает черты
Великой Матери, технической, а не природной, заботящейся о своих детях
и убаюкивающей их нескончаемой колыбельной песней (в форме радио и телевидения).
Постепенно в эмоциональном плане человек становится младенцем, думающим,
что он находится в безопасности, так как он надеется, что в материнской
груди всегда будет обилие молока и что никогда не нужно будет принимать
индивидуальных решений. Вместо этого все решения примут за него сами
технические аппараты, сконструированные и выполненные технократами, новыми
священнослужителями возникающей религии матриархата с Техникой в качестве
ее богини.
6. Перемены в психоанализе, испытывающего влияние социальных изменений.
Началось исправление ранней идеи Фрейда о центральной роли сексуальной
связи между сыном и матерью и проистекающей из этого враждебности к отцу.
Возникает новое понимание существующей «пре - Эдиповой» сильной связи
между младенцем и матерью, независимо от пола ребенка. Я описал, как
началось развитие этой мысли в поздних сочинениях Фрейда и было подхвачено
другими, хотя и очень осторожно. Работа Бахофена, тщательно изученная
психоаналитиками, обязательно окажется чрезвычайно ценной для понимания
этой несексуальной фиксации на отношении к матери.
Заключу эти вводные замечания теоретическим соображением. Как увидит
читатель в дальнейшем изложении, матриархальный принцип — это безусловная
любовь, естественное равенство, эмфатический характер связей по крови
и земле, сострадание и милосердие; патриархальный принцип — это условная
любовь, иерархическая структура, абстрактная мысль, исходящие от мужчин
законы и государство.
В ходе истории эти два принципа иногда яростно сталкивались друг с другом,
а иногда создавали синтез (например, в католической церкви или в концепции
социализма у Маркса). Их столкновение делало очевидным, что матриархальный
принцип, выражаясь в материнском потворстве и инфантилизации ребенка,
мешает его полной зрелости. Власть отца характеризуется грубым подавлением
и жестким контролем, основанном на страхе ребенка и на его ощущении вины.
Таков случай отношения ребенка к отцу (или матери) в семье, т. е. в духе
патриархального (или матриархального) общества. Чисто матриархальное
общество мешает полному развитию индивида, замедляя технический, рациональный,
культурный прогресс. Чисто патриархальное общество совершенно не заботится
о любви и равенстве. Оно целиком занято творимыми мужчинами законами,
абстрактными принципами и подчинением. Такое общество прекрасно показал
Софокл в «Антигоне» в лице Креонта, прототипа фашистского вождя.
Когда патриархальные и матриархальные принципы образуют синтез, каждый
из них принимает смягченный вид: материнская любовь приобретает рациональность,
отцовская любовь — милосердие и равноправие.
Похоже, что сегодня борьба с патриархальной властью разрушает патриархальные
принципы, предлагая вернуться к матриархальному принципу регрессивным
и недиалектическим путем. Жизнеспособное и прогрессивное решение такого
положения лежит в синтезе противоположностей, когда противостояние между
милостью и справедливостью разрешается союзом обеих на более высоком
уровне.
Пер. Е. Н. Фединой