Мелани Кляйн
Мелани Кляйн (1882 - 1960) является одной
из наиболее известных и ярких фигур психоаналитического движения. Ее
смелые и оригинальные подходы к анализу детей, анализу взрослых пациентов,
страдающих серьезными психическими расстройствами (психозами), ее теоретические
идеи о нормальном и патологическом развитии личности и межличностных
отношений человека снискали заслуженное уважение и широкое признание
и, одновременно, возбудили и продолжают возбуждать многочисленные споры,
критику, иногда весьма жесткую, а подчас и полное неприятие и отвержение
в психоаналитических кругах.
Путь Мелани Кляйн в психоанализ был непрост. Она родилась и жила с родителями
в Вене, где в юности входила в кружок интеллигентной молодежи, интересовавшейся
философией, наукой, литературой, искусством. В течение двух лет она изучала
гуманитарные науки в Венском университете. Она мечтала получить медицинское
образование, однако замужество, последующая жизнь в небольших провинциальных
городках и рождение детей воспрепятствовали этому.
Лишь поселившись в 1910 г. в Будапеште, она вновь окунулась в интеллектуальную
атмосферу большого города и вскоре заинтересовалась психоанализом, примкнув
к психоаналитическому кружку Шандора Ференци и пройдя у него личный анализ.
В 1917г. она познакомилась с Фрейдом, а в 1919г. вступила в Венгерское
психоаналитическое общество, представив доклад «О развитии одного ребенка».
В 1920 г. Мелани Кляйн познакомилась с Карлом Абрахамом, личность и
идеи которого произвели на нее большое впечатление. В 1921 г. она переехала
в Берлин, где начала свою психоаналитическую практику с взрослыми и детьми.
Там же она начала свой повторный анализ у Абрахама, который прервался
в 1925 г. из-за его преждевременной смерти. В Берлине Мелани Кляйн сформулировала
свои первые идеи, касающиеся отличия психоанализа детей от психоанализа
взрослых, игровой техники и интерпретативного подхода в детском психоанализе.
В 1926 г. Мелани Кляйн по приглашению Эрнста Джонса переехала в Великобританию,
где и обосновалась окончательно. Там ее клиническая и теоретическая работа
достигла своего расцвета и получила широкое признание, появились многочисленные
ученики, вышли в свет основные статьи и книги. Но в 40-е гг. она подверглась
жесточайшей критике со стороны последователей ортодоксального психоанализа,
в основном эмигрировавших в Англию с континента перед второй мировой
войной, и вступила в непримиримое соперничество с Анной Фрейд, также
поселившейся в Лондоне и разрабатывавшей свою технику детского анализа
и теорию развития ребенка. Все это привело к сохраняющемуся до сих пор
расколу Британского психоаналитического общества на группы последователей
Мелани Кляйн и Анны Фрейд и нейтральную группу, занимающую промежуточное
положение.
Наиболее важным достижением Кляйн в практике детского анализа было создание
игровой техники. Она считала, что детский анализ не может проходить,
как взрослый: когда пациент лежит на кушетке и предается вербальным свободным
ассоциациям. Ребенок должен двигаться, играть, видеть своего аналитика.
Поэтому вместо вербальных свободных ассоциаций в детском анализе Мелани
Кляйн применила технику свободной игры, инициатором которой является
ребенок, и которая, так же, как вербальные ассоциации взрослого человека,
становится способом выражения его желаний, фантазий и жизненного опыта.
Мелани Кляйн также определила, каково должно быть расписание психоаналитических
сеансов при работе с детьми и как должна быть устроена игровая комната.
Каждый ребенок, в частности, имел свой отдельный ящик с игрушками, причем
особый акцепт делался на том, чтобы игрушки были небольшими, что позволяло
им выступать непосредственно в качестве символов внутреннего мира ребенка.
В отличие от Анны Фрейд, Мелани Кляйн считала, что у маленького ребенка
также возникает перенос, и уделяла большое внимание его анализу, особенно
анализу негативного переноса. Она также уделяла большое внимание анализу
взаимоотношений ребенка с архаическими, частичными объектами его внутреннего
мира, например расщепленными на хорошую и плохую части матерью и отцом.
Мелани Кляйн была среди тех психоаналитиков, которые существенно расширили
спектр клинического применения психоанализа, включив в него аналитическую
работу с тяжело нарушенными психотическими или околопсихотическими пациентами.
Для аналитической техники Мелани Кляйн характерны смелые и глубокие интерпретации
с самого начала лечения, большое внимание к анализу негативных чувств
вообще и негативного переноса в частности, использование при интерпретировании
языка частичных объектов (груди, пениса, вагины, фекалий, хорошей и плохой
матери и т. п.) и телесных функций (еды, выделения, сексуальности).
Главной теоретической заслугой Мелани Кляйн является разработка теории
развития личности и межличностных отношений младенца и очень маленького
ребенка.
Мелани Кляйн была первой из психоаналитиков, кто сосредоточился на отношениях
младенца и маленького ребенка с матерью и другими людьми как на главном
условии и источнике развития его личности и даже просто его физического
выживания. Кляйн является первым и, возможно, наиболее влиятельным теоретиком
объектных отношений в психоанализе. Отношения ребенка и, прежде всего,
его отношения с матерью, отношения пациента и, прежде всего, его отношения
с аналитиком всегда оставались в центре внимания не только психоаналитической
теории Мелани Кляйн, но и ее лечебной техники.
В своей теории развития Мелани Кляйн исходила из того, что у ребенка
с самого начала действуют два основных влечения: любовно-сексуальное
и разрушительно-агрессивное. Возникающее Эго младенца решает задачи не
только взаимодействия с внешним миром, но и овладения этими инстинктами,
причем сам процесс развития проходит благодаря взаимоотношениям ребенка
с его первыми объектами - грудью, а затем матерью. Интроецируя (поглощая,
усваивая) их, идентифицируясь с первичными объектами и с возникающими
с ними объектными отношениями, ребенок строит свой внутренний мир, овладевает
своими влечениями.
Мелани Кляйн считает, что процесс интеграции Эго, развития его защитных
механизмов, процесс становления и развития объектных отношений проходит
через две стадии, которые, однако, не имеют четкой хронологической привязки
и могут существовать в течение всей жизни человека в качестве позиций,
отражающих его отношение к самому себе и окружающему миру. Мелани Кляйн
описывает две позиции: параноидно-шизоидную и депрессивную. 'Для параноидно-шизоидной
позиции характерно отсутствие интеграции Эго и объектов, которые разделены
на хорошую и плохую части. Это необходимо для того, чтобы сохранить хороший
объект, хорошего себя и хорошие отношения между ними от атаки со стороны
агрессивно-разрушительных частей своей личности, которые ребенок еще
не в состоянии контролировать. Основными защитными механизмами являются
расщепление себя и объекта и как следствие резкие и внешне не мотивированные
изменения в чувствах и поведении по отношению к себе и другим людям на
противоположные, и проективная идентификация, т. е. проекция на объект
невыносимых в себе самом чувств, желаний, намерений, и одновременно идентификация
с этим «обогащенным» своими проекциями объектом, что приводит к нарушению
границ между собой и объектом, и ощущению внешнего объекта как плохой,
преследующей части себя и наоборот. Фиксация на параноидно-шизоидной
позиции, как следует из ее названия, присуща тяжело нарушенным пациентам,
страдающим психозами или тяжелыми пограничными или нарциссическими расстройствами.
Хронологически более поздней, а клинически более зрелой и «нормальной»
является депрессивная позиция, для которой характерца целостность себя
и объекта, т. е. реалистическое признание в себе и в других людях как
хороших, так и плохих сторон, способность испытывать вину за свои агрессивные
и разрушительные чувства и желания, смягчать свою ненависть любовью и
возмещать нанесенный своими поступками вред. Депрессивной позиции, соответствующей
уровню невротических расстройств, присущи зрелые защитные механизмы (вытеснение,
рационализация, реактивные образования и т. п.) и объектные отношения
с целостными объектами, например с матерью, с отцом, сочетающими в себе
как свои хорошие, так и плохие черты.
Обогатило психоаналитическую теорию развития также и выдвинутое Мелани
Кляйн положение о том, что стадии психосексуального развития, по Фрейду,-
оральная, анальная, фаллическая (генитальная) - не являются хронологически
закрепленными, последовательно сменяющимися этапами развития, но присутствуют
у каждого ребенка с самого рождения в качестве тенденций, а первые, ранние
стадии Эдипова конфликта начинают проживаться младенцем еще при кормлении
грудью. При этом ранняя «эдипизация», сексуализация ребенка говорит о
его глубокой оральной неудовлетворенности в диадических отношениях с
матерью.
Особый интерес Мелани Кляйн на протяжении всей ее карьеры привлекали
негативные, разрушительные чувства и желания человека:
ненависть, зависть, жадность, Клиническому и теоретическому исследованию
их источников и проявлений посвящены многие ее работы.
Наряду с этим, Мелани Кляйн в своих размышлениях о плохой и хорошей
матери, ненависти и любви, зависти и благодарности постоянно подчеркивала
важность любви, позволяющей не только смягчить и преодолеть негативные
чувства, но и глядеть в будущее человечества с осторожным оптимизмом.
Мелани Кляйн была не просто выдающимся практиком и ученым, она была
и создательницей своей аналитической школы. Ее учениками были такие известные
психоаналитики, как Вильфред Бион, Паула Хайман, Герберт Розенфельд,
Ханна Сегал. Идеи Кляйн нашли свое применение не только в клинической
работе, но и в социальных и гуманитарных дисциплинах.
Мы предлагаем вашему вниманию одну из последних итоговых работ Мелани
Кляйн «Зависть и благодарность» (1957), обобщающую опыт ее сорокалетней
аналитической карьеры. В этой книге в присущей ей смелой и безапелляционной
манере Мелани Кляйн исследует бессознательные источники «двух всем знакомых
отношений - зависти и Благодарности». На примере богатого литературного
и клинического материала Кляйн разворачивает драму развития человека
и его взаимоотношений с окружающими в борьбе любви и ненависти, доверия
и подозрительности, щедрости и жадности, благодарности и зависти. Она
убедительно показывает, как психоаналитическое лечение способно разрешить
негативный перенос, реконструировать ранний детский опыт пациента и привести
к интеграции его личности.
С большим удовольствием представляя вам эту книгу не только как переводчик
и автор предисловия, но и как практикующий аналитик, многому научившийся
у Мелапи Кляйи, я надеюсь, что вы по достоинству оцените проницательность,
глубину, энергию и обаяние этой «маленькой фрау», как назвала ее в своих
ассоциациях одна из пациенток (klein, по-немецки - маленький), оказавшей
такое большое влияние на весь современный психоанализ.
А. Ф. Усков