Психологическая помощь

Психологическая помощь

Запишитесь на индивидуальную онлайн консультацию к психологу.

Библиотека

Читайте статьи, книги по популярной и научной психологии, пройдите тесты.

Блоги психологов

О человеческой душе и отношениях читайте в психологических блогах.

Психологический форум

Получите бесплатную консультацию специалиста на психологическом форуме.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Добродетель, осознанность и мудрость

Больше двух тысяч лет назад молодой человек по имени Сиддхартха - тогда еще не просветленный, а потому не названный Буддой - провел долгие годы, тренируя свой разум и мозг. В ночь, когда он достиг просветления, он заглянул в глубины собственного разума (который отражал и обнажал активность его мозга) и понял, что причины страдания и путь к избавлению от него спрятаны в нем самом. После этого он сорок лет путешествовал по северу Индии и учил всех, кто готов был его услышать:

• затушите пламя жадности и ненависти, чтобы жить в целостности;

• направляйте и концентрируйте разум, чтобы видеть истину, скрытую за его ошибками;

• развивайте освобождающее видение.

Иными словами, он учил добродетельности, осознанности (или концентрации) и мудрости. Это и есть три столпа буддистских практик, и они же - неиссякаемый источник благополучия, психологического развития и духовной самореализации.

Добродетельность предполагает управление своими действиями, словами и мыслями с целью принести себе и другим пользу. В мозгу за нее отвечает нисходящая активность префронтальной коры (ПФК). «Префронтальная» означает самая передняя часть мозга, находящаяся прямо за лбом и над ним; «кора» - это внешний слой мозга. Кроме того, добродетельность основывается на восходящем торможении парасимпатической нервной системы и позитивных эмоциях, зарождающихся в лимбической системе. Воздействовать на активность этих систем вы научитесь в главе 5. Ниже мы с вами обсудим добродетельность в отношениях, потому что именно с ней обычно связаны основные трудности. А потом на основании этого постараемся взрастить такие состояния мозга, как эмпатия, доброта и любовь (см. главы 8, 9 и 10).

Осознанность предполагает умелое использование внимания как к внутреннему, так и к внешнему миру. Мозг учится, как правило, через деятельность, поэтому осознанность - это путь, следуя по которому можно получать позитивный опыт и делать его частью себя (как именно добиться этого, обсудим в главе 4). Мы исследуем способы активации состояний мозга, способствующих осознанности, в том числе точку глубокого медитативного погружения (главы 11 и 12).

Под мудростью мы подразумеваем здравый смысл, который обретается в два этапа. Во-первых, вы начинаете понимать, что вам вредит, а что - помогает, иными словами - причины страдания и путь к его прекращению (основная тема глав 2 и 3). Во-вторых, основываясь на этом понимании, вы избавляетесь от того, что вам вредит, и усиливаете то, что помогает (главы 6 и 7). В результате со временем усилится ваше чувство единения с окружающим миром, вы яснее поймете, что все меняется и приходит к завершению, научитесь спокойнее принимать удовольствие и боль (перестанете гнаться за первым и бороться со вторым). Наконец, в главе 13 мы рассмотрим, пожалуй, самую завораживающую и неуловимую особенность, присущую мудрости: чувство отделенности себя от мира и уязвимости по отношению к нему.

Управление, обучение и отбор

Добродетель, осознанность и мудрость существуют благодаря трем основополагающим функциям мозга: управлению, обучению и отбору. Ваш мозг управляет самим собой, а также другими системами организма с помощью сочетания возбуждения и торможения, похожих на зеленые и красные сигналы светофора. Обучение происходит благодаря формированию новых цепей и усилению или ослаблению уже существующих. Кроме того, мозг выбирает, что именно вынести из определенного опыта; например, даже дождевого червя можно научить выбирать определенный путь, избегая ударов электрическим током.

Эти три функции - управление, обучение и отбор - существуют на всех уровнях нервной системы: от замысловатого танца молекул на конце синапса до некоторых операций, требующих работы всего мозга (таких как осуществление контроля или реализация способностей и проницательности). При этом все три функции участвуют в любой важной психической активности.

Каждый из столпов буддистских практик соответствует одной из этих трех основополагающих нервных функций. Добродетель во многом зависит от управления (как в отношении реализации позитивных тенденций, так и в отношении торможения негативных). Осознанность связана с новым типом обучения (поскольку внимание усиливает нервные цепи) и основывается на умении развивать более устойчивое внимание и концентрацию. Мудрость - это вопрос принятия решений, например, отказа от небольших удовольствий ради более важных. Соответственно, развитие добродетели, осознанности и мудрости на уровне разума зависит от управления, обучения и отбора на уровне мозга. Таким образом, развитие этих трех естественных функций, о котором мы еще будем подробнее говорить, укрепляет фундамент для практик духовного развития.

Назад Вперед

Мозг Будды. Нейропсихология счастья, любви и мудрости


Книга написана на стыке психологии, неврологии и созерцательной практики, предлагает самые эффективные инструменты использования потенциала мозга для улучшения жизни. Как понять механизмы работы собственного мозга? Как достичь счастья, любви и мудрости? Как избавиться от депрессии и агрессивности? Найдите в своей жизни спокойствие, радость и сострадание вместо беспокойства, печали и гнева. Измените свой мозг и вы исправите жизнь. Современная наука предоставляет все больше доказательств, что наши мысли способны перестраивать работу мозга. И чем осознаннее мы будем этим пользоваться, тем активнее станем влиять на мир. Великие учителя, такие как Будда, Иисус, Моисей, Мохаммед, и Ганди — все родились с таким же мозгом, как у обычных людей. Но изменив себя – они изменили мир. В этой книге собраны лучшие мировые практики, медитации и упражнения, с помощью которых вы научитесь управлять своим мозгом и изменять жизнь.

ЗАДАТЬ ВОПРОС
ПСИХОЛОГУ

Софья Каганович
Психолог-консультант, психодраматерапевт, психодиагност.

Владимир Каратаев
Психолог, психоаналитик.

Катерина Вяземская
Психолог, гештальт-терапевт, семейный терапевт.

Андрей Фетисов
Психолог, гештальт-терапевт.

© PSYCHOL-OK: Психологическая помощь, 2006 - 2024 г. | Политика конфиденциальности | Условия использования материалов сайта | Администрация