Исторически сложилось так, что плохой сон рассматривается как побочный эффект психического расстройства, однако в новом генетическом исследовании, проведенном под руководством ученых UCL (University College London) показано, что связь между сном и психическими заболеваниями является более сложной.
В исследовании, опубликованном в журнале Translational Psychiatry, были проанализированы данные людей среднего возраста 65 лет и установлено, что короткий сон ассоциируется с появлением депрессивных симптомов.
Ведущий автор работы Одесса С. Гамильтон (Институт эпидемиологии и здравоохранения UCL) сказала: "У нас есть сценарий "курица или яйцо" между неоптимальной продолжительностью сна и депрессией: они часто сопровождаются друг другом, но какой из них наступает первым, в значительной степени остается нерешенным. Используя генетическую предрасположенность к заболеваниям, мы определили, что сон, скорее всего, предшествует депрессивным симптомам, а не наоборот".
Для проведения исследования ученые использовали генетические и медицинские данные 7146 человек, набранных в рамках English Longitudinal Study of Ageing (ELSA) - национального репрезентативного популяционного исследования в Англии.
Было установлено, что люди с более выраженной генетической предрасположенностью к короткому сну (менее пяти часов за ночь) имеют более высокую вероятность развития депрессивных симптомов в течение 4-12 лет, в то время как люди с более выраженной генетической предрасположенностью к депрессии не имеют повышенной вероятности короткого сна.
Старший автор исследования доктор Олеся Айнакина (Институт эпидемиологии и здравоохранения UCL и Институт психиатрии, психологии и нейронаук при Королевском колледже Лондона) сказала: "Короткая и длинная продолжительность сна, наряду с депрессией, являются основными факторами, влияющими на бремя общественного здоровья, которые в значительной степени наследуются. Полигенные показатели - индексы генетической предрасположенности человека к тому или иному признаку - могут стать ключевым фактором в понимании природы продолжительности сна и депрессивных симптомов".
Исследователи оценили степень генетической предрасположенности участников ELSA, используя результаты предыдущих исследований геномных ассоциаций, в которых были выявлены тысячи генетических вариантов, связанных с повышенной вероятностью развития депрессии и короткого или продолжительного сна.
В рамках ряда отдельных анализов, направленных на изучение надежности полученных результатов, исследователи также изучили негенетические ассоциации между депрессивными симптомами и продолжительностью сна.
Было установлено, что вероятность развития депрессивных симптомов у людей, спящих 5 часов и менее, в 2,5 раза выше, а у людей с депрессивными симптомами вероятность короткого сна на треть выше. При этом учитывались такие факторы, которые могли повлиять на результаты исследования, как образование, материальное положение, курение, физическая активность и наличие хронических заболеваний.
Исследователи также обнаружили связь между продолжительностью сна и развитием депрессивных симптомов: у участников, спавших более девяти часов, вероятность развития депрессивных симптомов была в 1,5 раза выше, чем у тех, кто спал в среднем семь часов. Однако депрессивные симптомы не были связаны с продолжительностью сна через 4-12 лет, что соответствует результатам генетических исследований.
Профессор Эндрю Стептоу (руководитель отдела поведенческих наук и здоровья, Институт эпидемиологии и здравоохранения Калифорнийского университета) сказал: "С возрастом частота неоптимального сна и депрессии увеличивается, и в связи со всемирным явлением старения населения возрастает необходимость более глубокого понимания механизма, связывающего депрессию и недостаток сна. Данное исследование закладывает важную основу для будущих исследований, посвященных взаимосвязи генетики, сна и депрессивных симптомов".
В целом участники исследования спали в среднем семь часов в сутки. Более 10% участников спали менее пяти часов в сутки в начале исследования и более 15% - в конце, а доля участников с депрессивными симптомами увеличилась примерно на 3 процентных пункта - с 8,75 до 11,47%.
Как продолжительность сна, так и депрессия частично наследуются из поколения в поколение. По данным более ранних близнецовых исследований, депрессия наследуется примерно на 35%, а генетические различия обусловливают 40% дисперсии продолжительности сна.
В исследовании были объединены данные о продолжительности сна и депрессивных симптомах из двух обследований ELSA, проведенных с разницей в два года, поскольку известно, что продолжительность сна и депрессия изменяются во времени.
Университетский колледж Лондона, Пер.: PSYCHOL-OK.RU