Мозговой центр мужского либидо найден?

В новом исследовании, проведенном на мышах, сообщается, что за сексуальное влечение у мужчин может отвечать единая схема мозга с жесткой структурой. Результаты исследования были опубликованы в журнале Cell.

Исследователи выделили у лабораторных мышей область мозга, которая контролирует сексуальный интерес, либидо, брачное поведение и удовольствие, сообщил старший исследователь доктор Нирао Шах, профессор психиатрии и нейробиологии в Медицинской школе Стэнфордского университета в Калифорнии.

Эта область использует сенсорный сигнал из окружающей среды для распознавания пола другой мыши - "Ага, это самка, возможно, я смогу спариться, если она захочет. Затем это распознавание преобразуется в желание спариться и акт спаривания, который осуществляется этой цепью. Кроме того, эта схема позволяет сделать поведение приятным, так что животные будут стремиться повторить его, что очень важно, поскольку для выживания вида животным необходимо размножаться", - говорит Шах.

По его словам, хотя данное исследование проводилось на мышах, аналогичные структуры мозга были обнаружены и у других млекопитающих, и, возможно, даже у человека.

"Мы думаем, что в человеческом мозгу есть аналогичные анатомические структуры, но, конечно, их функции еще предстоит выяснить", - отметил он.

Для своих экспериментов группа Шаха использовала взрослых беспородных мышей-самцов, которые никогда не видели самок после отъема от матери в возрасте около 3 недель. Таким образом, наблюдаемая активность мозга и поведение мышей не формировались под влиянием социальных факторов.

Исследователи тщательно картировали клетки мозга и связи, составляющие эту специфическую цепь, называемую преоптической областью гипоталамуса (ПОГ).

В более ранних работах исследователей было обнаружено, что они могут включать и выключать распознавание самцами мышей незнакомых самок, манипулируя нейронами, которые передают сигналы в ПОГ из миндалевидного тела, являющемся местом проявления эмоций у человека. Специфические сигналы поступали из части миндалевидного тела, называемой ядром ложа терминальной полоски.

"У нас не было оснований полагать, что эта область ПОГ будет не только контролировать акт спаривания, но и регулировать желание спариваться или регулировать приятные ощущения, возникающие при спаривании. В принципе, эти три аспекта сексуального поведения - акт спаривания, сам физический акт, желание спариваться и удовольствие, которое его сопровождает, - могут быть воплощены в разных областях мозга. Но мы обнаружили, что преоптическая область гипоталамуса обладает этими атрибутами”.

В новом исследовании ученые обратили внимание на небольшой набор генетически отличных нейронов ядра ложа терминальной полоски, которые выделяют медленно действующий сигнальный белок, или пептид, называемый субстанцией P.

Ученые также обнаружили еще один небольшой набор нейронов в ПОГ, которые несут рецепторы для субстанции P, образуя, по сути, связь с нейронами ядра ложа терминальной полоски.

Нейроны ПОГ повышали свою активность под воздействием нейронов ЯЛТП, выделяющих вещество P и примерно через 10-15 минут после этого у самцов мышей происходила полная последовательность брачного поведения - залезание, проникновение и эякуляция.

Ученые пришли к выводу, что вещество P повышает чувствительность нейронов ПОГ, поэтому они становятся все более активными. Преоптическая область гипоталамуса ускоряла брачное поведение, причем прямая активация цепи приводила даже к спариванию с неодушевленными предметами. Стимуляция ПОГ также сокращала рефрактерный период мышей, необходимый для восстановления полового влечения и способности к половому акту после эякуляции.

Для мышей, использованных в данном исследовании, нормальный рефрактерный период составляет пять дней. Однако непосредственная стимуляция ПОГ веществом P побудила самцов мышей, которые только что эякулировали, немедленно повторить процедуру полового спаривания.

"Для возобновления половой активности им потребовалась одна секунда или даже меньше. Это более чем 400 000-кратное сокращение рефрактерного периода. С другой стороны, блокирование ПОГ полностью устраняло желание спариваться у самцов мышей. Когда мы выключаем центр ПОГ у самца мыши, он просто перестает спариваться. Даже если в его клетке есть желающая самка. Даже если нет опасности. Даже если есть достаточное количество пищи. Он нормально ходит. Нет никаких проблем в других видах поведения, например, в агрессии. Он по-прежнему будет драться с самцами, поскольку они являются конкурентами. Он просто не спаривается", - говорит Шах.

Кроме того, нейроны ПОГ, содержащие рецепторы субстанции P, связаны с двумя нижележащими центрами мозга, которые, как известно, имеют решающее значение для произвольных движений и переживания или предвкушения удовольствия.

"Важно отметить, что аналогичные структуры существуют у существ, менее сложных, чем мыши, например, у птиц, которые даже не являются млекопитающими. Исследования, проведенные несколько лет назад на обезьянах, показали, что включение одного из центров, над которыми мы работали у мышей, на самом деле вызывает мужское брачное поведение, что позволяет предположить функциональное соответствие в мозге у мыши и обезьяны. Таким образом, между птицами, мышами, обезьянами, людьми и этими областями мозга существует анатомическое соответствие, а между мышами и обезьянами - еще и функциональное", - сказал Шах.

Полученные результаты могут привести к созданию препаратов, регулирующих работу половых цепей в мозге мужчин с гиперактивным половым влечением. Кроме того, новые методы лечения могут повысить половое влечение у мужчин, страдающих от отсутствия желания.

"Если эти центры существуют у человека, а теперь мы знаем, где их искать, то можно будет разработать небольшие молекулы, которые будут использоваться для регулирования этих цепей. Но насколько это осуществимо, неизвестно, поскольку сначала нужно будет идентифицировать эти центры в мозге человека, и, кроме того, регуляция либидо у человека чрезвычайно сложна и имеет множество социальных, политических, этических и других соображений, которые необходимо учитывать, прежде чем думать о каком-либо подобном подходе", - сказал Шах.

По его словам, препарат, стимулирующий половое влечение, нацеленный на человеческий аналог ПОГ, будет действовать совсем иначе, чем препараты для лечения эректильной дисфункции.

Вместо того чтобы стимулировать кровоток в мелких кровеносных сосудах, такие препараты будут воздействовать непосредственно на определенную область мозга, которая контролирует мужское либидо.

Группа Шаха также пытается найти аналогичные схемы мозга у женщин.

HealthDay, Пер.:

Можем ли мы оценить собственную иммунную систему?

Психологическое исследование показывает, что наш мозг способен оценивать состояние собственного здоровья более точно, чем мы думаем, и, возможно, даже способен правильно оценить состояние нашей иммунной системы.

Гены влияют на то, предпочитают ли младенцы смотреть на лица или на несоциальные объекты

То, будут ли младенцы в возрасте пяти месяцев смотреть в основном на лица или на такие несоциальные объекты, как автомобили или мобильные телефоны, в значительной степени определяется генами.