Найден потенциал для борьбы с депрессией путем восстановления ключевого мозгового ритма

Новое исследование, проведенное на мышах и крысах под руководством ученых из Медицинской школы Гроссмана Нью-Йоркского университета и Университета Сегеда в Венгрии, показало, что восстановление определенных сигналов в области мозга, обрабатывающей запахи, помогает справиться с депрессией.

Результаты исследования, опубликованные в журнале Neuron, касаются нервных клеток (нейронов), которые "зажигают", или излучают электрические сигналы, для передачи информации. В последние годы исследователи обнаружили, что для эффективной коммуникации между областями мозга требуется, чтобы группы нейронов синхронизировали свою активность в повторяющихся периодах (осцилляциях) совместного молчания, за которым следует совместная активность. Один из таких ритмов, называемый "гамма", повторяется около 30 или более раз в секунду и является важным временным паттерном для кодирования сложной информации, потенциально включающей эмоции.

Хотя причины депрессии остаются малоизученными, по данным прошлых исследований, изменения гамма-колебаний отражаются на электрофизиологическом маркере заболевания в областях мозга, управляющих обонянием, которые также были связаны с эмоциями. Эти области включают обонятельную луковицу, прилегающую к носовой полости, которая, как считается, является источником и "проводником" общемозговых гамма-колебаний.

Чтобы проверить эту теорию, авторы нынешнего исследования отключили функцию луковицы с помощью генетических и клеточных сигнальных методов, и наблюдали связанное с этим увеличение депрессивно-подобного поведения у исследуемых грызунов, а затем обратили это поведение вспять с помощью устройства, которое усиливало гамма-сигналы мозга в их естественном темпе.

"Наши эксперименты выявили механистическую связь между недостаточной гамма-активностью и ухудшением поведения в моделях депрессии у мышей и крыс, причем изменения сигналов в обонятельной и связанной с ней лимбической системах аналогичны тем, которые наблюдаются у пациентов с депрессией", - говорит автор соответствующего исследования Антал Берени, доктор медицины, доктор философии, адъюнкт-доцент кафедры неврологии и физиологии в NYU Langone Health. "Эта работа демонстрирует возможности гамма-усиления как потенциального подхода к борьбе с депрессией и тревогой в тех случаях, когда имеющиеся лекарства неэффективны".

По словам исследователей, большое депрессивное расстройство - это распространенное, тяжелое психическое заболевание, часто не поддающееся медикаментозной терапии. Распространенность этого состояния резко возросла с начала пандемии, и, по оценкам, число новых случаев заболевания превысило 53 миллиона.

Гамма-волны связаны с эмоциями

Вызывающие заболевания изменения во времени и силе гамма-сигналов, потенциально вызванные инфекциями, травмами или наркотиками, которые передаются от обонятельной луковицы к другим областям мозга лимбической системы, таким как грушевидная кора и гиппокамп, могут изменять эмоции. Однако исследовательская группа не уверена, почему. Согласно одной из теорий, депрессия возникает не в обонятельной луковице, а в изменениях ее исходящих гамма-паттернов к другим областям мозга.

Удаление луковицы представляет собой старую модель на животных для изучения большой депрессии, но этот процесс вызывает структурные повреждения, которые могут затуманить представление исследователей о механизмах болезни. Таким образом, нынешняя исследовательская группа разработала обратимый метод предотвращения повреждения, начав с единственной, разработанной нити ДНК, заключенной в безвредный вирус, который при введении в нейроны в обонятельных луковицах грызунов заставлял клетки создавать определенные белковые рецепторы на своей поверхности.

Это позволило исследователям вводить грызунам лекарство, которое распространялось по всей системе, но отключало только те нейроны в луковице, которые были сконструированы так, чтобы иметь рецепторы, чувствительные к лекарству. Таким образом, исследователи могли избирательно и обратимо отключать связь между областями мозга-партнерами луковицы. Эти тесты показали, что хроническое подавление сигналов обонятельной луковицы, включая гамма-сигнал, вызывало депрессивное поведение не только во время вмешательства, но и в течение нескольких дней после него.

Чтобы показать влияние потери гамма-колебаний в обонятельной луковице, команда использовала несколько стандартных тестов депрессии на грызунах, включая измерение тревоги, которая является одним из ее основных симптомов. Специалисты в этой области признают, что модели психических заболеваний человека на животных ограничены, поэтому для измерения депрессивного поведения используется набор тестов, которые доказали свою полезность в течение долгого времени.

В частности, в тестах изучалось, как долго животные проводят время на открытом пространстве (мера тревоги), перестают ли они раньше плавать при погружении в воду (мера отчаяния), перестают ли они пить воду с сахаром (получают меньше удовольствия от происходящего) и отказываются ли они заходить в лабиринт (избегают стрессовых ситуаций).

Затем исследователи использовали изготовленное на заказ устройство, которое регистрировало естественные гамма-колебания обонятельной луковицы и посылало эти ритмичные сигналы обратно в мозг грызунов в виде замкнутой электрической стимуляции. Устройство было способно подавлять гамма-колебания у здоровых животных или усиливать их. Подавление гамма-колебаний в обонятельной доле вызывало поведение, напоминающее депрессию у людей. Кроме того, подача усиленного сигнала обонятельной луковицы обратно в мозг крыс с депрессией восстанавливала нормальную гамма-функцию в лимбической системе и снижала депрессивное поведение на 40 процентов (почти до нормы).

"Никто пока не знает, как гамма-волны преобразуются в эмоции", - говорит старший автор исследования Дьёрдь Бужаки, доктор медицины, доктор философии, профессор Биггс на кафедре неврологии и физиологии NYU Langone Health и преподаватель Института неврологии. "В дальнейшем мы будем работать над тем, чтобы лучше понять эту связь в луковице и в областях, с которыми она соединяется, по мере изменения поведения".

ScienceDaily, Пер.:

Дошкольники способны отличать хорошие источники информации от плохих

Маленькие дети совсем ни как губки впитывают всю информацию, они могут активно оценивать знания других людей и приходить к «экспертам» за той информацией, которая им необходима, — сообщают психологи.

Ученые исследуют эгоизм как союзника альтруизма

Альтруисты, как правило, подвержены эксплуатации со стороны эгоистов внутри одной социальной группы, но группы альтруистов так же могут сильно превзойти группы эгоистов. Альтруизм так же может развиваться в ходе естественного отбора, до тех пор, пока его недостатки не превосходят его достоинств.