Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в 6:30 вечера на Шлоссергассе, 117 во Фрайберге (ныне Пршибор, Чехия) — маленьком городке в Моравии. Он был самым старшим из восьмерых детей, кроме него в семье было еще два мальчика и пять девочек (для его отца это был второй брак). Его отец, торговец шерстью, увез семью в Вену, когда Фрейду было 4 года. В возрасте 9 лет Фрейд поступил в гимназию Сперл (среднюю школу), где был одним из лучших учеников, и с отличием окончил ее в 17 лет.

По окончании гимназии Фрейд оказался во власти сомнений относительно будущей профессии. Он долго не мог прийти к какому-либо решению, но отец его не торопил, предоставив полную свободу выбора в этом вопросе. Реальность давно уже развеяла детские фантазии о блестящей военной или политической карьере. В Вене того времени для еврея из семьи со средним достатком выбор будущей профессии был невелик. Коммерция, промышленность, юриспруденция и медицина — вот, пожалуй, все области, в которых Фрейд мог чего-то добиться. Первые две сразу же были отвергнуты им по интеллектуальным причинам, хотя впоследствии, в очередной раз сталкиваясь с материальными проблемами, он иногда сожалел об этом. Испытанное им временное колебание относительно изучения юриспруденции (знание которой, по его мнению, было необходимо для будущего общественного деятеля) явилось лишь отголоском его более ранних политических амбиций. Фрейда влекло в иную область. Довольно любопытно, что единственным экзаменом, который он провалил в своей жизни, был экзамен по судебной медицине.

Итак, выбор Фрейда остановился на медицине, к которой он не питал особого пристрастия. В более поздние годы он не скрывал, что никогда не чувствовал себя в практической медицине "как в своей тарелке" и никогда не считал себя настоящим врачом.

Фрейд поступил на медицинское отделение Венского университета в 1873 г. С 1876 по 1882 г. он работал в лаборатории психологии Эрнста Брюкке, изучая гистологию нервных клеток. В 1881 г. он с отличием сдал выпускные экзамены и получил степень доктора медицины.

В 1882 г. Фрейд приступил к медицинской практике. Научные интересы привели его в главную больницу Вены, где он начал исследования в Институте церебральной анатомии. Фрейд хотел изучать нервные заболевания, но оказалось, что учиться он мог только у себя самого.

В октябре 1885 г. состоялась поездка Фрейда к великому Учителю Шарко на стажировку, которая продолжалась до февраля 1886 г. Под руководством Шарко, Фрейд обучался в больнице Сальпетриер (специализирующейся на нервных заболеваниях). Именно там он заинтересовался истерией, которую исследовал Шарко. «Как преподаватель Шарко был просто великолепен: каждая из его лекций по своей композиции и конструкции представляла собой маленький шедевр; они были совершенны по стилю, каждая фраза производила глубокое впечатление на слушателей и вызывала отклик в уме каждого из них; лекции Шарко давали пищу мысли на весь последующий день» (Фрейд 1893).

По возвращении в Вену Фрейд начал частную практику в качестве специалиста по нервным заболеваниям. Его «арсенал терапевта состоял всего из двух оружий: электротерапии и гипноза» (Фрейд, 1935). Скоро он оставил электротерапию (не путать с электрошоком) и начал осознавать ограниченные возможности гипноза.

В начале 1880-х гг. Фрейд близко сошелся с Йозефом Брейером. Брейер был одним из самых уважаемых домашних врачей в Вене и являлся семейным врачом Брюкке, Экснера, Бильрота, Хробака и других высокопоставленных людей. С декабря 1880 по июнь 1882 года Брейер лечил фрейлину Анну О. (Берта Паппенгейм), чей случай был признан потом классическим случаем истерии.

Пациентка была очень одаренной девушкой 21 года, которая развила множество симптомов в связи со смертельной болезнью своего отца. Среди этих симптомов были спастический паралич трех конечностей с контрактурами и отсутствием чувствительности, тяжелые и сложные расстройства речи и зрения, отвращение к пище и сильный нервный кашель, который явился причиной вызова к ней Брейера.

Брейер вводил ее в глубокий гипноз и добивался вербализации ее воспоминаний о связанных с эмоциями ситуациях из раннего периода ее жизни. Фрейд начал применять этот метод к своим пациентам в конце 80-х гг., осознавая «возможность того, что существуют мощные мыслительные процессы, которые тем не менее остаются скрытыми от сознания человека» (Фрейд, 1935). В 1893 г. Фрейд и Брейер написали доклад о методе катарсиса (несдерживаемого и ненаправляемого излияния эмоций), а два года спустя они опубликовали «Исследования истерии» (1895).

В 90-х гг. Фрейд страдал симптомами невроза, включая приступы депрессии, апатии и тревожности. Кокаин, похоже, ослаблял возбуждение и успокаивал депрессию; Фрейд провел исследование о кокаине. Именно в этот период он написал свою самую оригинальную работу о кокаине.

Фрейд сдружился с Вильгельмом Флиссом, специалистом по заболеваниям горла и носа, который считал основной причиной таких заболеваний сексуальные проблемы и который единственный из всех врачей поддержал Фрейда, когда тот излагал свои теории психосексуального развития.

Фрейд провел самоанализ, который послужил материалом для его первой большой книги — «Толкование сновидений» (Фрейд 1900/1913). Другая большая работа, «Три очерка по теории сексуальности» (Фрейд 1905/1962), исследует развитие сексуальности с самых ранних ее проявлений в младенчестве.

К нему возвратились воспоминания сексуальных желаний по отношению к матери, порожденные тем случаем, когда он видел ее обнаженной; о его детской ревности и ссорах относительно его старой няньки, которой он приписывает большинство своих затруднений, о том, как она мыла его в красной воде, в которой до этого вымылась сама. В последнем из писем Флиссу, Фрейд рассказывает о том, как он расспрашивал мать о своем раннем детстве. Таким путем он получил объективное подтверждение истинности своих аналитических находок, а также, например, некоторые сведения относительно своей няньки, которые прояснили существовавшую в его голове путаницу. Фрейд заметил, что его самоанализ обещает дать ему неоценимый материал, если он будет завершен до конца. Фрейд уже открыл в себе страсть к матери и ревность к отцу; он был уверен, что это общечеловеческая характерная черта и что посредством нее можно понять могущественное воздействие легенды об Эдипе.

Естественно, что самоанализ Фрейда не решил сразу все проблемы. В его последующих письмах встречаются описания вариаций в его прогрессе: оптимизм чередуется с пессимизмом, обострением симптомов и тому подобным. В последующий год или два сам его невроз и соответствующая зависимость от Флисса, по-видимому, были еще более интенсивными или более явными, но решимость Фрейда биться до конца ни разу не была поколеблена, и в конечном счете он победил. В письме от 2 марта 1899 года он писал, что проведенный самоанализ принес ему колоссальную пользу и что теперь он намного более нормален, чем четыре или пять лет тому назад.

Фрейд отказался как от гипноза, так и от техники надавливания руками на голову пациента, которую он иногда использовал одновременно с гипнозом, однако он продолжал работать с пациентами, сидя в кресле позади них, в то время как они лежали на кушетке. (Оказывается, такая позиция была выбрана не по каким-то теоретическим или эмпирическим причинам, а потому что Фрейду неприятно было постоянно чувствовать на себе пристальный взгляд пациентов, чьи посещения иногда отнимали до 12 часов в день.) Фрейд писал: «Я не выношу, когда на меня пристально смотрят по восемь (или больше) часов в день шесть дней в неделю» ( Rieff , 1965).

Неврозы, которые развивались у солдат, участвовавших в Первой мировой войне, поставили под вопрос теории Фрейда о связи психосексуального развития и невроза. Он начал разрабатывать теорию общей характеристики личности, включая предположение о том, что агрессия, как и секс, является важным подавляемым импульсом. В 1920-х гг. он сделал попытку понять общество с биологической точки зрения, не принимая во внимание влияние культуры. «Он становился все более пессимистичным, и его последняя работа о терапии, "Анализ конечный и бесконечный" (Фрейд, 1937 г.), завела его биологическое мышление в логический тупик» ( Thompson , 1957).

Через три месяца после захвата Австрии нацистами Фрейд вместе с женой и дочерью выехал из Вены 4 июня 1938 года с тем, чтобы через Париж прибыть в Англию, где он прожил более года. Фрейд обычно выкуривал по 20 сигар в день, и в 1923 г. оказалось, что у него рак челюсти. До конца своих дней он жил с болью, ему сделали 33 операции на челюсти. 23 сентября 1939 года после сделанной врачом по его просьбе повторной инъекции большой дозы морфия Фрейд скончался в возрасте 83 лет.

Ближе к концу жизни Фрейд оценил проделанную работу: «Оглядываясь назад, глядя на разноцветное полотно своих трудов, могу сказать, что я сделал немало начинаний и отверг множество предположений. В будущем они будут продолжены, хотя я не знаю, насколько большим будет это продолжение. Тем не менее я надеюсь, что открыл путь, который позволит нашим знаниям существенно продвинуться» (Фрейд, 1935).

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www.psychol-ok.ru обязательна.
Статья подготовлена специально для сайта www.psychol-ok.ru по материалам книги "Жизнь и творения Зигмунда Фрейда" Э. Джонс, пер. В.В. Старовойтовой; "Теории психотерапии" Паттерсон С., Уоткинс Э., пер. ЗАО "Питер"

Федерн П. (1871-1950)

Австрийский психиатр и психотерапевт, психоаналитик, один из пионеров психоанализа. Активно развивал идеи социальной психологии, в том числе в работе «Психология революции: общество без отца. Изучал феномен делинквентности, проблемы подавления в сновидениях, психоаналитические аспекты меланхолии.


Сократ (470-399 д.н.э.)

Древнегреческий философ, учитель Платона. По словам В. Соловьева — величайший софист и величайший противник софистов; рассматривается как родоначальник антропологически ориентированной философии. В основном с его идеями можно познакомиться по работам его великого ученика — Платона. Сократ, его жизнь и смерть стали символом философии.


ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация